|
“ВАКФ-НАМЕ” КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИКИздаваемая работа включает в себя исследование документального источника XVI в. “Вакф-намеи хазрати Шейбани-хан” (далее для краткости называемого нами “Вакф-наме”), публикацию сводного критического текста этого документа, составленного на основании ленинградского и ташкентского экземпляров “Вакф-наме”, и перевода его на русский язык. В конце книги приложены примечания и указатели. Рассматриваемый документ представляет собой рукописную книгу вакфной грамоты, написанной в первой четверти XVI в. от имени Михр-Султан-хонум - невестки основателя династии Шейбанидов - Мухаммед Шейбани-хана (1488 — 1510 гг.) 1. Грамота эта была составлена с целью юридического оформления акта передачи огромного количества движимого и недвижимого имущества в пользу смежных самаркандских медресе, известных как медресе Шейбани-хана, или Кош медресе. В то же время учредительница вакфа, обладавшая огромными богатствами, указанной грамотой сохраняла за собой и своими потомками роль попечителя учреждаемого ею вакфа и продолжала получать значительную часть доходов с отчужденных ею имуществ. Издание сводного текста данной вакфной грамоты с переводом ее на русский язык вызвано тем, что “Вакф-наме” включает в себя много интересного материала по истории Средней Азии периода первых Шейбанидов. В отличие от многих исторических сочинений повествовательного характера, написанных восточными авторами позднего средневековья и заключающих в себе материал преимущественно по политической истории Средней Азии, [6] “Вакф-наме” освещает некоторые вопросы социально-экономического характера — историю крестьян и городских ремесленников, землевладение и земельные отношения, изучение которых является важной задачей марксистской исторической науки. Несмотря на то, что документальные источники представляют большой интерес с точки зрения освещения экономики и социальных отношений, число опубликованных материалов по истории Средней Азии пока невелико В связи с этим “Вакф-намеи хазрати Шейбани-хан” как источник, отражающий особенности землепользования, землевладения и поземельных отношений на территории современного Узбекистана, приобретает тем большее значение. Ценность “Вакф-наме” и необходимость детального изучения этой вакфной грамоты неоднократно отмечались в литературе. Один из крупнейших исследователей истории Средней Азии П. П. Иванов считал данную грамоту “чрезвычайно важным документом” 2. Другой видный историк Средней Азии, знаток края В. Л. Вяткин пользовался копией рассматриваемого вакфного документа Этим документальным источником интересовались и другие исследователи 3. Однако в целом он привлекался к разработке отдельных проблем истории Узбекистана лишь в незначительной степени. В русской исторической литературе “Вакф-наме” впервые упоминается К Г. Залеманом. Для исследования [7] вопроса о положении вакфного дела 4 грамота эта была использована также А. Л. Куном. Как многие другие документы и исторические произведения средневекового периода Средней Азии “Вакф-наме” начинается с восхваления Аллаха и пророка Мухаммеда. Далее следует славословие в адрес узбекского хана Мухаммеда Шейбани, его сына Мухаммед Тимур султана — мужа Михр-Султан-хонум, отца последней — Бурундук-хана и, наконец, самой учредительницы вакфа — Михр-Султан-хонум. Их имена сопровождаются пышными и многословными эпитетами, как и имена представителей светской и особенно духовной знати, встречающиеся в тексте “Вакф-наме”. По содержанию “Вакф наме” можно условно разделить на три части Первая часть посвящена истории строительства двух самаркандских медресе, в пользу которых и составлена данная вакфная грамота, вторая представляет собой перечень движимого и