№ 372
Из заметки российского посланника в
Иране великому князю Михаилу Николаевичу о
туркменах, кочующих на границах Астрабадской
провинции
(Данная заметка Н К. Гирса составлена на
основе “кетибче” (податного реестра)
персидского правительства)
16 октября 1864 г.
Из числа многочисленных известных
туркменских племен на северо-восточной границе
Астрабадской провинции кочуют два племени: йомут
и гоклен, которых вместе с частью теке персидское
правительство издавна считает своими подданными
— иль, или, вернее сказать, данниками, хотя первое
совершенно номинально, а второе зависит от того,
каков губернатор Астрабада: ловок [ли] он и силен.
Туркмены иль платят ему дань, а в противном
случае они делаются ягы, (Ягы в
дословном переводе — неприятель) то есть
непокорными. Йомуты, как предполагают, состоят
более чем из 50 тысяч кибиток или семейств, из коих
только с небольшим 9100, кочующие на пространстве
между Гасан-Кули при устьях реки Атрек устьями
Черной речки (Кара-Су) и Гургена и местечком
Гумбези Кабус при реке Гурген, отстоящем от г.
Астрабада на 14 фарсахов, платят при упомянутых
выше условиях дань персидскому правительству;
остальные же 30 тысяч семейств, кочующие между
восточными берегами Каспийского моря и правым
берегом Атрека, с одной, и владениями Хивинского
ханства, с другой стороны, вовсе не признают над
собой владычества Персии. Сказанные 9 тысяч
семейств йомутов, данников Персии, разделяются
на 17 главных ветвей.
1) Джафарбай, которых мы называем
морскими туркменами, кочуют при восточном береге
Каспийского моря, начиная от устья Кара-Су
(Черная речка) под 36°49 с. ш. до разбойничьего аула
Гасан-Кули при устье Атрека под 37°25, то есть на
протяжении 9 фарсахов, или 63 верст, и
подразделяются, с своей стороны, на две отрасли:
ярали и нурали...
Пишак и атабай, кочующие в степях между
кочевьями джафарбаев, с одной, и между
Дараджиком, с другой стороны, состоят из 1575
семейств... (Опущены названия и
численность мелких родовых групп и
подразделений иомутского и гокленского племен).
За теми тремя собственно иомутцами
племенами следуют 14 других, кои причисляются
также к йомутам...
Племя гоклен, в прежние времена
состоявшее из 12 тысяч семейств, будучи теснимо с
одной стороны персиянами и туркменами-йомутами,
с другой — бунджурскими курдами, начало с давних
времен [502] покидать свои
пепелища и откочевывать в хивинские владения,
так что в начале 1864 г. их оставалось всего только
2400 с небольшим семейств, на подданство и
данничество коих могло рассчитывать персидское
правительство. Кочевья их находятся между
Астрабадской провинцией и рекой Гурген, начиная
от Гумбези-Кабуса, с одной стороны, и Симулганом
при истоке Гургена, с другой; они разделяются на
два главных племени: додурга и халка даглы...
Таким образом, туркмен йомутов и
гокленов, на подданство коих персидское
правительство претендует, всего с небольшим 11500
кибиток, или семейств.
Так как астрабадские губернаторы, по
обыкновению своему и смотря по влиянию, какое они
имеют на туркмен, взимают с них с каждого
семейства от 5 до 10 кранов, следовательно, при
благоприятных для персидского правительства
обстоятельствах оно получает с них всего от 6 до 12
тысяч туманов за пастбищное право на персидской
[земле] — землевознаграждение весьма
недостаточное за все те убытки, которые они
наносят жителям и владельцам деревень
Астрабадской провинции. Подать эту они вносят
частью деньгами, частью собственными
произведениями, как-то: шелком, рисом, ячменем,
коровьим и овечьим маслом, войлоком, служащим во
всей Персии для покрышки лошадей, грубыми
шелковыми и шерстяными материалами и другими
своими изделиями. Они ведут с персиянами меновую
торговлю сказанными произведениями и сверх того
нефтью и солью, взамен коих они приобретают от
персиян предметы, необходимые для их домашнего,
весьма непричудливого обихода; и мена эта
производится или частью в городе Астрабаде,
частью в деревнях, находящихся при берегах
Астрабадского залива.
Из всех туркмен, с коими персияне имеют
дело, менее всего притесняют и берут в плен
астрабадцев гоклены, хотя они и отважнее йомутов,
которые в течение последних 6 лет, а именно после
кончины астрабадского губернатора Джафар
Кули-хана ильхани, беспрерывно тревожат
астрабадцев своими нападениями и грабежами. В
настоящее время обыкновенный туркменский термин
“туркменчилик” (туркменство), то есть просто
патриархальность нравов, имеет совершенно
противоположное значение, а именно: удальство,
обман, и свойство это они, не краснея, придают
один другому, говоря о разбоях своих. Страннее
всего, что они приводят в действие свой
“туркменчилик” не в отношении к одним только
астрабадцам, что еще легко можно было бы
объяснить себе тем, что они мстят за
несправедливости, делаемые им правителями
Астрабада, коих политика состоит в том, чтобы
вооружить гоклен на йомутов и обратно, но и в
отношении даже к нам, несмотря на всю
справедливость нашу к ним и моральное
покровительство, им оказываемое, чему, к
сожалению, доказательством служит то, что они,
несмотря на присутствие военных судов наших в
Астрабадском заливе, никогда не пропускали и не
пропускают случая, чтобы грабить наши парусные
коммерческие суда, проходящие мимо их берегов,
коль скоро таковые не будут встречаемы или
провожаемы военными судами Астрабадской
станции, равно как и уводить в плен русских
подданных, не исключая даже и самих матросов, из
коих двое томятся у них в неволе на Атреке с 1858 г.
по сие время. (Документ без подписи)
ЦГИА ГрузССР, ф. 416, оп. 3, д.
1112, лл. 24—27.
Заверенная копия