Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ВИКТОР ГРИГОРОВИЧ

ОЧЕРК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ ТУРЦИИ

епископа сербского (4 января), св. Саввы (13 января), св. Симеона, гна и Муроточца сербские земле (13 февраля), св. Иоаникия (26 апреля). На последних листах следующая надпись:

[22]

18 — 26. Деяния апостольские, в том числе 1-а рукопись пергаменная, 1-а хлопчатой, бумаги и 6 простой бумаги.

27 — 40. Псалтыри, в том числе 3 пергаменные, 1-н хлопчатой бумаги и прост, бумаги в перелисте и 8-м простой бумаги.

41. Толкование апостола на простой бумаге.

42. Пятикнижие Моисея простой бум. 4°.

43. Св. Афанасия толкование псалмов, на пр.бумаге.

44, 45, 46, 47, 48. Повести отцов, лествица св. Иоанна [23]

49. Иоанна Златоустого, Маргарит, fol. пр. б.

50. Слова Григория архиепископа пр. б. 8°.

51. Василия, архиепископа Кессарии каппадокийской, постнические слова, пр. б.

52. Блаженного Ефрема, постнические слова пр. б.

53. Поучения Исаака сирина и житие Марии египетской пр. б.

54. Книги наказаний, слова отцов пр. б. 4°..

55. Панагирик, слова св. отцов пр. б.

56. Мефодия патарского, книги царств, сказание истое о царстве и последних летех пр. б. 8°.

57, 58. Избранные слова отцов церкви fol. пр. б. 59. Похвальное слово великомученику Георгию fol. пр. б.

60. Михаила Пселла, катоптра пр. б. 4°,

61, 62. Две сокращенные минеи, одна пергам., другая перг. и пр. б. в перелисте.

63, 64. Жития некоторых святых и слова отцов церкви пр. б.

65. Житие св. Саввы, св. Антония и св. Афанасия афонского, пр. б. 4°, скоропись.

66. Житие св. Константина, Василия великого, Ефрема, Бонифатия, Mapии египетской и Пелагии, пр. б.

Сверх сего 14 рукописей на пр б., также сербской рецензий, заключают разные церковные службы.

Примечательнейшие же рукописи суть: 1, два поменика, кажется, начала XVII стол., в которых записаны с показанием мест простонародные славянские имена. Такие поменики лучший материал к составлению славянского ономастикона.

2. Летовник вкратце от различных летописец и поведателей избран и составлен от Георгиа грешного монаха. — Этот список Гамартола, заключающий летопись от сотворения мира до царя Романа включительно, только одним годом моложе хранящегося в Москве. Рукопись в лист [24] пр. б.; писана средним уставом в два столбца; заглавия красным, поблекшим письмом. Прибавлений переводчика  .

Перед выездом следующие хрисовулы показаны:

1. Иоанна Палеолога, на греческом языке, году не прочел.

2 и 3. Два суггелиоды о межах монастырской области.

4. (1842) г. Стефана Грегоура с господом майком и братьями, Стефаном Гюргом и Лазарем. Им приложены в монастырь села: добресельце, вранин дол на лабоу и проч.

5. (1814) г. господина Георга с супругою Кантакузиною, о том же.

6. Господьи Деспотицы Аггелинды и господина Деспота Георгия и Господина Деспота Иоанна, о принятии ктиторства. Печать золотая. Этот хрисовул напечатан в истории сербской Юлинаца.

7 — 8 ноября. Монастырь Дионисиу с храмом св. Иоанна Предтечи. Принадлежит к первенствующим монастырям, от которых отличается тем, что удержал древнее общежительное правило и управляется одним игуменом. В отсутствие игумена, наместник позволил мне видеть библиютеку, помещенную в церковной башни уютно. Книги ее однако залежались. Перед Библиотекой на хорах церковных [25] шкаф с попорченными рукописями, которых может быть до 40. Все церковные. Книг в библиотеке около 400 и рукописей до 50. Кроме одного греческого Евангелия, писанного уставом и рукописей Иппократа и Омировой Илиады на простой бумаге, вcе прочие богословского содержания. Словянских рукописей нет. Видел ктиторский хрисовул царя Алексея Комнина с современными изображениями царя и царицы.

