|
АБДАЛЛАХ БЕН АЛИ НАСРУЛЛАХИ [БАЛХИ]
СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙЗУБДАТ АЛ-АСАР «Сливки летописей». Сообщение об этом сочинении впервые было сделано в печати В. В. Бартольдом. В 1894 г. список этого труда был подарен ему А. Н. Вышнегорским и затем передан им в Азиатский музей 1. В 1902 г., во время поездки в Среднюю Азию, В. В. Бартольд ознакомился со вторым списком «Зубдат ал-асар», хранившимся в собрании рукописей В. Л. Вяткина 2, о чем он и рассказал в своем «Отчете о командировке в Туркестан». Названия сочинения в тексте рукописей нет. В. В. Бартольд нашел его в «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда бен Вали, в котором сообщается: [129] «Когда полки Шахи (т. е. Мухаммад Шайбани-хана. — В. Ю.) перешли Джайхун, вали Балха Кулунчак-султан принялся со рвением укреплять входы и выходы, а автора истории «Зубдат ал-асар» Маулана Абдаллаха бен Али, который в то время находился при его стремени, послал в Герат к Султан Хусайн-мирзе, чтобы сообщить о приходе Шахи». Со времени появления этого сообщения за сочинением и закрепилось название «Зубдат ал-асар», хотя, вероятно, более правильным было бы назвать его (согласно «Бахр ал-асрар») «Та'рих-и зубдат ал-асар», т. е. «История, [называемая] «Сливки летописей». В. В. Бартольд указал, что «Зубдат ал-асар» имеет и второе название, сообщенное «неизвестным автором компилятивного труда по истории Тимура, который среди своих источников называет «Абдаллаха Балхи, автора книги Тамм-ат-теварих» (***) 4. Второе название можно перевести как «Полное собрание хроник». В научной литературе за сочинением закрепилось первое название. Имя автора, как он сообщает его сам в своем сочинении, — Абдаллах бен Мухаммад бен Али Насраллахи (***) по «Бахр ал-асрар» — Маулана Абдаллах бен Али, по «Тимур-наме-йи куллийат-и фарси» — Абдаллах Балхи. Сведения об авторе, как это обычно бывает, ограничиваются в основном тем, что он сообщил о себе в своем труде. Автор в начале XVI в. был на службе у тимуридов. В момент похода Мухаммад Шайбани-хана на Балх он, как это явствует из вышеприведенной цитаты, находился при коменданте Балха, который и отправил его с донесением о нападении Мухаммад Шайбани-хана к Султан Хусайн-мирзе. Последний выступил в поход из Герата в сторону Балха, но по пути умер. Его сыновья Бади аз-Заман-мирза и Музаффар-мирза забрали останки отца и вернулись в Герат, где и были провозглашены соправителями государства Султан Хусайн-мирзы. Абдаллах Балхи многократно побуждал их выступить на поддержку Балху, но они, занятые своими делами, не обращали внимания на его просьбы и в поход против шайбанидских узбеков не пошли. Через четыре месяца защитники [130] Балха, оказавшиеся в безвыходном положении, сдали город. Абдаллах Балхи в течение всего этого времени был в Герате. На службе у тимуридов Абдаллах Балхи, по-видимому, находился до окончательного завоевания Хорасана Мухаммад Шайбани-ханом. Затем он оказывается на службе у шайбанидов, но когда именно он перешел к ним, остается неизвестным. В его сообщениях «о последних годах царствования Шайбани и о ближайших преемниках последнего есть несколько интересных подробностей...» 