|
МУХАММАД ИБН 'АБД АЛ КАРИМ АШ-ШАХРАСТАНИКНИГА О РЕЛИГИЯХ И СЕКТАХКИТАБ АЛ-МИЛАЛ ВА-Н-НИХАЛ /114/ Глава четвертая ХАРИДЖИТЫ (ХАРИДЖИТЫ, МУРДЖИИТЫ, ВА'ИДИТЫ) Всякого, кто выступил против истинного имама, относительно которого согласилась мусульманская община, называют хариджитом, - было ли выступление во времена сподвижников Мухаммада против праведных имамов, или оно было после них против последователей в благодеянии и имамов во все времена. Мурджииты - другая категория (людей), которые вели разговоры о вере и действии, однако они согласились с хариджитами в некоторых вопросах, касающихся имамата. Ва'идиты входят в [число] хариджитов, это - те, которые считают неверующим совершившего тяжкий грех и говорят о вечном пребывании его в аду. Мы приведем их учения в ходе [изложения] учений хариджитов. _____________________________________ Знай, что против эмира верующих Али - да будет доволен им Аллах! - первой выступила группа из тех (людей), которые участвовали на его стороне в битве при Сиффине. Наиболее упорные из них в выступлении против него и в отступлении от веры - [109] алАш'ас б. Кайс ал-Кинди, Мис 'ар б. Фадаки ат-Тамими, Зайд б. Хусайн ат-Та'и 1. Они заявили: «Народ призывает нас к Книге Аллаха, а ты призываешь нас к мечу!», на что 'Али сказал: «Я знаю, что в Книге Аллаха! Поспешите против остальных неверующих 2, поспешите против тех, кто говорит: "Аллах и его посланник лгали", тогда как вы говорите: "Аллах и его посланник были правдивыми"». Они сказали: «Отговори ал-Аштара от борьбы с мусульманами, а иначе мы поступим с тобой так, как поступили с 'Усманом!» И он вынужден был вернуть ал-Аштара, после того как тот разбил (это) сборище и оно обратилось в бегство, от них остался лишь небольшой отряд (людей), в которых [сохранился] остаток сил. И ал-Аштар подчинился его приказу. /115/ А дело с двумя третейскими судьями было [так] . Хариджиты сначала побудили его избрать третейского судью, и он хотел послать 'Абдаллаха б. 'Аббаса - да будет доволен им Аллах! Но хариджиты не согласились на это, сказав: «Он - от тебя!», и побудили его послать Абу Мусу ал-Ашари, с тем чтобы он рассудил согласно Книге Аллаха всевышнего. Дело вышло вопреки тому, что он желал, но, когда он не согласился на это, хариджиты выступили против него и сказали: «Почему ты назначил третейскими судьями людей? Решение принадлежит только Аллаху!» Это - отступники, которые собрались в ан-Нахраване 3. Главные секты хариджитов - мухаккимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, 'аджрадиты, салабиты, ибадиты, суфриты, остальные - их ответвления 4. Их объединяет отречение от Усмана и 'Али - да будет доволен ими обоими Аллах! Они предпочитают это исполнению любого религиозного предписания, только при этом [условии] они признают браки равными. Они признают неверующими совершивших тяжкие грехи и считают обязательным долгом выступление против имама, если он нарушил сунну. 1. Ранние мухаккимиты 5. Это - те, которые выступили против эмира верующих 'Али - да будет доволен им Аллах! - когда произошло дело с двумя третейскими судьями, и собрались в Харура, в окрестностях Куфы. Их возглавили 'Абдаллах б. ал-Кавва, 'Аттаб б. ал-А'вар, 'Абдаллах б. Вахб ар-Расиби, 'Урва б. Худайр, Йазид б. Асим ал-Мухариби и Харкус б. Зухайр ал-Баджали, известный как Зу-с-Судаййа. Тогда, я имею в виду день ан-Нахравана, они были во главе двенадцати тысяч мужчин - «людей молитвы и поста» 6. О них Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - сказал: «Молитва одного из вас презренна сравнительно с их молитвами, пост одного из вас [презренен] сравнительно с их постами, но их вера не превышает их возвышений». Это - отступники, о которых он сказал: «Из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь». /116/ Это - те, первый из которых Зу-л-Хувайсира, а [110] последний - Зу-с-Судаййа. В первое время их выступление [основывалось] на двух положениях. Одно из них - их ересь в отношении имамата. Они допускали, что имамат может быть среди некурайшитов, и каждый, кого они назначили по своему усмотрению, кто обходился