|
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О БЫТЕ НАСЕЛЕНИЯИз “Вакф-наме” можно почерпнуть некоторые сведения о быте населения. Из предметов домашнего обихода в грамоте перечисляются ложки, пиалы, миски (коса), мыло (на приобретение последнего ежегодно должно было отпускаться 2 тыс. медных динаров), разнообразные светильники 1. Из пищевых блюд называются шербет и кишк. Среди утвари числятся два чугунных котла (один из них — ломаный), что свидетельствует о применении чугуна для изготовления предметов утвари в Самарканде XVI в. В документах XVI в. упоминаются и чугунолитейщики 2. Из условий вакфного документа, запрещающих студентам пить вино и определяющих меры наказания за такой проступок, можно сделать вывод о распространенности употребления вина в стране 3. Существует мнение, что ислам в Средней Азии совершенно вывел вино из употребления. Однако сведения нашего “Вакф-наме” и других письменных источников того времени убеждают, что в Самарканде производились разные сорта вин и среди определенного круга населения употребление их было очень распространено. Так, все последние Тимуриды почти ежедневно пили вино 4. О Султан Хусейн-мирзе (1468 — 1506 гг.) Захириддин Бабур сообщает следующее: “За те почти сорок лет, что он был государем в Хорасане, не было дня, чтобы он не пил после полуденной молитвы” 5. [77] Зайниддин Восифи упоминает о болезни Кельди Мухаммеда, вызванной злоупотреблением спиртных напитков. Есть сведения, что вино пили и женщины 6. Из опьяняющих напитков в “Вакф-наме” упоминаются широб, мусаллас и мускир 7. Продажа вина, судя по документу, производилась открыто. Вспомним, что Алишер Навои говорит о существовании в его время кабаков — и игорных домов —. 8 По “Вакф-наме” можно судить также о жизни студентов высшей духовной школы — медресе. Все обучающиеся по степени образования делились на три группы. Соответственно этим группам повышались стипендия и паек. Служба в медресе и посещение занятий в назначенные дни были обязательны. Специальное лицо занималось регистрацией явки служащих и учащихся. В случае пропуска без уважительной причины пропустивший занятия или службу по воле мутаваллия мог быть лишен довольствия за пропущенные дни. Все служащие и обучающиеся в медресе Шейбани-хана должны были получать содержание натурой и деньгами. В отличие от некоторых других вакфных документов, содержание их по условиям “Вакф-наме” не ставилось в зависимость от ежегодных доходов вакфа, а определялось в конкретных цифрах, которые не могли быть изменены никем из мутаваллиев, кроме самой Михр-Султан-хонум. Согласно грамоте. каждому ученику старшей группы причиталось в месяц 45 медных динаров и 60 манов зерна в год, низшей группы — 25 медных динаров в месяц и 30 манов зерна в год. Таким образом, учащийся низшего курса получал в день округленно 0.83 медных динара и 0,08 мана зерна. В “Вакф-наме” оговорено, что выезд слушателей медресе в сельские местности (русто) 54* на определенный срок для приобретения средств пропитания, как и болезнь, считается уважительной причиной пропуска занятий. Это свидетельствует о том, что паек и деньги, выделяемые из доходов вакфного имущества на каждого учащегося, были недостаточными для их пропитания, что безусловно являлось одной из причин, затруднявших поступление в медресе необеспеченной части населения страны. Алишер Навои сообщает об [78] учащихся медресе, которые вынуждены были писать ему о своем бедственном положении 9, надеясь получить от него помощь. Выезд учеников в селения можно объяснить также тем, что часть из них могла быть представителями сельского населения. Восифи упоминает о смерти от голода в холодную зиму 1504 г. двух иногородних студентов в Самарканде. Учащиеся медресе могли жить и ночевать в худжрах медресе за исключением тех случаев, когда все худжры нужны были для занятий 10. Последняя оговорка ставила в тяжелое положение необеспеченную жильем часть студентов. По условиям вакфной грамоты, запрещалось кому-либо, занимающему одну из худжр медресе, продавать сукниёт 28*. который он имеет в этой худжре, ибо в противном случае худжра может попасть в руки недостойного, в то время как соответствующий человек останется без жилья. Из этого контекста видно, что уход худжр из рук слушателей медресе был распространенным явлением в Самарканде XVI в., чем объясняется оговорка, выставленная Михр-Султан-хонум для сохранения худжр за слушателями и служащими медресе. Из этого места “Вакф-наме” исходит также, что худжры в это столетие уже являлись предметом купли-продажи. Практика продажи сукниёта с целью передачи худжры существовала в Самарканде и Бухаре до 20-х годов XX в. По некоторым сведениям, мутаваллии и преподаватели пользовались услугами студентов. Так, по сообщению Джони Махмуда, известный Камолиддин Хусейн Хорезми заставлял своих учеников заниматься строительными и другими работами 11. 1 ( *** )2 Казийские документы XVI века, стр. 77. 3 Вакф-наме, стр. 302. 4 См., например, описания пиршеств с употреблением опьяняющих напитков в “Бабур-наме”, стр. 17, 38, 85 и др. 5 Бабур-наме, стр. 190. 6 См. сообщение Бабура об одной из жен Султан-Ахмеда: “Она имела очень большую власть, пила вино (чогир)”, Бабур-наме, пер. на русск. яз., стр. 31, Бобирнома, узб. текст, стр. 76. 7 Вакф-наме, стр. 302. 8 Алишер Навои, Возлюбленный сердец, Сводный текст подготовил А. Н. Кононов, М. — Л., 1948, стр. 44, 61. 62. 9 Алишер Навои, АН УзССР, № 6530, л. 32 б – 33 а; ркп. ИВ АН УзССР, № 5046, л. 152а (36). 10 Вакф-наме, стр. 302. 11 В. В. Бартольд, Вакфия, Баку, 1926, стр 48 — 49; ркп ИВ - Отчет о командировке в Туркестан, стр. 207. Текст воспроизведен по изданию: К истории аграрных отношений в Узбекистане XVI в. По материалам "Вакф-наме". Ташкент. Наука. 1966
|
|