|
ШАРИФ МУХАММАД МАНСУР МУБАРАКШАХ КНИГА "ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ И МУЖЕСТВО" КИТАБ-И “АДАБ АЛ-ХАРБ ВА-Ш-ШУДЖААТ” МУБАРАКШАХ И ЕГО ВОЕННЫЙ ТРАКТАТ “ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ И МУЖЕСТВО”Среди богатейшего культурного наследия, оставленного потомкам корифеями персидско-таджикской культуры, особое место занимает литература по истории войны и военного искусства. Военная мысль таджикского народа, подобно его философии и литературе, имеет своих основоположников и классиков. Своими корнями она уходит в глубь тысячелетий, и, естественно, эта мысль впитала в себя все то лучшее, прогрессивное, что было создано предками таджиков на всех этапах развития их истории. Сегодня, когда таджикский народ приобрел свою государственность и создал собственные вооруженные силы, изучение и осмысление военно-теоретического наследия выдающихся классиков и теоретиков военного дела, извлечение уроков из военной истории народа является первейшей задачей военных историков и политиков. Тема войны и военного искусства была одним из самых популярных направлений в таджикской художественной и теоретической мысли. Эпизоды военных баталий в произведениях классиков персидско-таджикской литературы, вопросы военного искусства в трактатах об управлении государством отражали реальную картину исторического процесса. Одним из шедевров военной мысли с полным основанием можно назвать "Шахнаме" А. Фирдавси, где в поэтическо-философской форме изложены основы истории военного дела таджикского народа с древнейших времен вплоть до X века. Идея войны и мира, пронизывающая классическую поэзию, наивысшее свое философское выражение получила в творчестве Ганджави, Саади, Хафиза и Джами. Все это дает нам полное право утверждать, что тема войны и военного образования составляет неотъемлемую часть духовной культуры таджикского народа. При этом мы не можем не отметить и того факта, что менталитет таджикского народа после распада государства Саманидов, особенно после монгольского нашествия, претерпел серьезные изменения. В истории и литературе этого периода ясно прослеживается, что проповедование идей [6] национального героизма и чувств подлинного патриотизма значительно ослабло, и это - особая тема исследования. В истории войны и военного искусства таджикского народа до монгольского завоевания особое место занимает военный трактат Шарифа Мухаммада Мансура Мубаракшаха (известен под именем Фахри Мудаббир, жил в конце XII - начале XIII в. ) "Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат" ("Правила ведения войны и мужество"). Этот трактат является одним из уникальных и значительных источников для изучения истории военного искусства не только таджиков эпохи раннего средневековья, но и других народов Центральной Азии. По своей тематике, стилю изложения, смыслу и содержанию это произведение занимает ведущее место среди персоязычных военных трактатов. Из известных и сохранившихся до наших дней военных источников данный трактат является единственно полным и завершенным. Он посвящен системному анализу военного искусства. Внимание читателя прежде всего привлекают достоверность и документальная ценность данного источника. В трактате изложены те факты и события, свидетелем которых был сам автор. Мубаракшах, как один из самых образованных людей своей эпохи, был хорошо знаком с достижениями военной науки своего времени. Приведенные им факты и сведения свидетельствуют о том, что в своем трактате он широко использовал военные источники древнего Китая, Византии, Египта и Индии. Трактат Мубаракшаха начинается с описания исторических событий, обусловивших завоевательные походы, с поучительных советов о ведении войны, боевых действий, о структурной организации армии и порядке военных походов. Основной силой для нанесения главного удара Мубаракшах считал конницу, и поэтому значительное место в трактате отводится правилам выбора, приручению, определению масти коня. Много внимания он уделяет описанию и недостатков лошадей, и их полезности, и основам ветеринарии. Наибольший интерес, с точки зрения военного искусства, представляют те главы, где речь идет о военном снаряжении, основных видах боевых единиц. Мубаракшах подробно описывает достоинства различного вида вооружения, перечисляет виды оружия, дает им четкую характеристику, указывает на материал, из которого изготовлено то или иное оружие, называет страны, где данное оружие применяется. Он перечисляет [7] всевозможные виды клинков, луков, стрел, копий и индивидуальные средства защиты от них. Упоминаются различные виды метательных машин - катапульты, применявшиеся при осаде городов и крепостей противника. В трактате подробно описаны боевое построение войск, как проводится их смотр и поддерживается порядок в армии. Мубаракшах особо отмечает необходимость проведения этих мероприятий перед началом сражения. При этом, пишет историк, нужно держать в секрете численность армии и заботиться о предотвращении неожиданного нападения противника в период ведения военных действий. В этом случае надежным средством защиты автор считает укрепленный