с людьми соответственно той справедливости и тому воздержанию от несправедливости, примеры которых они показали ему, - тот был имамом. Кто выступит против него, с тем необходимо вести борьбу. Если же он изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить. Это - самые упорные из людей в признании кийаса. Они допускали, что в мире может вовсе не быть имама., если же в нем возникнет потребность, то им может быть раб или свободный, набатеец или курайшит. Вторая ересь. Они говорили: «Али допустил ошибку в назначении третейского суда, поскольку он избрал третейскими судьями людей, тогда как решение принадлежит только Аллаху». В действительности они оболгали Али - да будет доволен им Аллах! - в двух отношениях. Во-первых, в отношении третейского суда, что он избрал третейскими судьями людей. Это - неправда, потому что именно они побудили его к назначению третейского суда. Во-вторых, избрание третейскими судьями людей дозволено, ибо именно народ выносит решение по этому вопросу, именно люди. По этому поводу 'Али - да будет доволен им Аллах! - сказал: «Изречение истины, под которым подразумевается ложь». От этого обвинения в ошибке они перешли к обвинению в неверии. Они прокляли 'Али - да будет доволен им Аллах! - за то, что он боролся с клятвопреступниками, несправедливыми и отступниками, /117/ сражался с клятвопреступниками, захватывал в качестве добычи их имущество, но не брал в плен их детей и женщин, убивал воинов из числа несправедливых, но не брал в качестве добычи [их имущество] и не пленил [их детей и женщин], затем согласился на избрание третейского суда, ожесточенно сражался с отступниками, захватывал в качестве добычи их имущество и брал в плен их детей. Они осуждали 'Усмана - да будет доволен им Аллах! - за новшества, которые они приписали ему. Они осуждали участников «верблюжьей битвы» и битвы при Сиффине. Али - да будет доволен им Аллах! - сразился с ними в ожесточенной битве при ан-Нахраване. Лишь менее десятка спаслось из них, мусульмане же потеряли убитыми менее десятка. Двое из них (спасшихся) бежали в 'Уман, двое - в Керман, двое - в Сиджистан, двое - в ал-Джазиру и один - в Талл Мурун, в Йемен. От них пошла ересь хариджитов в этих местах и сохранилась до настоящего времени 7. Первым из хариджитов, кому присягнули как имаму в доме Зайда б. Хусайна, [был] 'Абдаллах б. Вахб ар-Расиби. Ему [111] присягнули 'Абдаллах б. ал-Кавва', 'Урва б. Худайр, Йазид б. 'Асим ал-Мухариби и группа (хариджитов). Он, смущаясь, сопротивлялся им, принял их и указал на другого, оберегая себя, но они удовлетворились только им: он отличался рассудительностью и храбростью, отрекся от обоих третейских судей и от тех, кто согласился с их мнением и одобрил их дело. Они обвинили в неверии эмира верующих 'Али - да будет доволен им Аллах! - заявив, что он пренебрег решением Аллаха и назначил третейскими судьями людей. Говорят, что первым произнес это человек из бану са'д б. зайд б. манат б. тамим по имени ал-Хаджжадж б. 'Убайдаллах, по прозвищу ал-Барак. Это - тот, который ударил Му'авию по заду, услышав упоминание о двух третейских судьях, и сказал: «Ты предоставляешь [людям] решение о религии Аллаха? Решение принадлежит только Аллаху! Так давайте судить сообразно с тем, что постановил Аллах в Коране». Это услышал [некий] человек и сказал: «Он нанес удар копьем, клянусь Аллахом, и пронзил!» Так их прозвали мухаккимитами 8. Когда эмир верующих 'Али - да будет доволен им Аллах! - услышал это изречение, он сказал: «Изречение справедливости, под которым подразумевается несправедливость. Они только говорят: "Никакой власти" 9, в то время как неизбежна власть праведного или нечестивого». Говорят, что первый меч, обнаженный хариджитами, - меч Урвы б. Худайра. Дело в том, что /118/ именно он подошел к алАш'асу б. Кайсу и сказал: «Что за подлость, о Аш'ас, и что за избрание третейских судей? Разве постановление одного из вас более надежно, чем постановление Аллаха всевышнего?» Затем он обнажил меч, ал-Ашас отстранился (Тавалла - так в издании У. Кьюретона. В издании М. Килани - маула (?)), и он ударил мечом по заду мулицы. Мулица встала на дыбы, и со страха убежала йеменка 10. Когда ал-Ахнаф увидел это, он подошел со своими товарищами к ал-Ашасу. Они потребовали у него меч, и он отдал. 