5 «Зубдат ал-асар» написано на довольно простом и легком чагатайском (староузбекском) языке. Лишь местами текст сочинения насыщается сложными выражениями с использованием довольно значительного количества малоупотребительной в современном узбекском языке арабо-персидской лексики. Абдаллах Балхи написал свое сочинение по поручению «султана султанов», под которым имеется в виду Султан Мухаммад-султан, т. е. сын Суйунч-ходжа-хана Кельди-Мухаммад-султан, правитель Шахрухии, а после смерти отца в 1525 г. — правитель Ташкента, которым он был до своей смерти в 1533 г. в течение 8 лет. Одновременно с ним при дворе Кельди-Мухаммада находился автор знаменитых мемуаров «Бадаи'ал-вакаи'» Зайн ад-Дин Васифи. А. Н. Болдырев в своем исследовании жизни и творчества Васифи отмечает: «Вызывает недоумение полное умолчание в мемуарах об историографе по имени Абдаллах ибн Мухаммад Али Насраллахи Балхи, авторе написанной для Кельди-Мухаммада всеобщей истории на узбекском языке... Этот историк должен был неминуемо появляться при дворе Кельди в связи с написанием своей работы» 6. «Зубдат ал-асар» — сочинение типа всемирных историй, в которых материал излагается по главам, а главы выделяются по мусульманским правившим династиям. Изложение событий доводится до 1525 г., т. е. до года смерти Суйунч-ходжа-хана. Из двух списков только ленинградский доводит изложение до этой даты, что же касается ташкентского, то в нем недостает конца и изложение событий обрывается на смерти Мухаммад Шайбани-хана, т. е. доводится до 1510 г. Однако сохранность ленинградской рукописи настолько плоха, что «восстановление подлинного текста по этой одной рукописи едва ли возможно» 7. В. В. Бартольд ограничился в свое время лишь пересказом содержания конца этой рукописи. Источниками для написания «Зубдат ал-асар» послужили «Зафар- [131] наме» Шараф ад-Дина Али Йазди, «Раузат ас-сафа» Мирхонда, «Хуласат ал-ахбар» Хондемира, «Джуш-у Хуруш» Шайх Махмуд Занги-йи Аджам, «Киран-и са'дайн», о котором говорится, что оно было написано хорасанцем для Султан Абу Сайда (1452 — 1469 гг.) и которое В. В. Бартольд отождествляет с «Матла' ас-са'дайн ва маджма' ал-бахрайн» Абд ар-Раззака Самарканди, «несмотря на не совсем точную передачу заглавия и времени составления (как известно, труд Абд-ар-Реззака был окончен уже после смерти Абу-Сеида)». В числе источников называется еще «Та'рих-и хани», «хроника, составленная уйгурскими бахшиями по-уйгурски и уйгурским письмом...»: (***) «Та'рих-и хани», которую написали уйгурские бахши уйгурским письмом и с [отражением на письме уйгурского] произношения»). По поводу этого источника В. В. Бартольд замечает, что «это, очевидно, тот же труд, которым пользовался Шереф-ад-дин Йезди; заглавие этого труда, насколько нам известно, приводит только наш автор» 8. Не является ли в действительности «Та'рих-и хани» источником, тождественным с «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»? Соображение относительно того, что последнее сочинение первоначально было написано уйгурскими буквами, было высказано нами выше (см. нашу статью о «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» в настоящем сборнике. — В. Ю.). Сочинением Абдаллаха Балхи пользовались Махмуд бен Вали и анонимный: автор «Тимур-наме-йи куллийат-и фарси». В целом хроника Абдаллаха Балхи является компилятивной. Значение первоисточника она имеет лишь для первой четверти XVI века ; события этого времени переданы автором на основании собственных впечатлений и информации, полученной от современников и участников событий. Оригинальный материал находится в главах о тимуридах и шайбанидах. Материал по истории казахов содержится в разделе о шайбанидах. Абдаллах Балхи рассказывает о походе Мухаммад Шайбани-хана на казахов в конце жизни этого правителя. Поход этот состоялся в 1510 г. и закончился поражением узбеков. Датировка похода должна, однако, быть уточнена: возможно, поход был предпринят