Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

XLI.

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская, Государыня Всемилостивейшая.

№ 42. В прежней моей всеподданнейшей реляции от 8-го сего месяца нового стиля Вашему Императорскому Величеству всенижайше доносил, каким образом австрийская армия от Шильды и от околичности Торгау до Мейсена расположася поперек в горах, от реки Эльбы до рукава Мульды и до местечка Дебельн, в ожидании атаки и одержании от объявленного места Саксонии. Но хитрый неприятель, по точном прибытии сего 10-го дня королевской особы с несколькими тысячами войск, начал по той стороне рукава Мульда и местечка Дебельн к левом флангу австрийскую армию обходить, которому генерал Прентано следовал по сей стороне оного рукава до Росвейн и даже до местечка Носсен, лежащего уже по той стороне, где батальон пехоты, два эскадрона драгун и [120] несколько гусар поставлены были для наблюдения неприятельских дальнейших движений. Сего 13-го дня рано неприятель из гор и лесов стал силою выходить как легкою, так и тяжелою кавалериею, тож и пехотою, прогнав наших отводных постов, атаковал оное местечко с непрестанною пушечного стрельбою и мелким огнем; оный гарнизон противился, сколько мог, однако за превосходящею силою и за положением места, (ибо оное местечко лежит весьма низко и обнято горами), принуждены назад чрез речку выйти, которых от здешней стороны более помогать нельзя было окроме с высот пушечной стрельбою. Неприятель, очистив себе то место, расположил корпус генералов Вунша и Ребентиша лагерем от Носсен до Сибеялен и стал тою позициею нам прямо в спину; а генерал Финк пошел на Фрейберг.

Генерал-фельдмаршал, видя что неприятель не намерен атаковать, но только маневрами его из Саксонии выжить и, может быть, во исполнение оного искать будет в горы забраться и привоз к пропитанию из Богемии пресечь, того ж дня приказал от всей армии обозам идти назад на Вильсдорф, а армия чтоб всемирно по полуночи в пятом часу, по изданным маршрутам, в разные колонги была к походу во всякой готовности. Генералу Сенсеру, который с особливым корпусом пред Мейсеном стоял, тож приказано было чрез Мейсен назад выйти и стать, перешел реку и великий овраг, при деревне Полейц, в безопасном месте по горам, таким образом, чтоб марш армии и новою позициею закрыть.

Оный генерал и кавалер барон Сенсер, в силе того повеления, отправя уже свои обозы, поднялся в темной средине ночи, оставя в своем лагере обыкновенные огни и отводные караулы, в поход и стал на рассвете Мейсен и овраг переходить, почему и отводные караулы назад отступать стали. Неприятель при рассвете усмотря, что уже стоящего пред ним корпуса не стало, начал подвигаться, отправя вперед два батальона вольных и несколько гусар с артиллериею; оные прибыли в самое то время, когда уже все полки тож и выставленные отводные от кавалерии (драгуны) караулы город перешли; но артиллерия от разных полков за худобою лошадей числом шестнадцать пушек и за дефилеями подняться не могли. Гарнизон, состоящий в одном пехотном полку, по повелению генерала, стал примыкаться к последнему полку, почему та артиллерия в опасности находиться стала; неприятель, набежав, стал в городи на служащих при оных стрелять, на что гарнизон [121] генералом возвращен для обороны оной, где немалое сражение учинилось. Генерал-фельдмаршал, по прибытии туда, еще два батальона наслал и таким образом едва все спасли. Однако до двухсот пятидесяти человек побито и ранено; оная перестрелка пушечная и оружейная продолжалась до четвертого часу пополудни.

Армия шла своим походом без всякого беспокойства и стала лагерем: правое крыло у деревни Ламперцдорф, а левое — прислонено к деревне Бланкенштейн; генерал Прентано расположился с флангу при деревне Герцогсвальд по высотам в разные места.

15-го числа ездили рекогносцировать и выпал глубокий снег.

