Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ХОДЖА МУХАММАД ШАРИФА

ТАЗКИРА-ЙИ ХОДЖА МУХАММАД ШАРИФ

/146б/ В то время в Кашгаре тора 1 был Абд ал-Латиф-султан 2, сын Абд ар-Рашид-хана. Киргизы тогда были в Каратегине 3. Они даже издали не видели города. Казии взимали с киргизов зекат силой меча. У киргизов недоставало силы, [чтобы оказывать сопротивление].

В то время намерения всех людей были прямы. Ислам был могучим. Киргизы поневоле сами привозили и отдавали зекат. Тот [полученный в счет зеката] скот [раздавали] повсюду, где были мечети и медресе, а оставшийся сверх [того] раздавали беднякам.

В один год распространилось известие, что киргизы хараджа 4 не дают. Услышав это известие, Абд ал-Латиф-султан с несколькими йигитами выехал на охоту.

/147а/ Охотясь, он пришел в юрт к киргизам. Киргизы не заметили [его приближения]. Увидев войско султана, все [киргизы] бежали. Абд ал-Латиф-султан взял в ясырь 5 семьи киргизов, а скота захватил так много, что ему не было счета.

Султан взял в жены дочь предводителя киргизов и провел там несколько дней в удовольствиях и наслаждениях. Но вдруг киргизы узнали об их беспечности, все они объединились и совершили [на султана] нападение. Не дав возможности успеть султану выступить с войском, они перебили всех мусульман. Султан также был убит.

Несколько человек бежали и пришли в Кашгар. В Яркенд отправился гонец и сообщил [о происшедшем] Абд ар-Рашид-хану. Хазрат хан был сокрушен [горем] и в тот же момент выступил в путь. Он приехал в Мешхед 6, заявив: «Пойду, получу разрешение у моего пира 7, а затем пойду [походом на киргизов]». Он обратился с просьбой к Хазрат Великому [Ходже] 8 простить ему его грехи и рассказал о своем положении. Он попросил разрешения, заявив: «Идти ли мне на киргизов или не идти?» Хазрат Великий [Ходжа] сказал: «Это дело разрешится благодаря [236] святым Аллаха. Давайте обратимся с молитвой к добрым духам. Сделаем так, как бы они ни приказали».

Хазрат хан с Хазрат Великим Ходжой — была ночь на семнадцатое [число] месяца ашура 9 — отправились на мазар Хазрат Йусуф-Кадир-хана-гази 10. Увидели, что явились Хазрат Ходжа Хизр 11 — да будет над ним мир — Хазрат Билал 12, и Хазрат Вайс Карани 13, и Хазрат Шайх Хасан Басри 14, и Хазрат Султан Сатук-Богра-хан-гази 15, и Хазрат Шайх Джунайд Багдади 16, и Хазрат Шайх Наджм ад-Дин Кубра 17, и Хазрат Эмир Али Сайид Хамадани 18, и Хазрат Шайх Алавийа Шабистани 19 — да святит Аллах тайны их. /147б/ Все они дали хану позволение [идти в поход]. Хазрат Хизр — мир ему — сказал: «Я пойду вместе с ханом». Хазрат Султан Сатук-Богра-хан-гази сказал: «Из нас пойдет Хазрат Йусуф-Кадир-хан-гази. Из святых шейхов пойдут Шайх Хасан Басри, Шайх Джунайд Багдади и Хазрат Шайх Наджм ад-Дин Кубра». Все они решили пойти вместе [с ханом и ходжой].

Затем [хан и ходжа] выступили [снова в путь] и отправились на мазары Ходжа Абу-л-Фазла 20 и Хазрат Шайха Симаси 21, Ходжа Салих-ходжа Бигама 22 и Хазрат Арслан-падишаха 23. Те также явили себя. Они извлекли меч и дали его хану, [затем] три раза погладили его по спине, три раза подняли с земли и [вновь] опустили на землю, прочитали фатиху 24 и отпустили.

Наутро хан выступил со всем войском и обнаружил киргизов в месте, называемом Иссык-Куль. Сражались двадцать дней. Хазрат Великий Ходжа в эти двадцать дней совершал паломничество на остальные мазары, просил [у святых этих мазаров] поддержки и слал ее вслед [хану]. В конце концов при поддержке святых киргизов перебили. Убили всех, за исключением двадцати человек. Этих двадцать человек отпустили живыми, [а сами] с победой прибыли в Кашгар.