не в 1510, а в 1509 г. В согласии со всей шайбанидской историографией Абдаллах Балхи ответственность за поражение узбеков снимает с Мухаммад Шайбани-хана и перекладывает на других лиц. По-видимому, такова была официальная версия, с которой, тем не менее, современному исследователю трудно согласиться: паническое бегство узбекского войска трудно [132] объяснить, если согласиться с Абдаллахом Балхи и другими авторами, что шайбанидская армия бросилась бежать, лишь только казахское войско показалось на горизонте. Ведь целью шайбанидов именно и было найти и разгромить казахскую армию и ограбить казахский улус. Перевод отрывка о походе Мухаммад Шайбани-хана на казахов уже печатался в сборнике «Прошлое Казакстана...» 9 и С. К. Ибрагимовым 10. В сборнике «Материалов...» этот отрывок публикуется в новом переводе. Конец сочинения, который сохранился лишь в ленинградской рукописи, да и то в неудовлетворительном состоянии, также содержит материал о казахах. Передаем его в пересказе В. В. Бартольда. «Суюнич-Ходжа-хан прибыл в Бухару для похода на Хорасан; туда же собрались другие ханы и султаны, но решили сначала совершить поход на Кундуз, Баглан и Бадахшан. Когда войско вернулось из этого похода с большой добычей, Суюнич-Ходжа-хан тщетно старался уговорить ханов и султанов идти на Хорасан и должен был вернуться в Ташкент, где ему несколько раз приходилось сражаться с казаками. Касим-хан с войском казаков и мангытов совершил поход на Туркестан и Ташкент; он захватил в плен нескольких беззащитных людей, но когда он подступил к Ташкенту, то Суюнич-Ходжа-хан встретил его с войском. Произошла жестокая битва; сам Касим-хан был ранен и упал с лошади, но узбеки его не узнали, и ему удалось спастись. Разбитое войско вернулось в степь, и Касим-хан после этого уже не мечтал о завоеваниях. Суюнич-Ходжа-хан несколько раз совершал походы против казаков, брал в плен их жен и детей и возвращался с большой добычей». К этому В. В. Бартольд дает примечание: «Мухаммед-Хайдер, относящий этот поход к 1513 г., упоминает о набеге и возвращении Касима, но не говорит ни слова о его поражении» 11. Дополнительные известия об Абдаллахе Балхи и его сочинении читатель сможет найти в статьях Р. Г. Мукминовой 12 и С. К. Ибрагимова 13. [133] Комментарии 1 . Об этом списке см.: ОТР, I, стр. 25-26, рукопись Д 104.2 . См.: СВР, I, стр. 36-37, рукопись № 608.3 . В. [В.] Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан. ЗВО ИРАО, т. XV, вып. II-III, стр. 191.4 . Там же, стр. 191. Упоминаемое В. В. Бартольдом компилятивное сочинение представляет собой анонимную апокрифическую историю Эмира Тимура на таджикском языке, написанную в 1207 г. х., т. е. в 1793/1794 г. н. э., для Шах Мурад-бия и изданную литографским способом в Ташкенте: *** . Литография Гулам Хасан Арифджанова. Стар. Ташкент, раби II 1331 г. х. (10. III — 7. IV 1913 г. н. э.), стр. 8. В. В. Бартольд пользовался рукописью этого сочинения.5 . Там же, стр. 191 — 192.6 . A. H. Болдырев. Зайнаддин Васифи. Сталинабад, 1957, стр. 338, прим. 283.7 . В. [В.] Бартольд. Указ. соч., стр. 200.8 . Там же, стр. 188.9 . Указ. соч., об. I, стр, 111.10 . С. К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов XV-XVI веков, стр. 111-112.11 . В. [В.] Бартольд. Указ. соч., стр. 203.12 . Р. Г. Мукминова. О некоторых источниках по истории Узбекистана начала XVI в.13 . С. К. Ибрагимов. Некоторые источники по истории Казахстана XV-XVI вв.; Его же. Новые материалы по истории Казахстана XV-XVI вв.Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969 |
|