35. 1634 г. июня … Грамота ц. Михаила
Федоровича хивинскому хану Исфендиару о
согласии своем на совместное выступление против
калмыков, кочующих по Эмбе, о мерах, принятых к
облегченью условий торговли в Московском
государстве хивинским купцам, и о прочем.
Божиею милостию от великаго государя
царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа
Руссии самодержца [п. т.] Юргенские земли
начальнику Исминдеяр-хану || наше царское слово.
Присылал еси к нашему царскому величеству посла
своего Хозю-Маммет-Богатыря с грамотою, и мы
великий государь послу твоему
Хозе-Маммет-Богатырю велели наши царские очи
видети и грамоту твою у него приняти велели, и
речи его выслушали милостивно, и что к нашему
царскому величеству писал еси в своей грамоте, и
посол твой Хозя-Маммет-Богатырь речью говорил,
чтоб нашему царскому величеству с тобой
Исминдеяр-ханом быти и в любви и в ссылке по тому
ж, как наперед сего прародители наши прежние
великие государи цари и великие князи российские
бывали и в любви и в ссылке с прежними юргенскими
цари, и послом бы меж нас о любви и торговым людем
на обе стороны ходити повольно, а в нынешнее
время меж нас великого государя с тобою ссылка
урвалась, потому что воры калмыки собрався
кочуют на Ембе, и которые торговые люди в наше
царского величества государство хаживали сухим
путем, и ту дорогу у них калмыки заняли и людей
ваших не пропущают; и мы великий [144] государь
тебя Исминдеяр-хана в нашей царского величества
|| дружбе и в любви держати и в ссылке с тобою быти
хотим по прежнему, как наперед сего прежние
великие государи цари и великие князя российские
прародители наши прежних юргенских царей
держали в своем царском любительном жалованье и
в дружбе и в ссылке с ними были, и торговых твоих
людей для тебя Исминдеяр-хана пожаловали есмя,
поволили им с их товары в наши великии российские
государства приежати на Кобала-клытское
пристанище по прежнему, и с нашими с русскими
людьми торговати повольною торговлею, а будет
тут не исторгуется, и мы их пожаловали велели из
нашие отчины из Астарахани посылати под них и под
их товары на Кабалаклытское пристанище бусы, и их
самих и товары их в Астарахань привозити, а в
нашей отчине в Астарахани поволили есмя им с
нашими торговыми людьми торговати и товары на
товары меняти во всем повольною торговлею,
опричь заповедных товаров; а будет которые вашия
земли тезики вперед похотят из нашия царского
величества отчины из Астарахани для торговли
ехати с товары по Волге вверх в наши царского
величества || городы, и мы великий государь и тех
для вас Исминдеяр-хана пожаловали, поволили им
ездити бояр и воевод наших и приказных людей по
проезжим грамотам, и во всем им вперед в торговле
повольность и береженье и ласку и милость велели
есмя держати, а за-держанья им и обид и насильства
никому чинити не велели, и о том о всем в нашу
царского величества отчину в Астарахань и во все
наши повол-ские городы к боярам нашим и воеводам
и ко всяким нашим приказным людем наш царской
крепкой указ послати велели есмя. А что к нашему
царскому величеству в той же своей грамоте писал
еси, чтоб нам великому государю наше царское
повеленье к нагайским людем велеть послать, чтоб
они шли на колмыков, а ты с своей стороны пойдеш
на них с своими людьми, чтоб их с того места збить,
чтоб торговым людем на обе стороны дорога
очистилась, и посла б твоего велеть к тебе
отпустить вскоре, чтоб тебе ведать, будет ли наше
царское повеленье нагайским людем в походе на
колмыков, и ты б на них також готовился, и мы
великий государь наше царское || повеленье в
Асторохань к воеводам нашим пошлем, а велим им
наших ратных людей и нагайских татар на калмыков
посылати, и над ними за их воровство промышляти,
сколько бог помочи подаст, потому что калмыки и
нам великому государю грубны, на ногайские улусы
приходят и животину отгоняют и нагайским людем
шкоту чинят, а ты б с своей стороны на них своих
ратных людей посылал и над ними по тому ж
промышлял, чтоб над ними поиск учинити, и послом
бы и торговым людем на обе стороны дорога была
чиста. А что к нашему царскому величеству ты же в
грамоте своей писал, как был на Москве юргенской