'Урва б. Худайр после этого уцелел в битве при ан-Нахраване и дожил до дней Му'авии. Затем он пришел вместе со своим маула к Зийаду б. Абихи. Зийад спросил его об Абу Бакре и Умаре - да будет доволен ими обоими Аллах! - и тот хорошо отозвался о них. Тогда он спросил его об 'Усмане, и тот сказал: «Я защищал 'Усмана при [всех] обстоятельствах его правления в течение шести лет, но после этого я отрекся от него из-за новшеств, которые он ввел». И он свидетельствовал против него о неверии. Зийад спросил его об эмире верующих Али - да будет доволен им Аллах! - и тот сказал: «Я признавал его покровителем до тех пор, пока он не избрал двух третейских судей, а после этого я отрекся от него». И он свидетельствовал против него о неверии. Зийад спросил его о Му'авии, и тот обругал его [112] отвратительной бранью. Затем он спросил его о самом себе, и тот сказал: «Начало твое - прелюбодеяние, конец твой - необоснованное притязание, а в промежутке между ними ты еще не повинующийся Господу своему». Зийад приказал отрубить ему голову. Затем он позвал его маула и сказал ему: «Опиши мне его дело и говори правду». Тот сказал: «Я должен изложить подробно или кратко?» Он сказал: «Нет, кратко!» [Тогда] он сказал: «Я никогда не приносил ему пищу днем и никогда не стелил ему постель ночью. Таково его обращение и его усердие, а то - его порочность и его убеждение». 2. Азракиты - приверженцы Абу Рашида Нафиа б. ал-Азрака 11, которые вместе с Нафи'ом выступили из Басры в алАхваз, /119/ покорили его вместе с его округами и лежащие за ними области Фарс и Керман во времена 'Абдаллаха б. аз-Зубайра и перебили его сборщиков податей в этих краях. Вместе с Нафи'ом были военачальники хариджшпов 'Атийа б. ал-Асвад ал-Ханафи, 'Абдаллах б. ал-Махуз и два его брата - 'Усман и аз-Зубайр, 'Амр б. 'Умайр ал-'Анбари, Катари б. ал-Фуджа'а ал-Мазини, 'Убайда /120/ б. Хилал ал-Йашкури и его брат Мухарраз б. Хилал, Сахр б. Хабиб ат-Тамими, Салих б. Михрак ал-'Абди, 'Абд Раббихи ал-Кабир и '(Абд Раббихи ас-Сагир с тридцатью тысячами всадников из числа тех, кто придерживался их мнения и следовал по их пути. Против них был послан 'Абдаллах б. ал-Харис б. Науфал ан-Науфали со своим военачальником Муслимом б. 'Убайсом б. Каризом б. Хабибом, но хариджиты убили его и обратили в бегство его соратников. Против них был послан также 'Усман б. 'Абдаллах б. Му 'аммар ат-Тамими, но они обратили его в бегство. [Тогда] против них был послан Хариса б. Бадр ал-'Аттаби с многочисленным войском, но они и его обратили в бегство. Жителей Басры охватил страх перед хариджитами за себя и свою страну, и против них был послан ал-Мухаллаб б. Аби Суфра. В течение девятнадцати лет он вел войну с азракитами, пока не покончил с ними в дни ал-Хаджжаджа. Нафи умер еще до сражений ал-Мухаллаба с азракитами, и после него они присягнули Катари б. ал-Фуджа'е ал-Мазини, назвав его эмиром верующих. Азракитских ересей - восемь. Первая из них [состоит] в том, что Нафи' обвинял в неверии Али - да будет доволен им Аллах! - и говорил, что о нем Аллах ниспослал [стих Корана] : «Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни, и он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него в сердце, и он упорен в препирательстве» (Коран II, 200). Он одобрял [действия] Абд ар-Рахмана б. Мулджама - да проклянет его Аллах! - и говорил, что о нем Аллах всевышний ниспослал [стих Корана] : [113] «А среди людей есть и такой, который покупает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха» (Коран II, 203). 'Имран б. Хиттан, а это муфти хариджитов, их подвижник и крупнейший поэт 12, сказал [стих] об ударе, который Ибн Мулджам - да проклянет его Аллах! - [нанес] 'Али - да будет доволен им Аллах: О удар раскаивающегося, которым он