недвижимою имущества, включающего торговые лавки, ремесленные мастерские, мельницы, селения, фруктовые сады, множество земельных участков и других объектов, передаваемых в вакф этим медресе, с подробным описанием границ жертвуемых объектов; третья состоит из перечисления условий пользования вакфным хозяйством, установленных вакфодательницей Михр-Султан-хонум, использования его доходов и организационных вопросов, касающихся вакфных имений и двух медресе с прилегавшими к ним постройками. Даты составления грамоты в рукописях “Вакф-наме” не имеется. Исходя из того, что в “Вакф-наме” указывается дата смерти Мухаммед Тимур-султана — 17 марта 1514 г., а сама вакфная грамота, как это явствует из текста, была составлена от имени его жены уже после его смерти, можно предположить, что она была написана приблизительно в 20-х годах XVI в.5 Судя по некоторым данным, вакф в пользу медресе Шейбани-хана действительно существовал и действовал. Например, в документе 1558 г. на продажу части селения Шекерджуй из селений вилоята [1] Несеф [2] при описании границ проданного участка указывается, что “одна граница этого продаваемого владения примыкает к землям селения Губдин, являющимся... вакфом..., завещательницей коих была [8] покойная... Михрибон-хонум” 6. Действительно, в “Вакф-наме” селение Губдин числится в списке имуществ, обращенных Михр-Султан-хонум в вакф в пользу медресе Шейбани-хана. Упоминание о мутавалли — управляющем имениями медресе Шейбани-хана, имеющееся в другом источнике, также подтверждает существование данного вакфа, хотя, по данным Мухаммед Бадиъ Малихо, и недолговечного 7. Комментарии 1 В исторических сочинениях ее именуют также Михри-хонум и Михрибон-хонум, а как родительницу наследника престола называют Махди Улия — Высокая колыбель2 П. П. Иванов, Хозяйство джуйбарских шейхов, К истории феодального землевладения в Средней Азии в ХVI- XVII вв., М — Л, 1954, стр. 24 3 Абу Тахир Ходжа, Самария, Описание древностей и мусульманских святынь Самарканда, Перевод В. Л. Вяткина, примечания переводчика, Справочная книжка Самаркандской области, 1898, вып. IV, Самарканд, 1899, прим. 57, В. Л. Вяткин, Материалы к исторической географии Самаркандского вилаета, Справочная книжка Самаркандской области, 1902 г, вып. VII, Самарканд, 1902, стр. 4, Он же, О вакуфах Самаркандской области. Справочная книжка Самаркандской области, вып. IX, Самарканд, 1907, стр. 95 — 107, Фитрат, Три документа по аграрному вопросу в Средней Азии, Записки Института востоковедения Академии наук СССР, II, 2, Л, 1933, стр. 70-73, Е А Давидович, П. П. Иванов, Хозяйство джуйбарских шейхов, К истории феодального землевладения в Средней Азии в XVI — XVII в [Рецензия], Советская этнография, М, 1955, № 3, стр. 190, Она же, Некоторые черты обращения медных монет в Средней Азии конца XV — XVI вв. и роль надчеканов, Изв. АН Тадж ССР Отделение общественных наук, 1953, № 3, Г. Г. Мукминова. Некоторые данные о вакфной грамоте в пользу двух медресе Мухаммед Шейбани хана, Известия АН УзССР, серия общественных наук, 1957, № 3, Она же, Из истории вакфного землевладения в Средней Азии в XVI в, Исследования по истории культуры народов Востока, Сборник в честь семидесятилетия И. А. Орбели, М — Л, 1960 стр. 215 — 218. 4 В. Л. Вяткин, О вакуфах Самаркандской области, стр. 95 96, Melanges Asiatigues, X. St. – Petersbourg 1894, стр. 276 5 Подробнее о времени составления вакфной грамоты см раздел “О рукописях “Вакф-наме” 6 П. П. Иванов, Хозяйство джуйбарских шейхов, Док. № 379. 7 Мухаммед Бадиъ б. Мухаммед Шарифи Самарканди Малихо, Мулаккир ал-асхоб, ркп. ИВ АН УзССР, № 4770, л. 298 а. Текст воспроизведен по изданию: К истории аграрных отношений в Узбекистане XVI в. По материалам "Вакф-наме". Ташкент. Наука. 1966 |
|