лагерь. В трактате приведен ряд схем расположения войск в лагерных условиях и во время ведения наступательного боя. В качестве примера автор приводит схему расположения и структуры войск сопредельных стран: Византии. Персии, Турана, Индии. По мнению Мубаракшаха, лучше всех располагали войска таджики. По его словам, формы построения армии, способы ведения военных действий, т. е. военная тактика и стратегия армии XIII века мало отличались от форм организации Сасанидского периода. На основе сведений, сообщаемых в трактате, можно прийти к выводу, что армию в походах сопровождал большой хозяйственный обоз и нестроевые части. В трактате "Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат" дано развернутое наставление о способах ведения разведки. При этом автор отмечает, что каждый день в разведку нужно посылать новых людей. Мубаракшах советует пользоваться в армии голосовыми и словесными паролями. Наряду с этим большое внимание уделяется устройству засад и ночным атакам. Как теоретик военного дела, Мубаракшах рекомендует совершать ночные атаки, угонять коней и верховых животных противника, разрушать их палатки, сеять панику и страх в стане неприятеля. Сражение, отмечается в трактате, делится на два вида: открытое и скрытое. Последнее и именуется засадой. Засаду автор считает наиболее важным элементом для ведения боя, и для засады он рекомендует выбирать доблестных и физически развитых воинов - кавалеристов. Засады необходимо устраивать в отдалении от своего лагеря, желательно ближе к воде, лесу, кустарникам. При наличии же большого числа лагерей он рекомендует устраивать засады в двух или трех местах. [8] Наиболее благоприятным временем года для проведения ночных атак и засад Мубаракшах считает раннее утро весною, когда дозорные теряют бдительность и покидают посты, а летом же предпочтительнее середина дня - время послеобеденного отдыха. Цель проведения ночных атак и засад - застать противника врасплох, добиться успеха на боевых позициях, захватить местность, нанести сокрушительные удары по важным объектам противника, а также оказать на него психологическое воздействие. Место и время для сражения Мубаракшах рекомендует выбирать таким образом, чтобы извлечь максимальные тактические выгоды для себя и затруднить действия неприятеля. Например, он пишет: "Если выступаешь навстречу врагу, не иди далеко, пусть больший путь пройдет неприятель; неровная земля, горы, песчаная местность, солончаковая степь пусть лучше останутся позади вас. Если вы выбираете место, то выберите такое, где земля не была бы каменистой и солончаковой, так как во время сражения кони будут спотыкаться, подковы будут портиться. Необходимо, чтобы земля не была каменистой, чтобы почва содержала галечник с песком и чтобы поле боя не находилось слишком близко от населенного пункта." Судя по сведениям, приводимым Мубаракшахом в "Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат", боевой порядок был эшелонирован в глубину в три и четыре и даже в пять рядов. Мубаракшах, как военный педагог, утверждал, что главной силой в армии является человек, и его предназначение заключается в том, чтобы вести бой, который и завязывается, и развивается, и завершается как единый процесс. Бой требует от человека напряжения всех его духовных и физических сил. В связи с этим он отмечает важность воспитательной и морально-психологической работы с воинами. Воспитанная армия, считает Мубаракшах, прежде всего дисциплинированна, отлично вооружена и одета. Личный состав должен быть здоровым и сильным, потому что армия является лицом государства. Но прежде всего она должна быть патриотичной. Воин обязан любить свою Родину, а не чернить перед другими ее прошлое, понимать и прощать успехи и недостатки этого прошлого. Армия, каждый воин должны любить величие, красоту и славу своих предков. Армия должна быть духовно богата, добра, готова на всякий прекрасный порыв и на великую жертву. Всегда и везде она должна быть образцом [9] воинского долга и самопожертвования. Она должна нести своему народу защиту и помощь, а не обиду и угнетение. В свою очередь весь народ должен любить свою армию и отдавать ей все лучшее. В армию должны идти не только физически наиболее крепкие люди, но и самые сильные духовно, с воспитанной твердой волей. В своей внутренней жизни армия должна быть дружна. Весь личный состав - братья. Для того, чтобы все это воплотилось в жизни, Мубаракшах советует иметь в армии определенных людей, занимающихся воспитанием воинов, их обучением. При этом он рекомендует разработать и соответствующую структуру армии, отвечающую как запросам государей, политиков, военачальников, так и простых воинов. При классификации войн Мубаракшах исходит из их обоснованности и справедливости. Из пяти типов войн, охарактеризованных им, он считает справедливой ту войну, которая направлена либо против тирана, угнетающего свой народ, либо против захватчиков. Войну с неверными он также считает справедливой. Он осуждает грабительские войны, говоря о разрушениях, к которым они приводят. Касаясь вопросов тактического искусства, Мубаракшах