хотел /121/ Азракиты упорствовали в этой ереси. К этому они добавили обвинение в неверии 'Усмана, Талхи, аз-Зубайра, 'А'иши, 'Абдаллаха б. 'Аббаса - да будет доволен ими Аллах! - и всех мусульман вместе с ними, обрекая их всех на вечное пребывание в аду. Вторая (ересь). Он считал неверующими уклоняющихся [от борьбы] - он [был] первым, кто объявил об отречении от уклоняющихся от борьбы, даже если [кто-то] был согласен с ним в вере, - и тех, кто не переселился к нему. Третья (ересь). Он разрешал убивать детей и женщин противников. Четвертая (ересь). Он упразднил побитие камнями прелюбодея, потому что в Коране нет упоминания о нем, и упразднил наказание за клевету для того, кто оклеветал добродетельных мужчин, считая при этом обязательным наказание для клевещущего на добродетельных женщин. /122/ Пятая (ересь). Он утверждал, что дети многобожников : [попадут] в ад вместе со своими отцами. Шестая (ересь). [Он утверждал], что такийа 13 недопустима ни на словах, ни в действиях. Седьмая (ересь). Он допускал, что Аллах всевышний может послать пророка, зная, что он станет неверующим после своего пророчества или был неверующим до посланничества. Если же тяжкие и малые грехи повторятся у него, то это - неверие. - Если кто-то в мусульманской общине считает дозволенным для пророков - мир им! - [совершение] тяжких и малых грехов, то это - неверие. Восьмая (ересь). Азракиты сошлись на том, что, кто совершил один из тяжких грехов, тот впал в неверие, подобное неверию религиозной общины, вследствие чего он вообще отошел от ислама и будет вечно пребывать в аду вместе с прочими неверующими. В качестве доказательства они приводили неверие Иблиса и говорили: «Он совершил только [один] тяжкий грех: [114] когда (Аллах) повелел поклониться Адаму - мир ему! - он отказался, хотя и знал о единственности Аллаха всевышнего». 3. Надждиты-'азириты - приверженцы Наджды б. 'Амира, или 'Асима, ал-Ханафи 14. Дело с ним обстояло [так] . Он выступил из ал-Йамамы /123/ со своим войском, намереваясь присоединиться к азракитам. Но его встретили Абу Фудайк и 'Атийа б. ал-Асвад ал-Ханафи с отрядом (азракитов), которые выступили против Нафи'а б. ал-Азрака. Они сообщили ему о противоречии, которое ввел Нафи, обвинив в неверии уклоняющихся от него, и обо всех новшествах и ересях. Они присягнули Наджде и назвали его эмиром верующих. Потом они разошлись во мнениях относительно Наджды. Некоторые из них признали его неверующим за дела, в которых они упрекали его, в том числе за то, что он послал своего сына с войском против жителей ал-Катифа 15. [Посланные] перебили их мужчин, пленили их женщин, сами оценили их и сказали: «Если их стоимость входит в нашу долю, то так и будет, а если нет, то мы вернем излишек». И они совокупились с ними до раздела и растратили часть добычи до раздела. Когда же вернулись к Наджде и сообщили ему об этом, он сказал: «Как вы могли сделать то, что вы сделали?» Они сказали: «Мы не знали, что мы не можем этого делать». И он простил им их невежество. Из-за этого приверженцы его разошлись во мнениях. Некоторые из них согласились с ним и простили невежество в решении, основанном на свободном толковании. Они говорили: «Религия - это две вещи. Одна из них - знание об Аллахе всевышнем, знание о его посланниках - благословение и мир им! - запрещение [пролития] крови мусульман - они имеют в виду согласных с ними - и признание в целом того, что пришло от Аллаха. Это - обязательно для всех, и незнание этого не прощается. Вторая (вещь) - [все], что кроме этого, то прощается людям до тех пор, пока не явится им доказательство о дозволенном и запретном». Они говорили: «Кто допускает наказание для совершившего ошибку в решениях при свободном истолковании до появления у него доказательства, тот - неверующий». /124/ Наджда б. 