Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

1

1606 г. февраля 12. Купчая (васика) Ялангуш бия 87 сына Бой ходжи бая, на приобретение у Ой беким, дочери ходжи Хошима Ахрори 89, обелённого имения в местности Яримтуг самаркандского тумона Офаринкент за 4300 танга

ЦГИА УзССР, ф. 323, № 1197/7. Копия, переписанная в 1895 г. на русской бумаге, с пометами на полях рукою В. Л. Вяткина.

Упоминается в работе В. Л. Вяткина: Материалы к исторической географии Самаркандского вилаета. СКСО, VII, 1902, стр. 4 — 6.

(1) Он не нуждается ни в чем (См. прим. 1, стр. 3.)! Во имя аллаха, милостивого, милосердного!

(2) Хвала аллаху, разрешившему продажу и куплю и запретившему захват и лихоимство! Молитва и мир да пребудут над посланником его, Мухаммадом-избранником, над родом его и сподвижниками его, образцами людей достойных подражания!

Засим; сие (3) есть памятка, гласно объявляющая о том, что [это] было 14 числа месяца шавваля 92 — “да будет он запечатлен добром и успехом” — 1014 г., когда учинил достойное уважения, верное и законное представление (ихрор) отмеченный способностями михтар 93 Колво, сын (4) Абдулло, законное, полномочное на все дела доверенное лицо “с установленной доверенностью, доказывающего справедливость принимаемых во внимание условий, как надлежит законным путем”, особо определенным для настоящего рода сделки (муъомила), ниже упоминаемой, (5) со стороны добродетельной, благочестивой, чтимой, приверженной к божественному закону, целомудренной, возвышенной, красы укрытых венца сокрытых [от посторонних взоров], образца шествующих по пути божьему, отпрыска (6) совершенных родителей, сливок [6] женщин, нареченной именем Ой беким, “да пребудет постоянной добродетель ее; она же — дочь” высокопревосходительного, высокостепенного, солнечнодобродетельного, юпитероподобного, указывающего путь к убежищу, высокого (7) орудия труда самонаилучшей части великих людей в мире, прибежища племен человеческих сливок высокочтимого рода, избранника семейства опекающего и щедро награждающего, не нуждающегося в рекомендации и характеристике, (8) сподобившегося милости аллаха, владыки-создателя, превосходительнейшего ходжи Хошима Ахрори, “да озарит аллах могилу его! Суть осуществления его [доверенного лица] распоряжений” в общем такая” На [основании] упомянутой доверенности я продал продажей окончательной, нерушимой, вошедшей в силу и законной (9) его высокородию средоточию эмирского достоинства, убежищу великодушных деяний, высокому орудию [власти] эмиру Ялангтуш баходуру олчину 94,сыну его высокородия великого эмира, высокочтимого эмира Бой ходжи бия, (10) целиком и полностью земли *обелённого имения (милки холис) пригодные для земледелия и удобные для посева, [принадлежащие] этой моей упомянутой доверительнице, расположенные в местности (мавзаъ) Яримтуг тумона (11) Офаринкент, в округе (нохия) богоспасаемого города (балада) Самарканда [и] ограниченные четырьмя определенными рубежами, которые с запада примыкают частью к *запретной полосе (харим) арыка Девона, частью к известному [холму] Каротеппа; (12) с севера они примыкают частью к [озеру] Кул Шайдор, частью к Тоши Марзак и частью к земле Каротеппа; с востока примыкают частью к Тоши Узбекушли, частью к упомянутому (13) Тоши Коратеппа, частью к земле имения Худойкула мухрдора 96, сына Абдулло, частью к земле Кат и частью к *запретной полосе определенного арыка; с юга примыкают частью к земле упомянутого Каротеппа, (14) частью - к определенному холму, частью к *запретной полосе (харим) арыка (чуй) Осьё и Оби Навоз, частью к земле [составляющей] имение (милк) его высокородия отпрыска шейхов Абулфайз шейха, сына его высокородия [7] Чабраил шейха; расстояния на всех рубежах обозначены (15) ясными [пограничными] знаками.

