Описание Мекки и Медины в XV веке
(Из Русского Хронографа)
В лето 7001 (1493 г.) ходил в Мидикийские страны
некто муж Римлянин, именем Людвик, а по нашему
Логин. Шел из Венеции в Александрию, что в
Египецкой стране, и потом Нилом рекою до своего
(?) моря, и до места Онницкаго, что над морем Сиринским,
иде же Георгий святый змия убил, и потом до
Триполя, тожь до Македонии, что называют Антиохиею;
а оттуда шел десять дней до града Дамаска, иде же
живут Милухове и Грикии; из Дамаска шел в Мезарбескую
страну, а тоя страны Мезарбеския князь воюет с
Дамасчаны и с Иерусалимляны, и с Арапов дань
берет, яже по той строне ездят скорее птиц; а
оттоль пошел до Мелидина (Медины), где Махмет
лежит, а сказал: шло нас в том пути семдесят
человек, и пришли в Мидию близ мизгити
(мечети) Махметовы и наняли себе вожа; а люди на
том месте съезжаются со всех стран, а града нет,
только лише мизгить вся каменная, на поле стоит; а
земля тоя страны всем нужна и не весела, и
нездорова и потруслива всякою непогодою. И вож
взял нас и повел к мизгите Махмедовой, а мизгить
вся каменная, длина ея сто ступеней, /неразборчиво/ а поперег восемдесят
ступеней, а двери [182] в ней
двои, а столпов в ней 400; а на тех столпах 3,000
свещников горят, и внутрь тое мизгити сделано
посреди ея как бы гробница, а велика, кругом ея 50
сажен, и прикрыта вся сукном и шелком, а они
называют гробницу башнею, а около нея сделана
решетка медная дивным мастерством, и в ту
гробницу сделаны дверцы малы и узки, ими же в ту
гробницу входят; и по сторонам тоя мизгити лежит
книг много, а сказывают, что в тех книгах написано
житие Махметово и его угодников: Набиво,
Водукарино, Фатьмово, Голино, Актугамово, зятя
Махметова, что взял дочь его Фатомию. И
призвали к себе большаго их абыза, рекше попа,
именем Сидона; а стали ему говорить: «Гроба
великаго святителя и угодника божия посмотрити
хощем.» И вож наш молвил абызу Сидону, и Сидон
молвил: «дайте мне 400 золотых червонных, и язь вам
двери отворю и покажу гроб пророка нашего
Махмета; только бы вам не осудити, что он лежит на
злом месте, а мочно б ему на добром месте лещи, а
то он учинил для своего смирения, чтобы всяк
человек живучи не величался, а он пророк наш
Махмет на небо пошел.» И вож сказал: «Не давайте
абызу ни единаго золотаго, а я вам про Махметов
гроб и так скажу, занеже я сам был отступник
православныя христианския веры, и того много
искал, как бы (Махметову гробницу) видети, потому
что иные сказывают гроб Махметов на воздухе
стоит, а иные говорят, что иные сказывают,
прицеплен-де магнитом камнем; ино ничего того
нет, а только там яма зело велика, и от тоя ямы
изрыты во все страны норы великия, и из тех нор
испущают огнь, с некакими зельямя сотворен, и тем
простых людей прельщают в свою скверную веру.» И
тако рекуще отыдоша в свои становища. Потом
прибегоша к ним Махметанцы, кричаще нелепым
гласом: «видесте ли, что из гроба Махметова огонь
всходит?» Она же реща: «Не видехом ничесо же.» И на
другую нощь тако же учиниша, и потом Махметанцы
глаголаху: «будете ли смотреть Махметова гроба?»
Они же реша: «не будем и золотых не дадим.» И от
того места до места Мехи (Мекки) пошли, где
Махмет живал и мечты делал. А вел их тот же вож
чрез великие пески; ездят в клетках, для того, как
восстанет ветр велик [183] и
наносит песку, как горы великия, и потом паки тем
же многим ветром разносит, а как человека в том
песке засыплет, ино его аки кость изсушит. И
прошли до места Мехи, и тут стоят дворы каменные
великие, а стены каменныя около того места и горы
великия. И тут есть мизгить большая, а больше той
мизгити несть; а внутрь ея утворено златом вельми
хитро, глаголют быти аки во храме Соломонова, а
двери у ней серебряныя; а в ней купецкие люди
продают многие запахи ароматные драгие, таковых
нет нигде, а стоят тех запахов великия бочки. Да в
той же мизгите есть кладязь, и из того кладязя
емлют воду и моются, а сказывают тою водою грехи
очищает. И около тоя мизгити сделаны крыльцы и
переходы, и тут торгуют всякими товары, кореньи и
зельи пряными. Да тут же около тоя мизгити голуба
летают, многое множество, а кто от них хотя
единого голубя убьет, ино того человека смертью
казнят, потому что они голуби плодятся от того
голубя, который у Махмета на плеща садился и из
уха его брал пшеницу, а Махмет про то людям
суесловил, будто дух святый во ухо его беседует. И
ту быв отыде в Газу, яже есть над морем Чермным, и
оттуду иде на остров, иже называется Коморин,
и потом пойде ко Едоку; и на том месте Едоке
сходятся со всех стран купцы и всякие люди, из
Индии, и из Персиды и из Арапския земля. И оттуда
идох до Персиды, и даже до острова Индийскаго, и
потом до царства Калекуцкаго; а царь тоя
страны Калекуцкия держит у себя по три жены, а
коюждо поганым попам своим отдает за очищение
грехов своих. И посем пойдоша до острова Какоморая,
и ту приходят Португальские корабли, и оттуду на
тех кораблях до королевства Португальскаго
дойдоша. И Португальский Король дал оному
Людвику, или Логину Римлянину, свою королевскую
грамату, и велел его проводить до Рима, и оттуду
писание сие и к нам прииде, и мы его зде не
оставихом вместити.
Текст воспроизведен по изданию: Описание Мекки и Медины в XV веке. (Из русского хронографа) // Русский вестник, Том 4. 1841
|