9 ноября. Монастырь Григориу, с храмом чудотворца Николая. Монастырь Симопетру, с храмом рождества Иисуса Христа. Оба монастыря общежительные. Тот и другой обеднели книгами. В первом несколько десятков книг и две, три рукописи, ничего незначащих; во втором, долго слывшем сербским, после истребления славянских, только церковные книги, греческие.

10, 11 ноября. Монастырь Ксиропотаму. Храм сорока мучеников. Монастырь, пользующийся льготами идиоритма и равняющий себя древностью с древнейшими, имеет свою библиотеку в церковной башне, которая довольно просторна и хотя в порядке, но, как и все доселе виденные, без порядочного каталога. Библиотека эта некогда: считалась наравне с лучшими, теперь заключает до 400 книг и 50 рукописей богословского содержания. Хрисовулов не видел.

Монастырем Ксиропотаму окончил я путешествие но южной половине полуострова, отделяющейся от северной заливом, называемом дафнэ. С восточной ее стороны лежат монастыри: Пандократор, Ставроникита, Ивер, Филофеу, Каракаллу и Лавра св. Афанасия, с западной - Павлу, Дионисиу, Григориу, Симепетра и Ксиропотам. Всего 5-ть киновий и 6-ть идиоритмов.

Находясь в Ксиропотаме, получал я от консула, г. Мустоксиди, особенное его отношение к протату в ответ на вышеизложенное требование и Буюрди, исходатайствованный [26] у паши солунского, Васиф-паши. Доставлением этих охранных бумаг одолжен я благосклонности о. игумена м. Руссико.

Немедля, отправился я в Карею, где представил почтенным отцам, членам протата, эти свидетельства, и затем продолжал свое путешествие.

11 — 16 ноября. Карея за три столетия до настоящего времени была первым монастырем и носила название великой лавра, в которой постоянно пребывал прот, глава всех монастырей и совершались соборы игуменов. С концом XVI ст., не перестав быть местом сборным, она лишилась монастыря. Оставшись усадьбою, состоящей из монашеских келий, она служит средоточием всего полуострова, куда стекаются монастырские выборные для совещаний и мирные торговцы для сбыта своих товаров. Три предмета завлекают здесь любопытство путешественника: соборная церковь, келия св. Саввы сербского и архив протата.

Соборная церковь, построенная будто бы Константином великим, принадлежала прежде великой лавре. Тип ее постройки (отличен от прочих отсутствием крестообразной формы и куполов, а внутренние стены расписаны древнею, большого размера живописью (Панселина?). На верху паперти, у старого параклиса (придела), в сырой и темной комнате разбросаны в разных местах рукописи, числом до 40, все церковного употребления. Примечательнейшие: 1, евангелие греческое fol., писанное красивым уставом и 2, апостол греческий 4° средним уставом. Славянских два служебника на простой бумаге. К сожалению, не видел я здесь синаксара, который, по словам Никодима, заключает житие Климента, архиепископа болгарского. Впрочем, оно, кажется, было известно издателям его.

Типикарница св. Саввы сербского, так называется келлия, где безмолвствовал сей святитель — имеет типик, [27] писанный, кажется, собственною его рукою. Копию типика, измененную несколько в орфографии, я приобрел. Здесь над церковью св. Саввы находится помещение старца Типикара. Умолив его допустить меня обозреть келию, в нише довольно просторном, но чрезвычайно пыльном, я нашел 45 рукописей и 12 старопечатных славянских книг, которые, распадаясь от времени и небрежения, составляют, по словам старца, неотъемлемую собственность келлии. Книги церковные угровлахийской и венецианской печати. Рукописи все сербской рецензии, 33 новые и

1 Евангелие, 4°, перг., писанное большим уставом в

2. Житие и подвиги св. Саввы — сказано преподобным Доментианом, иноком и пресвитером монастыря хиландарского, списано Феодором мнихом. Перг. 4°. В конце книги приписка: рукою грешного Феодула, (6844) (1336). Древнее этой, писанной в 1336 г., не находил на св. горе рукописи житья св. Саввы сербского.

3. Евангелие, 4°, перг. бол. уст., подаренное Стефаном Урошем келлии св. Саввы, иже в Кареях (сказано в приписке) года (1316 г.).

4. Евангелие, 4°, пр. б. Здесь вместо предисловия слово Константина философа.