[Имение продано] со всем тем, *что к нему принадлежит по праву и приносит пользу (хукук ва марофик) за сумму четыре тысячи триста танга серебряных без примеси, чистых в монетах в один мискол 97, тридцатидинаровых 98, имеющих хождение в [настоящее] время, “половина её — в подверждение первой” — [составляет] сумму две тысячи (16) сто пятьдесят танга описанного выше качества, “с действительными вручением стоимости обоих равноценных предметов и [с] обеспечением законного *ввода во владение (милк)”.

И была цена сему предмету продажи в день обоюдной сделки ценой сходной и платой справедливой за *земельное владение (зикор) без обмана, без плутовства и без (17) зловредных условий.

И купили почтенный упомянутый покупатель упомянутый ограниченный предмет продажи описанным способом “с подтверждением им этого признания (икрор) устно; и было это в присутствии справедливых свидетелей”.

Присутствующие в собрании: (18) Его высокородие мулло 99 имом 100 Мухаммад, муллочон Саъид, Сиддик баходур *мон (Местоименный суффикс 1 лица множ. числа), Ниёз баходур Аргун, Мулло Гариб, мирзо 101 Кучак, курчи 102 Кукалтош 103, шейх Мирашкор 104, (19) Ёр Мухаммад чагатой 105, Гадой Абдуррахман ясоул, мулло Ёр Саъид, мулло Саъдулло, мулло Юсуф, Мухаммад бек чухраагоси 106, его высокородие отпрыск шейхов Абулфайз шейх сын его высокородия почтенного Чабрайл шейха.


Комментарии

87. Бий (тр.) — первоначально — богатый и знатный представитель кочевого народа, выделившийся как эксплуататор трудящихся кочевников в результате разложения родоплеменной организации. Позднее — чин представителя правительства у кочевого населения. См. указы о возведении в чин бия, ркп. ИВУз, № 300, лл. 39, 74, 75 сл.; Дневник лекаря Зиберштейн, Исторический архив, 1, 1936, стр. 245; В. В. Радлов, К вопросу об уйгурах СПб, 1893, стр 69 — 70; П. П. Иванов, Очерк истории каракалпаков, Материалы по истории каракалпаков, изд. АН СССР, М. — Л., 1937, стр. 52 — 53; его же, Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве, М.-Л., 1937, стр. 24 — 26; А. П. Чулошников, К истории феодальных отношений в Казахстане XVII — XVIII вв., Известия АН СССР, Отд. обществ, наук, 3., М.-Л., 1936, стр. 504 — 507; М. Вяткин, К вопросу о крестьянских войнах в Казахстане, Вопросы истории, 1945, № 3-4, стр. 76, 81 — 82; В. С. Батраков, О воспроизводстве родовых отношений у кочевых народов Средней Азии в эпоху феодализма, Известия АН УзССР” № 3, 1949

88. Ахрори — причисляющий себя к потомкам Ходжи Ахрора (о нем см. прим. 6).

89. Атолик, (у.) — высший бухарский чин XVII — XVIII вв. См. Убайдуллонома, соч. Мир Мухаммад Амина Бухори, ркп. ИВУз № 1532, л. 23 сл; В. В. Бартольд, История..., стр. 98; А.А. Семенов, Очерк.., стр, 14.

90. Казий (а.) — судья, судивший по законам шариата и регистрировавший гражданские акты. См. Тh. W. Jyunboll, Каdi, Е1, II, р. 606 — 607.

91. Xусайни — причисляющий себя к потомкам Хусайна, сына четвертого халифа Алия, убитого при гор. Кербеле в 680 г. н. э.

92. Шавваль — десятый месяц мусульманского лунного календаря.

