№ 319
Из письма директора пароходной
компании Н. Новосильского командующему
Каспийской флотилией о развитии пароходного
сообщения
(ноябрь 1855 г.)
Ваше превосходительство, милостивый
государь Николай Александрович! (Контр-адмирал Васильев Н. А.)
...Вашему превосходительству известно,
что при главнейшем пункте отправления в Россию
персидских товаров Месседишер (Опущены
слова, не имеющие смысловой связи с текстом)
(что между Астрабадом и Энзели) нет никакой
гавани и стоянка судов так неудобна, что в бурю
прошлого года погибло там их несколько десятков.
В этом месте при ветрах от NW бывает такое
волнение, что с судов по целым неделям не
съезжают на берег, — какая же затруднительная
должна быть погрузка товаров в таких местах для
парохода. Чтобы заставить персиян обращать
товары свои на Астрабад или Энзели, надобно мне
принять участие в Московской купеческой
компании, ведущей торговлю с Персией, и
постараться энергически изменить к лучшему
действия ее, осуждаемые консулами нашими в
упомянутых местах. К сожалению, для сношений
наших с туркменцами и через Ново-Петровское
укрепление с Хивой предстоит исправить те дурные
понятия, кои народ сей получил о русских
вследствие постоянных обманов астраханских
рыбопромышленников, покупающих у туркмен рыбные
товары. А, между тем, с народом этим при
добросовестности легко завести торговые
сношения, доставляя им те предметы, которые они
получают теперь из Персии за привозимую туда ими
нефть и соль. Нет сомнения, что туркмены взамен
своей нефти и соли охотно будут брать от нас на
месте то, что они достают за эти же продукты ценой
морского опасного путешествия.
Таким образом, можно достигнуть двух
целей: 1) расширения торговых наших сношений с
Персией через доставку туда необходимых ей нефти
и соли и 2) отстранения поводов туркменам к
развитию мореплавания. [443]
Если бы для всего этого нужна была
только моя деятельность, я почел бы себя
счастливым потрудиться на пользу отечества, но
сверх трудов моих в деле этом необходим
значительный капитал, а я, употребляя все
денежные средства мои на учреждение пароходства
по р. Куре, должен буду для осуществления
обширного плана этого прибегнуть к составлению
компании.
Вот почему нужна мне привилегия или
ограждение от конкуренции в продолжение того
времени, в какое, по соображению моему,
затраченный безвозвратно капитал компаньонов
моих будет возвращен из доходов предприятия. Без
такого обеспечения компания и при доверии ко мне
не состоится.
Мне остается к краткому изложению
предмета этого присоединить только то, что ваше
превосходительство, поставленные в главе
управления Астраханским краем и Каспийским
морем, ознакомившись с положением торговли нашей
с Персией и Туркменией, с характером здешних
русских промышленников и армянских
капиталистов, знаете, можно ли ожидать улучшения
торговли этой, и не следует ли правительству, так
долго не достигающему при нынешней системе
предположенных им результатов, допустить
вмешательство в это дело пароходной компании с
большими средствами и с просвещенным
патриотическим взглядом на принимаемые ею на
себя обязанности.... (Опущены
сведения, сообщающие о перевозочных ценах на
коммерческие грузы и т.д.)
Н. Новосильский
ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 1293, лл.
28—34 об.
Подлинник.