5, 6. Деяния св. апостол, 40, перг.

7. Службы святым, перг., 40, без конца.

8. Минея, перг., fol., декабрь, генварь, февраль.

9.Слова Иоанна Златоустого 40 прост, б.

10. Рукопись 8° на толст.: б. Здесь слово на вознесение, Диоптра Пселлы и избранные поучения. [28]

11. Феодора студиты поучения 80 хлопч. б.

12. Сборник 80 пр. б., листы перемешаны, статьи: об обретении честного креста, Мниха Александра; слово Иоанна Златоуста, слова на праздники, сказание о построении св.

Что бы обозреть архив протата или, по крайней мере, получить об нем сведение, я обратился к о. архимандриту зографского монастыря, Анатолию, которого письмом просил содействовать мне. Получил в ответ, что действительно он есть, но во время греческой войны, когда монахи удалялись из св. горы, сундуки с документами переданы на хранение монастырю Котлумушу. Передавая, забыли взять расписку, и теперь этот архив усвоен монастырем, который не возвращая его протату, не снимает с него печатей. Такое объяснение, если оно не ирония, не служит в пользу ни начальствующего протата, ни подчиненного монастыря. Впрочем он ничего не значит den einiai tipoteV: это всегдашнее прибавление при отказах в чем либо истинно полезном.

11 — 12 ноября. Еще до своего прошения, обозрел Кутлумуш, идиоритм, отстоящий на полчаса от Кареи. Библиотека сего монастыря состоит слишком из тысячи книг, в числе которых до 200 рукописей, евангелий, апостолов, миней, слов св. отцов и проч. Славянской ни одной. Хрисовулов не видел.

16 — 20 ноября. Окончив обозрение южных монастырей устроил свой конак в монастыре руссико, которого благосклонные о. игумен и братья, почтили меня своим гостеприимством. Отсюда отправился я обозревать северную половину полуострова, с намерением окончить свое путешествие этим монастырем. [29]

20 ноября — 12 декабря. Монастырь Диландар с храмом Введения Божией Матери. Знаменитый своим ктитором, Симеоном Неманьем и участием в событиях Сербии, богатством и значением не уступал прежде первенствующим. Он имел свой собственный типик, данный ему св. Саввою, был общежительный и назначен для монашествующих Сербов. Теперь он идиоритм, в котором без типика преобладают Болгаре часто под руководством Грека.

Добрые отцы с каждым днем увеличивали свою благосклонность и указывали постепенно, по мере как заслуживал я доверие, новые предметы для трудов моих. Постепенно открывались четыре книгохранилища и, наконец, показаны были хрисовулы. С искренним чувством признательности воспоминаю об этом благосклонном содействии, которое, доставив мне способ с пользою потрудиться, останется в моей душе навсегда памятным как свидетельство высокой степени радушия иноков,

Сперва провел я храмовой праздник, к которому собралось большое количество поклонников. После трудов, сопряженных с этим торжеством, при посредничестве достопочтенного отца проигумена Иосифа, меня ввели сперва в так называемую библиотеку. В комнате, наполненной разною ветошью и свечами, на полках расположены до 800 книг, в том числе 80 ркп. Рукописи все новые церковного употребления, как то минеи, литургии, слова Иоанна Златоуста, Василия великого и проч. сербской рецензии. Здесь укажем на некоторые только:

1, 2. Минеи fol. пр. б.

3. Пролог, собрания святых всего лета, месяцы сентябрь и ноябрь fol. пр. б.

4, 5. Иоанна Златоустого слова fol. пр. б.

6, 7. Алфавит духовный, избранные места из отцов церкви 4° пр. б. [30]

8. Апокалипсис Иоанна Богослова fol. пр. б.

9. Слова св. отцов Иоанна Златоустого, Василия великого и проч. fol. пр. б. с зн. .

10. Иноческие поучения о безмолвии и посте и избранные слова Иоанна Златоустого пр. б.

11. Лавсаик т. е. жития святых отшельников, как, нпр., житие св. Антония, пр. б.

12. Иоанна Златоустого слова fol. перг. устав без ударений, рецензия сербская. В конце книги так: написася повелением худого и всех последняго Сави, (1344).