рекомендует при вступлении в бой использовать благоприятные погодные условия. Например, он пишет, "что при подготовке к бою полководец должен построить войско таким образом, чтобы ветер дул с правой стороны, а пыль летела в сторону левого фланга неприятеля, чтобы полководец мог использовать хорошую видимость, а если ветер дует в его сторону, то главнокомандующий должен прибегнуть к хитростям и направить посредника к противнику договориться о невозможности проведения боя в виду неблагоприятных погодных условий". Мубаракшах в своем трактате повествует также о военном искусстве, знании, об использовании благоприятных условий местности и маскировке войска при ведении боя. Он считает наилучшим местом для ведения боя холмистую местность с изобилующими извилистыми лощинами. Автор трактата отмечает, что нельзя сражаться только воинской силой. Достаточно иметь столько войска, сколько нужно для того, чтобы справиться с противником путем сосредоточения своих сил на определенных участках, и правильно оценить боевую обстановку. Согласно утверждениям автора, в состав [10] армии должно входить от 4 до 12 тысяч кавалеристов. Для разведки и дозора он советует использовать от 40, а в отдельных случаях до 400 легковооруженных кавалеристов. Автор трактата также рекомендует каждому воину и предводителю иметь при себе деньги, чтобы в случае пленения можно было откупиться. Одна из глав в трактате посвящена наемным сводным войскам, которые автор называет "хашари". Мубаракшах не придает особого значения этим войскам и относится к ним с недоверием. Он пишет, что наемники из чужеземцев никогда не принадлежат к числу надежных солдат. Он особо подчеркивает, что армия и весь командный состав должны иметь свое ядро из местного коренного населения. Если армия разобщена и в ней преобладают местнические и региональные интересы, то какой бы мощной она ни была - эта армия не надежна. Люди, которые приглашены из других стран по найму, не заинтересованы в защите страны и прежде всего заботятся о себе. Таких воинов легко можно подкупить. Особое внимание Мубаракшах уделяет имущественным вопросам в тогдашней армии, возникающим, в частности, при захвате военной добычи и справедливом ее распределении, об осаде и блокировании крепостей и городов. Мубаракшах, как военный стратег, рекомендует при осаде крепости использовать небольшое количество воинов, необходимое оружие и инструменты."По возможности, - пишет он, - нужно брать крепость без боя, ибо само ее покорение является великим делом". При осаде он рекомендует главнокомандующему прибегать к хитрости, чтобы склонить противника на свою сторону. При этом Мубаракшах советует пустить одну стрелу с письмом в сторону противника с лестными словами и хорошими обещаниями, а другую - с письмом устрашающего содержания о том, что будут использованы осадные стенобитные машины и механизмы для проникновения в крепость. Мубаракшах также рекомендует, чтобы воины ночью отходили от крепости на ночлег, а утром снова возвращались к ней со знаменами, барабанным боем и боевым кличем. Следует отметить, что при взятии крепости боевой призыв наряду со знаменами и звуковыми сигнальными инструментами является весьма действенным средством. Смысл этих действий заключается не только в воодушевлении воинов. Основной их целью являлось психологическое [11] воздействие на противника. В этой главе приведен ряд правил относительно тактики и стратегии, а также очень интересные и поучительные рассказы. Интересны высказывания Мубаракшаха о предзнаменованиях победы. Он пишет: "У победы бывает две характерные черты: во-первых, ее можно увидеть и предчувствовать, и, во-вторых, она зависит от главнокомандующего и воинов. Если они (воины) имеют хорошее настроение и отлично действуют, то это и есть признак победы. Необходимо, чтобы армия была хорошо организована, не шла толпой, в беспорядке, чтобы (воины) двигались спокойно и тихо, чтобы они не опасались чего-то, а были едины в своих помыслах и действиях. Если они, получив во время сражения ранение, остаются на поле боя, то это тоже признак победы. Во многом победа зависит от справедливости царя. Например, когда царь воздерживается от несправедливости и наказывает угнетателей, вознаграждая угнетенных, людей держит в мирных условиях, не позволяет воинам грабить дома мирных людей, - это тоже признак победы", - пишет Мубаракшах. Анализируя причины победы и неудачи сторон, автор трактата высоко оценивает мастерство полководца, отношение армии к нему и царю, усердие и дисциплину воинов. Когда речь идет о воинских взысканиях, Мубаракшах отмечает, что если кто-нибудь из воинов нарушит дисциплину или провинится в чем-нибудь, то его нужно строго наказать, чтобы другие воины воздержались от подобного поступка. По мнению автора трактата, враг ни в коем случае не должен знать о ваших планах и намерениях. Наоборот, надо делать все для того, чтобы выведать о целях и слабостях неприятеля. Поэтому Мубаракшах рекомендует царю, главнокомандующему иметь при войске много лазутчиков и доносчиков, которые могли бы их известить обо всем. И не следует смущаться подобными