Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Из рукописи Каюма Насырова.

(Татарское краеведческое сочинение из Среднего Поволжья)

(В издании “Истории Татарии...” подзаголовок, данный составителями: “Повествование об одном татарском феодале (16 в.)”. Но, судя по содержанию памятника, написан он не ранее середины XVII века.)).

Говорят, что Ширданское поле раньше было смежно с Беловежским полем. Затем на Верхнее-Ширданском поле имеется низменность, называемая ныне Иски-юрт (Современное татарское население “Иски-юртом” часто именует старое поселение. В этом же смысле, вероятно, оборот употреблен автором рукописи.). (Эти шесть человек) сначала устроили там пробную ночевку, местность понравилась им, и они тут и засели. Один из этих шести прибыл сюда с двумя сыновьями. Имя его самого осталось неизвестным, а сыновей звали: одного Бирашем (Байрашем), другого Атна Худжой. До сих пор в Иски-юрте имеется источник, называемый озером Атна Худжы; этот источник был вырыт Атна Худжой. Но отец Атна Худжи Бираш недолго жил здесь после своего переселении – он уехал совершать хадж, где и умер. Были они людьми очень состоятельными, имели несколько лошадей и коров.

Имеется еще один источник, называют его Бирашский родник, сейчас этот родник остался на Ачасырском поле. Предание гласит, что рыл его дед Бираш. Еще оказывается, у отца Бираша был родной брат, по имени Асгади, и его называли главой дедов. Этот Асгади проживал в Бишоатмане. О последователях его рода сведний не имеется, может быть, они находятся в Кушмане. В настоящее время род дедов в Кушмане. До Кушмана еще доберемся впереди. У Бираша были дети, но известно имя только одного из них, а именно: он имел сына по имени Абдурразак. Последний был человек начитанный, образованный, и современники называли его Абдурразак-муллой. Он и является нашим дальним дедом. Хотя фактически нашим дальним дедом был сам Бираш, но ввиду учености, звания муллы и знаменитости Абдурразака остановились на нем. По-видимому, эти люди не долго жили на месте Иски-юрт; а переехали на место теперешнего Ширдана. Вырубили часть леса, устроили поляну, и основались там. И сейчас в верхнем конце деревни имеется кустарник, который известен под названием Аланбаши (“начало поляны”). Это название сохранилось из старины. На месте Иски-юрт в настоящее время находят топоры, ножи и т.п. предметы домашнего обихода. В те времена между Бишоатманом и Ширданом рос дремучий лес. Житель Бишоатмана, Бикташ, среди леса вырубил себе дорогу, чтобы ездить к Бирашам. Дорога, называемая Биктайской, имеется и в настоящее время.

Шираднский мулла, покойный Абдулнасыр, рассказывал то, что передавал ему дед Урсы, слышанное им в свою очередь от своего деда. Абдурразак-мулла имел четырех сыновей. Одного из них звали Юсуф, имена остальных трех сыновей неизвестны (об этом будет сказано ниже). Оказывается, дед Абдурразак в свое время был известным богатым человеком. Во время взятия Казани чар Ибаном дед Абдурразак был еще жив. Поэтому чар Ибан вошел в народную молву. По-видимому, этот чар Ибан был никто иной как Иван Васильевич Грозный. И теперь еще, когда речь идет о чем-нибудь очень старом и далеком, говорят, что эта вещь царя Ивана. Это наблюдается даже и среди старух, хотя женщины в основном и не видели историю.

Еще дед Фатхулла передает от деда Урсы, и еще дед Раки передает от деда Мамат, что Абдурразак-мулла был человеком богатым, смелым и образованным; в свое время славился начальником среди окружающего населения, последнее обращалось к нему за разрешением всяких споров [103] и дрязг. Абдурразак судил и мирил их, и каждый из них уходил довольный их решением. Двор и постройки Абдурразака были огромны, так, как это показывают, занимали в верхнем конце деревни почти четверть последней. Говорят, что двор имел в разных местах двадцать ворот. Сам он был человек благочестивый, добродетельный и дожил до глубокой старости.