13. Избор избранны Иоанном Златоустом показае поучает от игуменских оуказаних (sic) перг. fol.

14. Начало книзе — догматик паноплиа, пословенском же велениом пачеже богословиом (sic) всеоружство 8° пр. б. 4.

15. Рукопись 4° заключает: философию Дамаскина, изложение Григория солунского о происхождении св. духа, изъяснение апокалипсиса и статьи о латинах. На последнем листе: "аз Василий митрополит Новобрьдский положи сию книгу в церкви Граница митрополии новобрьдской года 7100" ркп. пр. б.

16. 17. Сказания премудрого Иосифа Евреина о временах Иисуса Христа, 40, пр. б., два экземпляра.

18. Житие и подвиги... св. Саввы, житие и подвиги св. Симеона сербских; житие отца нашего Григория омиритского fol. пр. 4

19. Рукопись 40 пр. б. заключает: месяца октяб. 30 д. Стефана краля, служба ему; ноемврия м. 11 д. служба святому Стефану Дечанскому; житие св. великомученика Стефана Дечанскаго; списано Григорием мнихом и пресвитером игуменом бывшем тояже обители; житие Георгия нового мученика 11 д. февраля: житие св: Петра в хвостне. [31]

Библиотека не удовлетворила моим ожиданиям; о.епитроп, по просьбе проигумена Иосифа, ввел меня в скевофилакию (монастырскую ризницу), где хранится частное имущество монахов. На полках ее и на сундуках лежать разные книги, числом более 200; между ними рукопись греческая, заключающая слова Иоанна Златоустого и семь евангелий ркп. in fol. сербск. рец., бывших, как заметно по переплету, напрестольными.

Почувствовав, как непримечательны представленные доселе сокровища их, отцы допустили меня к обозрению своей Сюгестницы (sugelion?). Смежная с трапезою комната, находящаяся в западной стене монастыря, называется сюгестница. Темная и сырая, в нишах своих она хранит 150 рукописей старых и новых, весьма пострадавших от неудобства помещения. Из них достойны упоминания следующие.

1. Евангелие перг., писанное в 6846 г. (1356). На последнем листе ее замечено: г. 6864 престависе превысокы гндь царь сербски, снь стго крали-а оуроша, гднь Стефан доушана, и-емоуже боудет вечнаи-а паметь.

2. Матфея солунского съчинение еже по сеставом св. и Бж. правил 4° пр. б.

3. 4. 5. 6. 7. 8. Евангелия перг. fol. и 4°.

9. 10. Псалтырь перг. 8° 8°.

11. Апостол перг. 4° писан 6876 г. (1366 г).

12. Минея с восследованием, июнь, июль fol. перг.

13. Типик церковного устава, иже в Иерусалиме св. Лавры, перг. 4°.

14. Житие св. Пангратия, перг, 4° maj.: на половине книги на белом листе замечено: сию книгу читах и аз многогрешный иеромонах Прохор сербин, постриженец монастыря Крушедоля, иже такожде именуется царска деспотска лавра в фрушской горе, в пределах сирмских, обаче за скудоумие мое или что ино преш-атие би-аше весьма мало [32] поль зовался. Даруйже Господи прочим имоущим вникнути вню лучшии разоум и полезномоу чтению слышание.

15. Ефрема Сирина слова; с половины книги слова Иоанна Здатоустого; перг. fol. экземп. целый. Заглавие начинается словами: с Боомь починаем книги наречение сырским Языком паранесис, глемы Ефрем сиритча утешение моление, наказание полазная дшевная многоразличная. На последнем листе: "келлии Савы карейского."

16. Сокращенный номоканон и в конце неполный законник Стефана душана пр. б. 8°. Статьи законника следующие: 1 о христианстве; 2 о духовном дльгоу 3 о доуховницех, 4 о епископах; 5 о игуменах; 6 о еретицех, кои телеса мертвых жгут; 7 о церковных людях; 8 о поповех; 9 о людех црковн. и еще о игуменех; 10 о хрисовулех; 11 о властелех оумерших; 12 о насиловании; 13 о злобе; 14 о прони; 15 о кефалех; 16 о сиротех и неропсех; 17 о законоу 18 о сбороу себровоу; 19 о паши; 20 за попашу; 21 за потку; 22 о прении соуда; 23 о мегах; 24 за мегие сельские; 25 о планинах; 26 о власех и арбанасех; 37 о емстве; 28 (замарано), 29 о позвании; 30 о провождении; 31 о псоти; 32 о убийстве; 33 о скубежи; 34 о запалении; 35 о оуздании; 36 о суде; 37 о позивании; 38 о книгах царевых; 39 за отбои; 40 о оуздании; 41 о судиех; 42 о людех властельских; 43 о обретели; 44 о пиргоу; 45 о прееселицах. Этою статьею прерывается ркп. Подобный кодекс номоканона с законником душана находится у меня. Законник моего кодекса заключает 79 ст. в порядке немного отличном от предыдущего.

