Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

14

1553 г. июля 23. Протокол тяжбы, с постановлением самаркандского казия 'Абдалаввала, сына ' Абдалвахида ал-Лайси, по иску ходжи Мухаммад-Йахии, правнука Ходжи Ахрара, к маулана Баба-ходже о принадлежности вакфу недвижимостей, перечисленных в документах 10, 11 и 12.

В основу критического текста положен список Ж (ИВ УзССР, № 516). В сносках приводятся разночтения со списком А (ИВ УзССР, ф Вакфнаме, № 18). Внешнее описание списков, рассмотрение вопроса о подлинности и времени их переписки см. в Введении. Там же описание печатей.

(1) Он, выносящий приговор безусловно!

(2) В первый день священного месяца мухаррема девятьсот сорокового года вынес решение господин глава великих и благородных [людей] *верховный судья (акза ал-куззат) столицы Самарканда, священной печатью которого будет украшен (3) низ этого *подтверждающего документа (сиджилл), да продлится его высокое покровительство, о том, что оба высокородных, упомянутых в *основной вакфной грамоте (вакфиаме-йи садр), учредителя вакфа 262, да возвысит Аллах степени их обоих, сделали правильным, обязательным, законным вакфом указанного назначения при упомянутых условиях все перечисленные в этой грамоте вакфные имущества, (4) тогда, когда те *принадлежали им по праву (хакк ва милк-и ишан буд), как указано выше, [и сделали это] искренне, ради Аллаха всевышнего.

(5) А господин, приблизившийся к милости щедро воздающего вседержителя, повелитель преемников, наилучший из предков, покойный, прощенный казий Фахр, [сын] казия Абу Мансура, да овеет Аллах могилы их обоих, (6) в то время, когда он в хранимом городе Самарканде был судьей, приговоры и решения коего были обязательны, в процессе законной тяжбы, законным путем вынес решение (хукм), во-первых, о правильности этого вакфа и, во-вторых, (7) об обязательности [исполнения] его, зная о пункте разногласия между авторитетными духовными лицами, да будет доволен Аллах всевышний всеми ими, по законному, правильному иску (да'ва) высокого господина, обладающего возвышенной степенью, отпрыска святых и полюсов, (8) надежного прибежища султанов, не нуждающегося в благодеянии, шейха ислама и мусульман, советника царей и правителей, не нуждающегося в эпитетах, господина ходжи Мухаммад-Йахии, да оживит Аллах помыслы его, славнейшего и благороднейшего сына (9) высокосвятейшего ишана, вместилища сановитости, убежища народов, благоуханного плода древа святости и добра, отпрыска праведников и полюсов, тонущего в реках прощения грехов Аллахом пребогатым, господина ходжи Мухаммад-Баки, сына ходжи Йахии 263, (10) да сохранит Аллах высокостепенность его до дня вечности, который является общим законным мутаваллием, согласно условиям вышеупомянутых учредителей вакфа, к господину маулана Баба-ходже мулле, который завладел этими вакфными имуществами, (11) *считая их своей собственностью (ба за'м-и милкийат) и отрицая их отдачу в вакф и решение вышеупомянутого судьи. После того, как было установлено право заведования [вакфом] того вышеупомянутого господина истца и факт овладения [вакфом] этим ответчиком показаниями справедливых [свидетелей] (12) в присутствии этого казия и этот вопрос был решен, это решение о вакфности [этих земель], вышеупомянутым образом [вынесенное] на основании свидетельских показаний уважаемого господина Низамаддина маулана Хамза, сына маулана Рукнаддина, (13) и господина убежища счастья Камаладдина маулана Абдал'алима, сына покойного, прощенного, принятого сердцами познавших [истину] маулана Сайида, да улучшит [306] Аллах положение его, причем оба они являлись лицами справедливыми, свидетельствование которых было приемлемо, после свидетельства их обоих (14) об условиях ее (вакфной грамоты) и клятвенного заверения одного из них о справедливости его показания — стало решением крепким и постановлением нерушимым, заключающим в себе все условия правильности иска, свидетельских показаний и решения.

И этот ответчик по распоряжению вышеупомянутого господина казия передал эти вакфные имущества (15) вышепоименованному мутаваллию.

И было это в присутствии справедливых [свидетелей].

(16) Решение о вакфности вышеописанным образом (17) провозглашено мною после законной тяжбы, которая произошла при мне. (18) А я — раб [божий] 'Абдалаввал кази, сын 'Абдалвахида ал-Лайси 264!

(19) О Аллах, награди их обоих наилучшей наградой!

(20) Присутствующие: маулана 'Абдал'алим, ходжа 'Абдаррахман, Мир мулла 'Абдаррахим, маулана Ходжаги, Мир шейх Махмуд и маула Сайфаддин, маула Мир-и Калан.

(21) Ради своего благополучия поминая его, всевышнего, что сказали бы имамы ислама, да будет доволен ими Аллах, о нижеследующем: это решение и этот подтвердительный документ по вышеуказанному поводу правильны ли по закону? Объявите и да наградит вас [Аллах].

Да, правильны, а Аллах всевышний знает лучше! Написал Ибрахим, сын хаджжи 'Абдаллаха.

Да, правильны, а Аллах всевышний знает лучше! Написал Мухиддин Мухаммад, сын 'Абдалкарима.


Комментарии

262. Это место противоречит содержанию трех первых грамот, где говорится, что учредителем вакфа был сам Ходжа Ахрар, а не его сыновья, подразумевающиеся, по-видимому, в этом протоколе. (Док. 14, строка 3)

263. У Ходжи Ахрара действительно был внук Ходжа Мухаммад-Баки от младшего сына, Мухаммад-Йахии. Таким образом, истцом по настоящему протоколу выступает правнук Ходжи Ахрара, Мухаммад-Йахиа, сын Мухаммад-Баки, сына Мухаммад-Йахии, сына Ходжи Ахрара. См.: Хабиб ас-сийар, т. III, ч. III, стр. 303; Рашахат, стр. 327. (Док 14, строка 9)

264. 'Абдалаввал, сын 'Абдалвахида ал-Лайси, был самаркандским казием задолго до 1533 г. Его печатью заверена вакфная грамота медресе Шайбани-хана и список “Б” публикуемого нами свитка грамот Ходжи Ахрара (док. 10-15). См. Введение, а также: Р. Г. Мукминова, К истории аграрных отношений в Узбекистане, стр. 41-93. (Док. 14, строка 18)

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.