  Комментарии

1. Тора — термин, служивший для обозначения не царствовавших ханских сыновей из дома чагатая и в XV-XVI вв. уступивший место термину султан. В дальнейшем этот термин расширил свое значение и служил для обозначения чиновной знати. Как видно из контекста, здесь термином тора обозначается удельный владетель из рода чагатаидов.

2. Абд ал-Латиф-султан — старший сын чагатаида Абд ар-Рашид-хана, сына Султан Са'ид-хана. По другим источникам, был наместником в Аксу.

3. Кара-Тегин — горная страна, расположенная в долине по среднему течению Вахша, называемому здесь Сурхобом, к северу от Дарваза; составляет часть Гармской области ТаджССР.

4. Харадж — натуральный поземельный налог, доходивший иногда до 2/3 урожая.

5. В тексте употреблено парное слово *** йасир-йабир, где йасир означает «военнопленный», «живой товар», а йабир — парное к нему слово.

6. Мешхед — селение в Восточном Туркестане, к северо-востоку от Кашгара, в котором находится гробница Сатук-Богра-хана; букв. «место упокоения шахида».

7. Пир — букв. «старик, старец»; руководитель, наставник суфийского ордена, патрон — у ремесленников.

8. Хазрат Великий Ходжа. — Так именуется здесь Ходжа Мухаммад Шариф. В его жизнеописании о нем сообщаются следущие биографические сведения. В возрасте семи лет он потерял отца и воспитывался матерью, которая зарабатывала на жизнь тем, что пряла и продавала пряжу на базаре. После смерти матери, когда Мухаммад Шарифу исполнилось десять лет, его посетил старик, оказавшийся святым, который указал, что ему следует отправиться из родного Сайрама в Самарканд. В Самарканде он учился в медресе и вел жизнь благочестивого, богобоязненного мусульманина: изнурял себя длительными постами, проводил ночи за чтением корана нараспев и т. д. Ему помогала жена Ходжа Масу'да, которая уверовала в его святость. Однажды ему явились Султан Сатук-Богра-хан и Ходжа Ахмад Йасави. Первый звал его в Кашгар, а второй — е Туркестан. Жена Ходжа Мас'уда снабдила Мухаммад Шарифа одеждой и дала ему 500 тенег. Он пришел в Кашгар и, узнав, где похоронен Султан Сатук-Богра-хан, стал проводить в той местности ночи в молитвах. Однажды ночью ему вновь явился Султан Сатук-Богра-хан, который указал точное местонахождение своей могилы и заявил, что его давним желанием было, чтобы такой святой человек, как Мухаммад Шариф, заботился о его могиле; его могила находилась в каменистой местности и не была ухожена. Днем Мухаммад Шариф занимался изготовлением и продажей парфюмерных товаров, а по ночам продолжал молиться на могиле Сатук-Богра-хана, пока его домохозяин не проследил за ним и не открыл таким образом тайны могилы. За неумышленное разглашение тайны Мухаммад Шариф должен был совершить хадж в священные города Аравии, во время которого он сотворил несколько чудес. Возвратившись из Мекки через Банда-йи Сурат (Бандар-и Сурат, т. е. порт Сурат), он прошел через Хиндустан и остановился в Дахуре. Там в одном кенте он удалил растущую из глаза покоившегося в могиле святого колючку, чем спас его от трехсотлетнего мучения. Владелица земли, на участке которой находилась могила святого, принесла на Мухаммад Шарифа жалобу Абд ар-Рашид-хану. Так произошла встреча святого с ханом. В Дахуре ходжа построил ханаку, а затем вместе с вступившим в число его мюридов ханом прибыл в Каргалык. Здесь он построил ханаку, которая чудесным образом пришлась над могилой Молла Мухаммад Ходжа Хормуза. Затем ходжа возвратился в Кашгар и поселился в Мешхеде. Все кашгарцы стали его мюридами. Семь лет он прожил при гробнице, которая своим благосостоянием и благоустройством была обязана ему. Хан приезжал к нему каждый год. «Благодаря чудесам, сотворенным Хазрат Великим Ходжой, в Мешхеде появилась вода и были обжиты несколько кентов». Затем последовала война с киргизами, после победоносного завершения которой Абд ар-Рашид-хан приглашает Ходжа Мухаммад Шарифа в Яркенд. «Остаток жизни Хазрат Великого Ходжи прошел в Яркенде». «Он ежедневно выезжал и совершал прогулки по окрестностям города. Повсюду в земле лежали святые, но никто не знал этого. Хазрат Великий Ходжа вонзал в землю на таких местах туг, устраивал мазар и проезжал дальше, назначив шейха, подметальщика, имама и муэззина». Однажды через Каргалык прибыл он в Давар. Там основал селение Душанба-Базар, при ханаке которого поселил болорских рабов, обученных ремеслам и освобожденных от рабства. Через десять лет после приезда в Явкенд, в 973 г. х., т. е. в 1565/1566 г. н. э., в возрасте 95 лет Мухаммад Шариф скончался в Яркенде и был похоронен в селении Миш-Авык (Беш-Арык?). Перед смертью он назначил своим преемником Мухаммад Вали-суфи. Таким образом, из изложенного становится ясным, что Ходжа Мухаммад Шариф играл роль духовного наставника и политического советника Абд ар-Рашид-хана. Перу этого ходжи принадлежит, по-видимому, сочинение «Тазкира-йн Богра-хани», представляющее собой серию жизнеописаний знаменитых суфиев ордена увайсиййа. Сам Мухаммад Шариф был духовным руководителем-пиром этого ордена в Кашгарии и много потрудился, «открывая» в Восточном Туркестане мнимые могилы известных святых ислама и организуя при них мазары. Судя по жизнеописанию, орден увайсиййа и сам Мухаммад Шариф были крупными землевладельцами, использовавшими в своем хозяйстве труд рабов. После смерти Мухаммад Шарифа и его мюрида Абд ар-Рашид-хана орден увайсиййа теряет в Кашгарии свои политические позиции и уступает свое место ордену накшбандиййа.

