|
ПУТЕШЕСТВИЕ ЛЮДВИГА РИМЛЯНИНА ПО АФРИКЕ И АЗИИ 1493 ГОДАНаши предки интересовались знать не только свое отечество, но и другие страны. При отсутствии в прежнюю пору науки географии, описание путешествий некоторых предприимчивых людей, или “хождения”, составляли почти единственный материал для удовлетворения этого рода любознательности. Вследствие того, описания путешествий, какие только были на Руси, переписывались и читались с большим интересом; пересказывались даже путешествия иностранцев. Образец такого пересказа представляет нижеследующий литературный памятник. Он внесен в один из неизданных еще списков всероссийской летописи, — рукопись первой четверти XVII столетия, принадлежащую преподавателю смоленской гимназии С. П. Писареву, которому и приносим нашу благодарность за сообщение этого любопытного документа. “Лета 7001 ходил Мидийские земли некий человек, именем Людвиг, а по нашему Логин, при державе великого князя Иоанна (III) Васильевича. Шел из Венеции во Александрию, что по Египетской стране, и потом Нилом рекою до Вавилона (Каира); и тем же Нилом и до своего моря, и до места Финикического, что над морем Асирийским, иде же святой Георгий змия убил. (Первоначальное сказание о святом Георгии победоносце имеет восточное происхождение.) Потом шел до три поля, та же и до Македонии, что называют Антиохией; а оттуда шел десять дней до града Дамаска, идеже живут Малухове и Греки; и оттоле, из Дамаска шел в Мезабрскую землю. А тоя Мезабрские земли князь воюется с Дамасчаны и с Иерусалимляны и на Аранех день емлет; а кони тоя страны скорее птиц. А оттоле шел до Мидии (Медины) града, где Магмет лежит. А шло нас в том пути 70 человек, и пришли в Мидию, близ мезгити (мечети) Магметовы; и наняли себе вожа (вожака-толмача). А люди на то место съезжаются со всех стран; а града несть, токмо мезгить стоит. А земля та и страна всем нужна, и не весела, и не здрава, и потруслива всякою непогодою. И поведе нас вождь к мезгити Магметове; а мезгить вся каменная, длина ее сто ступеней (шагов), а поперег восемьдесят ступеней; а двери в ню двои, а столпов четыреста, а на столпах тех 3000 свечников горит. А внутрь тоя мезгити, посреде ее, сделано аки гробница велика, кругом ее 15 сажень, прикрыта вся сукном и шелком; называют они гробницу башнею. А около гробницы тоя сделана решетка медная, дивным украшением. А в гробницу ту сделаны двери малы и узки, ими же в ту гробницу входят. А посторонь тоя мезгити лежит много книг; сказывают, что в тех книгах писано житие Магметово и его угодников: Иабиново, Бубукарино (Абубекрово), Фатамово, Галиново, Антигалиново — зятя Магметова, что взял за себе дщерь его Фатомию. И призвали к себе большого их абыза и рекли ему, что мы хотим видети гроб пророка Магмета; и он отказал нам: “ныне вы недостойны смотрити гроба пророка Магмета”. И вождь наш рек тому сидону: “мы хотим тебе дати 400 златых червонных”. И сидон рече: “аз вам дверца отворю и покажу гроб пророка Магмета, томко бы вам не осудити, что лежит на злом месте, а мощно [936] бы ему и на добром месте лещи; но то он учинил ради своего смирения, чтобы всяк человек не величался. А сам Магмет на небо пошел”. И вождь нам потом сказал: “не давайте попу ни единого золотого: аз вам скажу про Магмегов гроб, понеже аз и сам был отступник православные христианские веры и о том много искал, чтобы видети гроб Магметев, потому что сказывают инии: гроб его на воздусе стоит; а инии сказывают, что гроб его железной, прицеплен каменем магнитом к стене. И того ничего несть, токмо тамо яма зело велика и от тоя ямы изрыты великие норы во все страны, и от тех пор испущают огонь, кознями некоими и зельем утворен, и тем простых людей прельщают во свою скверную веру”. И тако отъидоша в станы своя. Потом же в нощи прибегоша к станом Магметяне кричаще не лепым гласом и глаголюще к ним: „видите ли, что от гроба Магметова исходит?” Они же реша: “не видим ничего”. И на другую ночь такожде учиниша и глаголаху: “будете ли вы смотрити гроба Магметева?” Они же реша: “не будем и златых не дадим”. И оттоле поидоша до места Михи (Мекки), где Магмет жил и мечты творил. А вел их той вождь чрез пески великие; а сказывают, что иные чрез те пески ездят в клетках, того ради: егда станет ветер великий, тогда наносит того песку великие горы, и потом паки тем же ветром разносит; а когда человека в том песку засыплет, тогда его аки кость высушит. И потом пришли до места Михи. И тамо стоят дворы каменные великие, а стены каменной около того места несть, точию горы великие. И тамо есть мезгить больши Мидийские; а внутрь ее утворено златом вельми хитро, глаголют они, — аки во храме Соломонове. А двери у нее серебряны. А в ней кунецкие люди продают многие драгие запахи ароматные, таковых инде нигде несть. И тамо у них стоять бочки великие с водою. Да в той же мезгите есть кладезь; из того кладезя емлют воду, и в те бочки наливают, и тою водою обмываются; а сказывают, что тою водою грехи очищаются. А около тоя мезгити сделаны крыльца и переходы; а торгуют тамо всякими корении и зелиями пряными. Да тамо же, около тоя мезгити, летает голубей множество много, и аще кто единого голубя убьет, того самого казнят, потому что, сказывают, они будто от того голубя плодятся, кой у Магмета на плещу садился и брал пшеницу из уха его; а Магмет про его сказывал, что будто Дух святой приходит к нему и беседует во ухо ему. И оттуду пойде на остров, иже нарицается Камарин. И потом пойде к Едону; а в то место сходятся со всех стран купцы и всякие люди из Индии и из Персиды, и из Арапские земли. И оттоле шел до Персиды, таже во острова Индийские, и потом до царства Калекутского. А в Калекутском царстве царь держит у себе по 300 жен, и на праздники свои дает попом своим по единой, за очищение грехов своих. Потом шел до острова Кананора. Тамо приходят Протугальские корабли и на тех кораблях шел до Протугальского королевства. И Протугальский король дал Людвигу или Логину Римлянину свою грамоту и велел проводит до Рима. И оттуду сие писание и к нам дойде”. С. П. Писарев [937] Текст воспроизведен по изданию: Путешествие Людвига Римлянина по Африке и Азии 1493 г. // Исторический вестник, № 8. 1881 |
|