№ 27
Письмо калмыцкого хана Дондук Омбы (Дондук Омба, внук калмьщкого хана Аюки,
в 1735 г. был назначен главным управителем
калмыцкого народа; в 1736 г. за заслуги, оказанные
царскому правительству во время турецкой войны,
получил грамоту на ханское достоинство.)
кабинетному министру графу А. И. Остерману о
завоевании Надир-Шахом Бухары и Хивы, о массовом
передвижении туркмен в сторону Мангышлака и
возможности оказания им помощи хлебом
13 февраля 1741 г.
Напредь сего бывшие у деда и отца моего
в подданстве трухменцы между собою возымели
ссору и пришли в несогласие, на которые тогда
киргиз-касаки нападали и многих разорили, а
оставшие на том месте уже жить не могли и отошли к
Хиве. А ныне через бывших людей моих в Хиве
получил я известие, что прошлою осенью во время
взятия персидским Тахмас ханом (Речь
идет о Надир-шахе и его походах в Бухару и Хиву.
Надир-шах здесь ошибочно назван Тахмас-ханом.) Бухарии
и Хивы, бывшие прибыли из Бадакшана и Бухарии
трухменцы, все, собравшись с нашими трухменцами,
желая иметь жительство на прежних своих местах и
с нами соединиться, перешли на Мангышлак и
знатные из них старшины, а именно: сын Векиль
Джумат-Назаев сын, Бектеке — Заманбека сын,
Эгузербек Эр-Сарин-Эгус беков сын, Джанан бек
Эр-Сарин же, Теари Берди Саларинов, Ханджал бакши
Екдереев, Алибай Дондураев, Хамбар Абдалов, Хутлу
Мембет Бурунцугаев (Наряду с
собственными именами здесь перечисляются в
большинстве случаев в искаженном виде и названия
туркменских племен, из которых происходили
вышеуказанные предводители), Назар Алаяриев
тем людям моим приказали меня поздравить и
притом мне объявить, что, когда они для
жительства своего изберут удобное место, тогда
пришлют ко мне со уведомлением знатного
человека, також ежели на их господин, то бы я у его
императорского величества исходатайствовал [59] им, чтоб прислано было к ним
для продажи на четырех или пятистах судах муки,
ибо они люди не кочевые и обыклые к хлебу, и где
хлебных мест нет, тамо они жительство иметь не
могут. И хорошо бы было, ежели бы в Астрахань
послан был указ, дабы оттуда нынешней весны по
вскрытии льда для вспомоществования им
отправлять к ним купечество. Оные же люди мои,
бывшие в Хиве, сказывали, что персияне в августе
месяце приняли Бухарию, а 4 сентября Хиву
завоевали, а они выехали из Хивы того же сентября
10-го числа, и слышали от трухменцев, что их от
Балхан, от Бадакшана собралось и откочевало с
триста тысяч кибиток и передние уже дошли до
урочища Мангышлак, а те мои люди, с ними трухменцы
разстались на урочище Хашат, а в бытность их тамо
в трухменских улусах, когда те трухменцы
покочевали от Хивы, прислан был к ним от шаха
нарочной с тем, что, хотя они войско его и разбили
и людей умертвили, но за то он, шах, на них гневу не
имеет, и чтоб они и с улусы своими кочевали и где
похотят, токмо бы войска своего дали и оные
трухменцы, не послушав того, сюда покочевали,
потом от шаха и другой присланной у них был и
объявил им, что шах позволяет им сверх
обыкновенного жалованья во всех его войсках
иметь им первенство и жалует им дарханство (Тарханство — право на различного
рода привилегии. Тарханы не платили податей и
налогов и нередко освобождались от судебной
ответственности), но они, того не послушав,
сюда покочевали; и впредь како оным поступать,
полагаются на мою волю.
А вы, о сем его величеству государю
донесши, какой тому способ употребить изволите,
предаю в ваше рассуждение.
У письма печать калмыцкого хана Дондук
Омбы