16. Григория грешного летовних fol. пр. б. ркп. поношенная. На первом ее листе замечено: л. 7127 — (1619). Логин (?) проигумен типикар св. Саввы понови сию книгу.

17. Летопись fol. пр. б, без начала. По содержанию оказывается, что она есть перевод Зонары. На последнем ее [33] листе: сия книга стопочившого владыки призренскога кур Михаила. Аз Иосиф архиеп. пеккски дадох е Хяландарю — 7111 (1603 г.).

18. Родослав — ркп. fol. пр. б., на послед. листе: — 7061 (1553) в храм Вознесения, где мощи св. Саввы (в мон. милешеве?)

19. Сказание о ст. горе афонской и поучения монашеские ркп. пр. б. 4°. Эта рукопись была известна русскому путешественнику, монаху Василию, который извлек из ней разсказ свой о нашествии Михаила Палеолога на афонскую гору. Монах Василий нашел ее в зографе, теперь она в хиландаре.

И этим книгохранилищем я не был удовлетворен. По моей просьбе, монахи указали мне на верх той же сюгестницы и восточный пирг (башню). Наверху лежат, сказывали мне, какие-то книги; в пирге, по свидетельству старца очевидца, лет сорок тому, сброшены были ветхие рукописи. На верху сюгестницы в песку нашел я полуизгнивших 20 ркп., древние всех виденных мною в монастыре. Подобрав их, 12 отделил я от совершенно изгнивших. Это были евангелия, парамейники, стихирары с старыми нотами, рукописи большею частию с зн. . В пиргу ркп. сгнили! Как древни и важны были они, могу заключать по скомканному листку, взятому из груды ветоши. Язык его не уступает языку остр. еванг.; устав и орфография древнейшие. На второй странице уцелело следующее заглавие:

Этим и окончились мои поиски о рукописях, когда уверили меня, что более никаких и нигде не находится. Могу, следственно, с достоверностью заключить, что [34] значительнейшая часть письменных памятников этого монастыря частию сгнила, частию же перешла в разные библиотеки. Списки летописей Гамартола 1386 г. и Зонары 1408 г., а равно и некоторые древние богословские сочинения, принадлежавшие хиландарю, находятся в Москве. Сверх того 12 каких-то ркп. из хиландаря и зографа отправились за Дунай. О содержании их не знают. Быть может в числе их были: древнейший список родослова Даниила, архиепископа сербского и хиландарский летописец, о которых упоминает Раич в своей истории.

От рукописей перешел я к хрисовулам. При содействии проигумена Иосифа, эпитропы располагаясь мало помалу, стали, наконец, оказывать мне немаловажное доверие. Я видел слишком 100 хрисовулов и старался если не все, то по крайней мере примечательнейшие, иметь в руках. Вот и содержание рассмотренных мною пятидесяти семи.


Комментарии

1. В мое пребывание в Константинополе вышли из этой типографии:

На церковно-славянском языке часослов, а на болгарском: 1. Православное обучение — митроп. московск. Платона — преведено от священноинока, хиландарского Илариона Стоянова Еленчанина — в Царигряд, в патриаршеската печатна. 1844. 2. Первоначальна наука за должности те на человека Франгиска Солбиа преведена от греческого — от Иванна Димитриевича Охридатина - в Цариграде, 1844, оу Патриapxиaта.

2. Титул святейшего носит митрополит солунский только в своей епархии.

3. Т. е. место остановки

4. Этой рукописи второй том нашел я в Валахии, в монастыре Бистрице.

Текст воспроизведен по изданию: Очерки путешествия по европейской Турции. 1877

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.