9. Ашур — первый месяц мусульманского лунного года, соответствующий мухарраму.

10. Хазрат Йусуф-Еадир-хан-гази — караханид, сын Харун-Богра-хана, умер в 1032 г. н. э. (Бартольд. Соч., т. I, стр. 335, 337, 342-347, 356, 367, 377, 590-591). У кашгарских мусульман известен как распространитель ислама, «воитель за веру», один из святых суфийского ордена увайсиййа. Его мазар находится неподалеку от Кашгара.

11. Хазрат Ходжа Хизр — мусульманский святой, образ которого уходит своими корнями в иранскую и иудейскую мифологию; обычно отождествляется с образом Илйаса — библейского пророка Ильи, однако в числе канонических пророков Корана и Библии не упоминается. Вокруг его имени на мусульманском Востоке создано огромное количество легенд. Считается, что он отыскал в подземном царстве тьмы источник живой воды и, напившись из него, стал бессмертным. Он покровительствует путникам, указывая им правильный путь, спасает погибающих от жажды; он символ мудрости; мусульманские предания одевают его в зеленые одежды (его имя переводится как «зеленый [человек]»).

12. Хазрат Билал — муэззин Мухаммада, по преданию, происходил из абиссинских рабов. Рано уверовал в святость Мухаммада, бежал с ним из Мекки в Медину и стал его близким сподвижником. Умер в 20 г. х., т. е. в 641 г. н. э., по другим источникам — в 21 г. х., похоронен в Дамаске (С. Н. Весkеr. Bilal, EI v. I, pp. 718-719).

13. Хазрат Вайс Корани — современник Мухаммада, о времени рождения которого предания расходятся: одни говорят о том, что он родился раньше Мухаммада, другие — одновременно с ним, третьи — через пять лет после него. Принял ислам, однако не был в числе сподвижников Мухаммада. Один из первых мистиков в исламе. Адепты ордена увайсиййа считали его основоположником своего ордена и вели от него духовную родословную своих пиров. Различные источники дают разные даты его смерти: 3 раджаба 32 г. х., т. е. 7 июля 653 г. н. э.; 37 г. х., т. е. 657/658 г. н. э.; 39 г. х., т. е. 659/660 г. н. э. (Мулла Муним бай б. Уста Машраббай. «Тазкира-йи Богра-хани», стр. 545-553; «Хазинат ал-асфийа», т. II, стр. 118-121).

14. Хазрат Шайх Хасан Басри. — Родился в 21 г. х., т. е. в 642 г. н. э., жил в Басре, пользовался большой известностью как человек сильной воли, благочестивый, ученый и красноречивый; проявил большую смелость в изложении собственного мнения. Оказал большое влияние на развитие суфизма благодаря своему благочестивому и аскетическому образу жизни. Умер 1 раджаба 110 г. х., т. е. 10 октября 728 г. н. э. (ЕI, v. II, р. 273; «Хазинат ал-асфийа», т. I, стр. 222-225).

15. Хазрат Султан Сатук-Богра-хан-гази — караханид, распространитель ислама среди тюрков — кочевников Семиречья и Кашгарии, умер в 955 г. н. э. По преданию, принял ислам от Абу-н-Насра Самани.

