10. Не позднее 1642 г. — Частное письмо
балхинскому послу Ходжа-Ибрахиму от матери его с
изложением некоторых событий, происходивших в
это время в Средней Азии.
От матери твоей сыну моему
Ходжа-Ибраиму ото многа много челобитье. Про то
тебе буди ведомо, только писарь учнет писать 1000
дней мою кручину и он не перепишет, поверь ты богу
и мне, что я про тебя кручиняся душу свою богу
отдаю. Бог тебя от меня отлучил, а ныне я того у
бога желаю, чтоб принес тебя бы ко мне, поверь ты
богу и всем пророкам и светителям, что я тебя
желаю к себе так, как люблю душу свою в теле, что
мне к тебе больши того писать, с кручины я ума
своего отбыла и писать к тебе язык мой не
поворотится, только денно и ночно того от тебя
дожидаюся, любо хто от тебя приедет и грамотку ко
мне про твое здоровье привезет; а я ныне о тебе
тако же, как Ияков разлучился со Иосифом
Прекрасным плачючи по нем очей своих остал, тако
ж и я по тебе ума и очей остала; сыну моему
любимому свету очей моих и души моей с молитвою
ото многа много с молитвою челобитье: будет [304] тебе от меня в приятельство
да от жены твоей тебе с молитвою ото многа много
челобитье, да внук твой тебе ото многа много
челом бьет, ... (Повидимому
верхняя часть листа утрачена.) || тебе ото
многа много с молитвою челом бьет, а хотя мы от
тебя и далеко, только мы за тебя бога молим; да
мулла Салих тебе ото многа много с молитвою челом
бьет, да Девлет-Кеулдей тебе ото многа много
челом бьет; Якши-бек-пергиз-чигре-бахтаур, да
Макбул-хан, да Чен-дегул рабски тебе покланяются,
что б тебе было приятно. Да буди тебе сыну моему
ведомо, что был твой долг на Ахлятуне балхинских
денег 11 тенкей, и он те деньги отдал Макбулу, и я
на те деньги купила чалму и послала к тебе. Да
дяди моему Ходжа-Ибраиму от племянницы твоей и от
племянника с молитвами челобитье, да Мамагул
тебе много челом бьет, от мала и до велика тебе
все с молитвами челом бьют, да и молла Мурза-Мечит
тебе много челом бьет, да брат той Болот-Ага много
челом бьет, Маметь-Шериф, да Мамед-Саид, да
Ходжа-Силах много челом бьют. Да буди тебе
Ходжа-Ибраиму ведомо: божиею волею большого
нашего царя очи ослепли, да дошла до нас весть,
что Ялантеш-Богатырь ис Тешкентя пришел в Бухары,
а как про то услышел меньшой царь балхинской и
учал думать, и придумали было на том, что в Бухары
послать Шах-Ходжу, а опять раз-думали; сказал
царь, что де я в Бухары сам пойду. И в те поры из
Бухар от Ялантеша пришла к нему грамота, что б ||
ему в Бухары ехать наскоро. А писали мы сю грамоту
в пятнишной день, в тот же день царь кош свой
хотел выслать, а впредь бог может ведать, что
учинитца, а царя нашего в Бухарех царем учинят ли
или нет, про то вестимо богу, а мы что ведали, то к
тебе и писали. Да буди тебе ведомо, что
самаркандец Ходжи-Аяз и Михибеть[?] и по се число к
нам не приезжали и миндальных ядер у меня не
взяли, да купя светлозеленой киндяк дала 5 тенкей
да кафтан да порты, послала Килбердею. Буди тебе
ведомо, что Ахан-Молла за день переставился в
пятнищу, в которой день ся грамота писана. Да тебе
дяди[?] моему буди ведомо, для ради письма не в
люди было нам ходить, хотя и худо писано, писала
своею рукою.
Да у той же посыльной грамотки
подписано над тем: буди божия милость тому
человеку хто сю грамотку в Юргеньчах донесет до
Ходжа-Ибраима.
МД. Балх. ст-цы 1643 г. апреля 27 — 1644 г.,
лл. 44 — 46. Ветхие. Печатается по копии, снятой для
настоящего издания Центрархивом СССР в Москве.
Датируется на основании сведений, заключающихся
в самом содержании документа, который был
написан еще до утверждения Надир-Мухаммеда в
Бухаре.
|