Из уст деда Мухамедьяра сына Сабит-Джамиля. Дед Мухамедьяр рассказывал услышанное им от своего отца, что Абдурразак-мулла был знаком с царями. Во времена Пидра Ибаныча (т. е. Федора Ивановича.) дед Абдурразак был знаменитым человеком и Федор Иванович назначил его главой над населением горной части. Он собирал с населения деньгами и хлебом подати и отправлял Федору Ивановичу. Все дела и сборы гушр (Десятая часть урожая, вносившаяся по шариату. Здесь – сбор хлеба для государства.), касающиеся казны, шли туда через Абдурразака, и все эти дела были возложены на него. И еще передают, дед Хасан рассказывал слышанное им от своего отца: обычно, когда к деду Абдурразаку свозили гушр, дороги и мосты приводились в порядок; многие дожидаясь своей очереди для того, чтобы свалить привезенный хлеб, ночевали в поле. Дед Абдурразак выслал за околицу человека, который для упорядочения очереди раздавал особые палки – тамги (Палка, на которой ножом делалась пометка о количестве внесенного налога.). Когда заканчивалась выгрузка гушр, т.е. привезенного хлеба, палки-тамг, оказавшиеся лишними, долго еще оставались лежать на том месте. И теперь это называют “дорогой, где бросали палки”, это осталось еще с тех пор.

Двое из сыновей Абдурразака были очень храбрыми, и когда на престол сел новый царь, Абдурразак одел своих сыновей в военное обмундирование и превратил их с ног до головы в военных, как в смысле одежды, так и в смысле вооружения и лошади, и отправил их верхом для поздравления нового русского хана. Однажды, ввиду предстоящей поездки одного русского генерала в Казань, Абдурразаку был дан приказ прорубить дорогу через лес. название Богдановской дороги около Ширданского поля, по-видимому, сохранилось с тех пор.

Сыновья Абдурразака так и не вернулись. Они погибли во время войны Дмитрия (Имеется в виду Лжедмитрий I.). Передают рассказ деда Урсы: между Федором Ивановичем и Абдурразак-муллой шла как-то беседа о религии, и последний сказал: “Если сумеешь сделать лес состоящим только из одной породы деревьев, тогда сумеешь сделать так, что и русский дом будет иметь одну религию”.

И еще на горе, стоящей напротив, Абдурразак выстроил большие хлебные сараи для хранения хлеба, идущего в казну. Для охраны хлеба имел несколько казаков, данных ему русским царем. Род этих казаков вымер еще недавно. Они говорили про себя, что они из рода казаков, данных Абдурразаку. Был один казак по имени Чапы. Он рассказывал про своих дедов и говорил, что они происходят из рода тех казаков, какие были даны царем Абдурразак-мулле.

Еще дед Фатхулла передает то, что рассказывал дед Урсы. Однажды к Абдурразак-мулле собрались гости, и зашел такой разговор; один из гостей заметил: “Наверно в этих краях нет человека богаче Абдурразака”, на что другой возразил: “Нет, я считаю, что Ишмурза богаче Абдурразака”. Оказывается, в те времена был еще один богатый человек по имени Ишмурза. Услыхав этот разговор, Абдурразак-мулла приказал: “идите, скажите, пусть все мои работники оденутся в свои военные одежды и, сев на лошадей, выстроятся в ряду во дворе”. По приказу Абдурразака все собрались: подковы и стремена у лошадей были выкованы из серебра. У него было несколько храбрых рабов. По терминологии тогдашнего времени их называли “Чура Кул”.Несколько в стороне от деревни Абдурразак выстроил дома для проживания этих рабов. Теперь на Ширданском поле имеется место, называемое “Шурагл”; это название, наверное, имеет свое происхождение от слова “Чура Кул”. Еще у деда [104] Абдурразака во дворе имелся колодец, и теперь еще показывают место этого колодца.

Потом среди русских царей стало много волнений и смут. Абдурразак-мулла тоже нажил себе много врагов и завистников и в последние свои дни он лишился своего богатства и обеднел. Поэтому и не осталось никаких воспоминаний. Умер он в очень бедственном положении. Одного из сыновей Абдурразака звали Юсуфом. Последний имел сына Галкия, а внук его Абдулгазиз известен под именем Абларзи”

Текст воспроизведен по изданию: История Татарии в документах и материалах. М. Соцэкгиз. 1937

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.