16-го дня уведомлен, что генерал Финк, оставя Фрейберг, пробрался в горы, в местечко Дипольдисвальд; а прочие соединились с королем и рассылают только партии вольных батальонов и гусар за нашими следами, кои весьма живо на арьергарды, без дальнего плода, нападают. Имперской армии приказано следовать — чрез Пирно на Гисгибель к Богемским границам, чтоб генерал Финк дорогу не пересек; обозы и резервная артиллерия отправлены к Дрездену и велено оной остановиться при деревне Плаун, перешел реку Вейстриц; главной квартире быть при деревни Нетниц, и, чтоб без помешательства в новый лагерь пред Дрезденом вступить можно, выслано Имперцев: четыре батальона пехоты, несколько эскадронов кавалерии и гусар по дороги к Дипольдисвальду; оные вчерашнего числа рано пятью эскадронами прусских гусар атакованы и прогнаны, с потерянием двух пушек, чрез назначенную главную квартиру Нетниц, при котором случай едва прибывшие экипажи еще успели к Дрездену ретироваться и спастись; у Имперцев, при том случай, побито два человека и одного неприятельского гусара взяли в полон.

Армия вчерашнего числа, тож и корпус генерала Сенсера порядочным образом, без всякого беспокойства, следовала к Дрездену; но арьергард, под повелением генерала Прентано, неприятелем, между деревень Кессельсдорф и Пестровиц, с семью полками кавалерии, три батальона пехоты, два полка гусар и с десятью пушками, в догон под вечер атакованы; однако тот арьергард в овраг под лагерем уже спустился и затем вся та перестрелка в ветер оборотилась, без всякого урона; но гусар 20 человек неприятельских в полон взято.

Нынешний лагерь расположен: правое крыло прислонено к форштату Фридрихштат, где в оном, по сей стороне речки Вейстриц, в кантонир-квартирах расположено несколько батальонов [122] гренадер; а армия вверх по оной речке лагерем поставлена до деревни Рабенау, имев пред собою великий овраг и неприступное место. Корпус генерала Сенсера поставлен по дороге к Дипольдисвальду, по горам, от Рабенау до деревни Рюпиен; а генерал Прентано пред ним, при деревни Вендишь к Эрсдорфу; генерал Эстергази — пред деревнею Плаун; главная квартира — в летнем саду, в Форштате, называемом "сад Мущинска".

Время весьма студеное, со снегом, и уповательно солдатство сию нужду долго снести не могут, особливо при здешнем месте, где великая скудость в дровах; к тому-ж харч и прочее, что надобно для содержания жизни, едва достать можно за великие деньги. Неприятель, куда в землю ни придет, велит обывателям всем довольствовать солдата, а у здешней — за всякий непорядок сильно и жизнью наказуются; оное причину подает к болезням и к немалой дизерщи. Намерение здешнее — Дрезден, Фохтландию и еще Эрце-Гебирге одержать, и для того должно будет неприятеля из Дипольдисвальда вытеснить или атаковать, без которого места оные никоим побытом исполнить невозможно; разве во всю зиму лагерем стоять, чего человеческая мочь не терпит, а особливо когда солдат в палатки без соломы, без одеяла и без плаща принужден быть должен.

При рекогносцировании генерал-майор граф Эстергази рапортовал, что король с генералитетом ездил из Кессельсдорфского лагеря с 8 батальонами и со многими пушками до деревни Просниц, даже до Эльбы реки рекогносцировал. Оный лагерь он считает не меньше двадцати тысяч, а генерал Финк, оставя гарнизон в Дипольдисвальде, стал лагерем при Максене, и его форпосты и патрули до местечка Дона доходят. Таким образом, оное все развяжется в скором времени, — должно видеть. Ныне генерал-фельдмаршал граф Даун с полными генералами поехал в Дрезден к принцу Депонгу для военного совета; что потому учинится, не замедля, всеподданнейше доносить долженствую.

Вашего Императорского Величества и пр.

Иван Шпрингер.

Главная квартира Дрезденский форштат.
Ноября 7 — 18 дня, 1759 г.
Получено 24 ноября.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.