16. Хазрат Шайх Джунайд Багдади. — Его полное имя Абу-л-Касим б. Мухаммад б. ал-Джунайд ал-Хаззаз ал-Каварири; известный мистик из Багдада, принадлежал к известной семье из Нахаванда и был племянником Сари ас-Сакати. Умер в Багдаде в 297 г. х., т. е. в 910 г. н. э. (ЕI, v. I, р. 1063; «Хазинат ал-асфийа», т. I, стр. 81-86).

17. Хазрат Шайх Наджм ад-Дин Кубра — основатель суфийского ордена кубравиййа. Его полное имя — Ахмад б. Умар Абу-л-Джаннаб Наджм ад-Дин ал-Кубра ал-Хиваки ал-Хорезми; родился в Хиве в 540 г. х., т. е. в 1145 г. н. э. Убит монголами при взятии Хорезма 10 джумада I 618 г. х., т. е. 13 июля 1226 г. н. э. Автор многочисленных сочинений по суфизму, в основном на арабском языке (ЕI, v. III, р. 822-823; «Хазинат ал-асфийа», т. II, стр. 258-261).

18. Хазрат Эмир Али Сайиид Хамадани — известный суфий, сын Шихаб ад-Дин б. Мухаммада, мюрид Шайх Шараф ад-Дин Махмуд б. Абдаллаха Марукани, но степени суфийского совершенствования проходил под руководством Таки ад-Дина 'Али Дусти, после смерти которого вернулся к Шайх Шараф ад-Дину. Умер в Кашмире 6 зу-л-хидджа 786 г. х., т. е. 19 января 1385 г. н. э., откуда тело его было доставлено в его родной Хутталан. Автор многих сочинений по суфизму (Абд ар-Рахман Джами. Нафахат ал-унс, стр. 290; «Хазинат ал-асфийа», т. II, стр. 293-299).

19. Хазрат Шайх Алавийа Шабистани. — Сведений об этом суфии обнаружить не удалось.

20. Ходжа Абу-л-Фазл. — Его полное имя — Шайх Абу-л-Фазл Мухаммад б. Хасан Хуттали. Постоянным местожительством была деревня Байт ал-Джинн при входе в горный проход недалеко от Дамаска. Умер в 453 г. х., т. е. в 1061 г. н. э., и похоронен в Байт ал-Джинн. Около Кашгара находился его мнимый мазар (Абд ар-Рахман Джами. Нафахат ал-унс, стр. 201-202; «Хазинат ал-асфийа», т. II, стр. 231-232).

21. Хазрат Шайх Симаси — духовный преемник известного суфийского пира Ходжа Али Рамитани (Ходжа Азиза Али); усыновил основателя суфийского ордена накшбандиййа Ходжа Баха ад-Дин Накшбанда. Родился в деревне Симас, принадлежащей к крупному селению Рамитан, что в трех курухах (15 км) от Бухары. Его полное имя — Ходжа Мухаммад Баба Симаси. Умер в 755 г. х., т. е. в 1354 г. н. э., и похоронен в родной деревне. Как видно из текста, в Кашгарии имелся его мнимый мазар (Абд ар-Рахман Джами. Нафахат ал-унс, стр. 244-245; «Хазинат ал-асфийа», т. I, стр. 545-546).

22. Ходжа-Салих-ходжа Билам — современник караханида Хасан Богра-хана, погиб в бою с «кяфирами» вместе с караханидом Али-Арслан-ханом гази; его мазар находится в песках Kyм-и Шихидан, к востоку от Йанги-Хисара в Кашгарии. Датой смерти называется 10 ашура 489 г. х., т. е. 9 января 1096 г. н. э. («Тазкират ал-Богра-хани», лл. 68б, 71б, 72а).

23. Хазрат Арслан-падишах — караханид, сын Хасан Богра-хана, погиб в бою с «кафирами» 10 ашура 489 г. х., т. е. 9 января 1096 г. н. э. Его мазар находится в. Кашгарии, к востоку от Йанги-Хисара, б песках Кум-и Шахидан (т. е. «Пески павших за веру»), которые якобы и получили свое название потому, что там погиб этот караханид и его войско; полным именем его было Хазрат Али Арслан-хан-гази-падишах («Тазкират ал-Богра-хани», лл. 61а-72а).

24. Фатиха (араб.) — букв. «открывающая». Первая сура Корана, читаемая во многих случаях жизни. По значению примерно соответствует христианской молитве «Отче наш». Здесь в значении «благословили».

(пер. В. П. Юдина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.