действиями. Отдельные страницы Муборакшах посвящает тому, как надо анализировать силы противника. Автор требует от полководца трезвости и объективности оценки своих возможностей и возможностей противника. Он пишет, что нельзя полагаться только на воинскую силу, что нужно обязательно разведать положение противника, его силу и слабость. Мубаракшах отмечает: "Никогда не считай своего противника малым и слабым. Считай его вдвое больше, чем он есть на самом деле, и считай его сильнее своего войска". [12] В трактате прослеживается мысль о том, что война не является неизбежной причиной смерти. Многие люди могут сохранить и сохраняли в ней свои жизни, оставаясь невредимыми. Бывает, что и в мирное время человек может умереть от незначительной раны. Особую значимость в трактате (и это делает его еще более ценным) имеют рассуждения автора о порядке ведения переговоров, этике военных дипломатов и условиях заключения договоров и соглашений, т. е. здесь Мубаракшах говорит об основах военной дипломатии. В этом смысле его трактат имеет известное значение для понимания деятельности не только военачальников, но и политиков, и дипломатов таджикского народа в средние века. Весь военно-стратегический смысл материалов трактата подкрепляется историческими, легендарными и порой юмористическими рассказами о порядочности, мудрости и справедливости одних царей и о тирании и невежестве других. В трактате встречается множество военных афоризмов и мудрых изречений, которые не утратили своего художественного и эстетического значения до настоящего времени. Трактат содержит также ценный лексический материал и имеет огромное научное значение для изучения не только военного лексикона, но и вообще для исследования истории языкознания. Трактат Мубаракшаха "Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат" - это универсальный письменный источник, который заслуживает всестороннего исследования в историко-философском, текстологическом и других аспектах. В нем сосредоточено большое количество специальной военной терминологии и дана развернутая характеристика различных видов вооружения не только Ирана, но и сопредельных государств Ближнего и Среднего Востока. В этом смысле трактат Мубаракшаха с полным основанием можно считать каноном военной науки средних веков. На его основе получила дальнейшее развитие военная мысль не только таджиков, но и всех персоязычных народов. Конечно, Мубаракшах в своем трактате широко использует военную терминологию и выражения своего времени, и поэтому во многих случаях он труднодоступен современному читателю. И тем не менее "Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат" является уникальным памятником средневековой таджикской культуры. Его содержание, терминология и фразеология полностью соответствуют [13] канонам этой культуры и обусловлены конкретно-исторической обстановкой данного исторического периода. Для того, чтобы понять смысл и содержание данного трактата читатель, естественно, должен знать историческую обстановку того времени, разбираться в тех духовных и интеллектуальных процессах, которые тогда происходили, ибо ключ к пониманию идей и концепций Мубаракшаха нужно искать в его эпохе. Конечно, военная концепция Мубаракшаха по многим параметрам устарела и не соответствует современному уровню развития военной науки. Но бесспорен и другой факт. Знание и осмысление данного трактата, извлечение из него рационального зерна будут иметь неоценимое значение для разработки тактики и стратегии молодой армии Республики Таджикистан в духе своих традиций и истории. Он поможет нам определить свое лицо, свою самобытность. Дело в том, что без знания и ясного понимания того положительного и ценного, что было создано нашими предками, без переосмысления и переработки этого ценного с позиций сегодняшнего дня, нельзя создать современную военную теорию. Данный трактат свидетельствует о том, что военно-теоретическая и военно-педагогическая мысль таджикского народа, как важный компонент духовной культуры, является закономерным результатом и продуктом развития всех запасов знаний, которые выработали лучшие его представители в течение многих веков. В заключение мы позволим себе выразить надежду, что предлагаемый военный трактат Мубаракшаха вызовет интерес не только у личного и командного состава Вооруженных Сил республики, но и у историков военного дела и специалистов в области теории культуры Востока. И если Мубаракшах со своим трактатом "Правила ведения войны и мужество" пополнит ряды персидско-таджикских классиков, широко изучаемых в плане истории военной науки, цель проделанной нами работы будет достигнута. Мубаракшах на это имеет право не только как один из основоположников и классиков военной науки стран Центральной Азии, но и поэтому, что он из числа тех военных историков мира, мысли и идеи которых дошли до нас в форме системного и завершенного исследования о войне. Текст воспроизведен по изданию: Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат (Правила ведения войны и мужество). Мин. Обороны республики Таджикистан. Таджикский высший военный колледж. Душанбе. 1997 |
|