37
1866 г., апреля 10. Прошение диванбеги от
биев-племени мангыт о назначении беглербеги
мангытов на место умершего
Сахиб-Назара-беглербеги одного из его младших
братьев.
ЦГА УзССР, ф. И-125, оп 2, № 209, л. 1. Подлинник.
Размер 16x33 см. 17 строк.
На обороте приложено 7 печатей: 1)
Мухаммед-Юсуф-бий (№73), 2) Девлет-Назар-бий, сын
...-Берды (№ 46), 3) Девлет-Нияз-бий, (№ 47), 4) Осман, сын
муллы... (№ 60), 5) Дост-Мухаммед (№ 41), 6) Ноубетулла
(№ 80), 7) Чин-Мухаммед (№ 28).
(1) Тому, суть которого — милосердие и
великодушие и природа которого — прозорливость
и проницательность, возлюбленному господа
великого, всещедрого, его превосходительству,
вместилищу милосердия, диванбеги-аге, да
продлится его власть, (2) его усердные слуги и
доброжелатели посылают такого рода прошение.
Во-первых, (3) с помощью и милостью всемилостивого
всевышнего бога, во-вторых, с помощью и
поддержкой покойных, прощенных султанов Востока
и Запада, (4) покойный, удостоенный рая
Девлет-Назар-бий был нашим бием и главой (***), (5) и
от этого [человека, занимавшего] у нас почетное,
отцовское место, племя мангытов и даже [весь]
народ каракалпаков видели милосердие и щедрость,
(6) никогда не бывали обижены и оскорблены.
Наконец, из бренной обители он переселился в
обитель вечную. От него (7) осталось 4 — 5
счастливых сыновей; старший из них, Эр-Назар, стал
вместо него бием. В конце концов и он скончался, (8)
и вместо него Сахиб-Назар сперва стал бием, а
потом на этого человека (9) обратился милостивый и
благосклонный взор его величества, благодетеля,
падишаха [нашей] эпохи, и он даровал ему чин
беглербеги. (10) И от него народ тоже не видел обид.
Он тоже скончался, не имея [303]
сыновей. Теперь перед [вашим]
высокопревосходительством и перед высочайшим
двором (11) мы, все мангыты, ходатайствуем о
следующем. Если место этих скончавшихся
преданных [слуг] (12) будет снова кому-либо
пожаловано, то у покойного Девлет-Назар-бия есть
сыновья, младшие братья Сахиб-Назара-беглербеги
— (13) Худай-Назар-бий и мулла Сейид-Назар-бек; если
будет пожаловано одному из них, то, если будет
угодно Аллаху всевышнему, (14) каждый из них должен
быть даже еще милостивее к подданным, чем
покойные [бии], потому что, (15) если милость к
подданным-каракалпакам, вошедшая в обычай от
покойных, обитающих в раю [биев], была присуща
отцу и сыну, (16) то она будет присуща и младшему
брату. А другие [потомки Девлет-Назара] — внуки и
правнуки и малолетние. (17) А еще — ваше
превосходительство мудры, вам самим виднее.
Написано прошение 24 зи-ль-ка'да 1282 [г.].
|