93. Михтар (т.) — чиновник финансового ведомства. См. Убойдулло-нома Мир Мухаммад Амина Бухори, ркп. ИВУз, № 1532, л. 133 сл. А. А.Семенов, Бухарский трактат..., стр. 147 сл.; А. П. Xорошхин, Сборник статей, касающихся до Туркестанского края, СПб, 1876, стр. 48.

94. Олчин — название одного из узбекских племён. См. Тарихи сейид Роким, ркп. ИВУз, № 2731, л. 208 сл.; Гулшанал-мулук, ркп.. ИВАН, С-1141, л. 227.

95. Xарим (а.) — неширокая полоса по обеим сторонам каналов, оставляемая свободной от построек и посевов для прохода наблюдающих за орошением и работающих по очистке каналов. В Ташкенте, по сведениям Н. Г. Маллицкого, для обозначения этого же понятия употребляется термин оброха

96. Мухрдор (т.) — хранитель печати; государственный сановник См. Убойдуллонома Мухаммад Амина Бухори, ркп. ИВУз, № 1532, л 19; Е1, 111, р. 702.

97. Мискол (а.) — мера веса, равная в Бухаре XVII — XVIII вв., при взвешивании золота и драгоценностей, около 4,7 г. См. Е. А. Давидович, К вопросу о размерах мискаля и батмана в Самарканде и Бухаре в ХVв. — первой половине XVIII в., Доклады АН УзССР, № 5, Ташкент, 1951, стр. 50-54; I. Аllan, Мitкаl, ЕI, III, р. 528.

98. Динар — в Средней Азии XVI — XVII вв. медная монета; в средние века — золотая, а позднее — серебрянная монета. См. В. В. Бартольд, История..., стр. 83; Е. А. Давидович, К вопросу о курсе и обращении серебряных монет в государстве шейбанидов (XVI в.). Труды САГУ, новая серия, вып. XI, Гуманитарные науки, кн. 3, Ташкент, 1950, стр. 143 — 144; ее же, Две денежные реформы в государстве шейбанидов, Труды САГУ, новая серия, вып. XXIII, Гуманитарные науки, кн. 4, Ташкент, 1951, стр. 110 ел; Е. V. Zambar, Dinar, ЕI, I, р. 975 — 976.

99. Мулло (а.) — в Средней Азии муллой называли каждого, получившего образование в Мадраса. У поволжских татар значение слова мулло более узко, им обозначались своего рода духовные лица, которые, получив богословское образование, служили имамами мечетей и т. п.

100. Имом (а.) — предстоящий на молитве, священнослужитель мусульманской мечети, См. С1. Нuart, Imam, Е1, II, р. 473 — 474.

101. Мирзо (т.) — писец, чиновник; если же это слово следует после имени собственного — принц.

102. Курчи (м) — воин ханской гвардии. Курчибоши — начальник отряда курчиев. См. Рашид-аддин, Сборник летописей, т. I, кн. I, пер. Л. А. Хетагурова, редакция и примечания А. А. Семенова, стр. 157 — 158, прим. 6; ИНУ. II, стр. 81.

103. Кукалтош (у.) — в XVIII в. придворная должность, имеющая отношение к тайной полиции. См. А. А. Семенов, Бухарский трактат..., стр. 148.

104. Мирашкор (т.) — начальник ханской охоты.

105. Чагатой (тр.) — принадлежащий к роду, ведущему свое начало от Чагатая, второго сына Чингис хана. См. В. В. Бартольд, История..., стр. 86 — 90 сл.

106. Чухраакоси (у.) — один из невысоких чинов в Бухарском ханстве, предшествующий чину мирзобоши. См. А. А. Семенов, Очерк.., стр. 17; его же, Бухарский трактат..., стр. 150; В. Л. Вяткин, Каршинский округ, организация в нем войска и события в период 1215 — 1217 1800 — 1803 гг., Изв. Средн. отд. РГО, Ташкент, 1928, стр. 9.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.