посол Махтаман-бай, а в Юргенче было межъусобье, и
у нево Махтаман-бая, да у Хожи-Исупа животы
поиманы и взяты в нашу царского величества казну
и нам бы великому государю велети те их животы
отдати послу твоему, и мы великий государь тебе [145] Исминдеяр-хану объявляем
какими обычаи над теми юргенскими послы в то
время учинилось: в прошлых годех посылан был от
нашего царского величества в Бухары к Имам-гулию
царю посланник наш Иван Хохлов а ехал он в Бухары
через Юргенскую землю, и в Юргенской земле ему
Ивану и переводчику || и толмачом, которые с ним
посыланы для нашего царского величества дела, и
нашим торговым людем от прежнего юргенского
Абеша царя и Ильбарса царевича была многая
теснота и убытки великие, и в Юргенской земле, в
Тюрхмени, и в Тюп-Карагани юргенские люди ево
Ивана и с ним наших царского величества людей
всех хотели побить; и он Иван и торговые наши люди
от них откупались, и давали им многие свои животы,
а как он ж Иван и наши царского величества люди
ехали назад, и их потому ж во многих местех
юргенские Абеш царь и Ильбарс царевичь из
животов велели побить, и они от них пооткупились,
а полонеников которых было отпустил к нашему
царскому величеству бухарской Имам-кулый царь, и
которых он Иван и торговые наши люди окупали 23-х
человек у них отняли и животы их все Абеш царь и
Ильбарс царевичь пограбили, а отца своего
ослепили, и в прошлом в 133-м году как были в нашем
государстве прежнего юргенского Абеша царя да
Ильбарса царевича послы Юсуф-Азия да Мантан-бай,
и в те поры у них животы их в нашу казну взяты за
неправды юргенского Абеша царя и Ильбарса
царевича, что || они посланнику нашему Ивану
Хохлову и переводчику и толмачом и торговым
нашим людем многую тесноту и убытки починили и
животы их пограбили, а самих хотели побить, и
полон которой к нашему царскому величеству
отпустил было бухарской Имам-кулый царь отняли, а
взяты послов их животы немногие против их Абеша
царя и Ильбарса царевича грабежу, тех посольских
животов и вполы не было. И тебе Исминдеяр-хану о
том вперед нашему царскому величеству писать не
о чем, учинилось в те поры тем послом, что за
неправды прежнего юргенского Абеша царя да
Ильбарса царевича, и в те поры тем послом сказано
за что у них те животы взяты и сыскивать тех их
животов и отдавать не доведетца, а вперед к
послом твоим и к посланником и к торговым людем
велим в нашем государстве … и береженье держать
и обид им ни от кого не будет. Да послал есмя к
тебе Исминдеяр-хану с послом твоим с
Маммет-Богатырем 4 сорока соболей, а посла твоего
Хожу-Магаммет-Богатыря велели есмя отпустить к
вам не задержав, а нашего человека к вам
Исминдеяр-хану ныне с вашим послом не послали
есмя для того, что послу вашему по его прошенью
отпуск || учинился вскоре, а вперед мы великий
государь вас Исминдеяр-хана хотим держати в
нашей царской милостивой любви и в дружбе и в
ссылке с тобою быти хотим, и ты б Исминдеяр-хан с
нашим царским величеством был в любви и в ссылке
и во всем на нашу царскую милость был надежен, и
торговым своим людем со всякими товары в наши
великие российские государства велел ходить на
Кабалаклытское пристанище и в Астарахань; а мы
великий государь бояром нашим и воеводам и
всяким нашим приказным [146-147]
людем во всем велим к ним для тебя Исминдеяр-хана
береженье держати и торговать им поволили по
прежнему, а степью торговым людем ходити страшно,
без людей поле не бывает, тем воровские люди
кормятца; и послов бы еси и посланников к нашему
царскому величеству посылал, а мы великий
государь потому ж к вам наших людей учнем
посылати, чтоб тебе про … и нам великому государю
про тебя Исминдеяр-хана и про здоровье ведати, и
вперед бы ссылка, дружба и любовь меж нами
утвержалась, а торговым бы людем дорога не
затворилась и на обе б стороны, как нашим, так и
вашим торговым людем была прибыль. Писан в нашем
царствующем граде Москве лета 7142-го июня месяца.
Грамота писана на александрейской на
середней бумаге, божие имя и государево титло по
"владимерского" писано золотом, подпись
диячья на загибке, печать большая на красном
воску под кустодьею.
МД. Хив. грам, № 5, лл. 1- 4 об. Копия
нач. XIX в.
|