'Амир считал дозволенным [пролитие] крови «людей договора и покровительства» 16 и [захват] их имущества в случае такии (Фи хал ат-такийа - «при необходимости скрывания своей веры». Возможно, следует читать, как в издании У. Кьюретона: фи дар ат-такийа, т. е. «на территории, где распространяется принцип такии», в противоположность дар ал'аланийа - «территория, где следует открыто исповедовать свою веру») и признал [необходимым] отречение от тех, кто считал это запретным. Он говорил, что Аллах всевышний, возможно, простит нарушителей постановлений закона 17 из числа его единомышленников. Если же он и накажет их, то не в аду, затем введет их в рай. И вследствие этого нельзя отрекаться от них. [115] Он говорил: «Кто совершил плохой поступок или сказал ложь - незначительную или тяжкую - и упорствовал в этом, тот - многобожник, а кто совершил прелюбодеяние, выпил [вино], украл, не упорствуя в этом, тот не является многобожником». Он очень сурово обходился с людьми в отношении наказания за [питье] вина. Когда он написал [письмо] 'Абд ал-Малику б. Марвану и показал ему благорасположение, его приверженцы упрекнули его за это и заставили его покаяться. Он покаялся, и они перестали упрекать его и противиться ему. Однако часть людей сожалела об этом требовании покаяния и заявила: «Мы ошиблись, мы не имели права требовать покаяния от имама, а он не имел права каяться по нашему требованию от него покаяния». Они раскаялись в этом, открыто признали ошибку и сказали ему: «Покайся в своем раскаянии, иначе мы отвергнем тебя!» И он покаялся в своем раскаянии. Абу Фудайк и 'Атийа покинули его. Абу Фудайк набросился на него и убил его. Затем Абу Фудайк отрекся от 'Атии, а 'Атийа - от Абу Фудайка. 'Абд ал-Малик б. Марван послал 'Умара б. 'Убайдаллаха б. Му'аммара ат-Тамими с войском на войну с Абу Фудайком. [Несколько] дней он сражался с ним, затем убил его. 'Атийа же достиг земель Сиджистана, его приверженцев стали называть 'атавитами. Среди его приверженцев - 'Абд ал-Карим б. 'Аджрад, вождь 'аджрадитов. Надждитов называли 'азиритами именно потому, что они прощали (азир) невежество в постановлениях по второстепенным вопросам 18. Ал-Ка'би передал со слов надждитов, что такийа допустима на словах и при любых действиях, даже при убийстве людей. Он говорил: «Надждиты сошлись на том, что люди вовсе не нуждаются в имаме. Они должны только поступать справедливо друг с другом. Но если они сочли, что этого можно вполне достичь только с помощью имама, который побуждал бы их к этому, и поставили его, - то это допустимо». Затем, после Наджды, они разделились на 'атавитов и фудайкитов, а после убийства Наджды они отреклись друг от друга. [Население] этой страны, за исключением тех, кто избрал покровителем Наджду, склонилось к Абу Фудайку. Население Сиджистана, Хорасана, Кермана и Кухистана из числа хариджитов придерживалось учения 'Атии. Говорят, что Наджда б. 'Амир и Нафи' б. ал-Азрак уже было согласились в Мекке с хариджитами относительно /125/ Ибн азЗубайра, но потом оба расстались с ним. Нафи ' и Наджда разошлись во мнениях, и Нафи отправился в Басру, а Наджда - в ал-Йамаму. Причиной разногласия между ними было то, что Нафи ' сказал: «Такийа недопустима, а уклонение от борьбы есть неверие». В качестве доказательства он привел слова Аллаха всевышнего: [116] «.. .некоторые страшатся людей так же, как страшатся Аллаха...» (Коран IV, 79) - и [другие] слова Всевышнего: «...которые борются на пути Аллаха и не боятся порицания порицающих» (Коран V, 59). Наджда не согласился с ним и сказал: «Такийа допустима». И в качестве доказательства он привел слова Аллаха всевышнего: «...кроме того случая, когда вы будете опасаться их из осторожности» (Коран III, 27. В переводе И. Ю. Крачковского: «...если вы только не будете опасаться их страхом») - и [другие] слова Всевышнего: «И сказал человек верующий из рода Фир'ауна, который скрывал свою веру...» (Коран XL, 29.1). И [еще] он сказал: «Уклонение [от борьбы] допустимо, но война за веру (джихад), если она возможна, - предпочтительнее. Аллах всевышний сказал: "...а воюющих за веру Аллах предпочел уклоняющимся [от борьбы] в великой награде" (Kоран IV, 97. В переводе И. Ю. Крачковского: «...а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде»)». Нафи сказал: «Это относится к сподвижникам Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует! - когда они были вынуждены [отсиживаться дома] . А что касается других, имевших возможность [выступить], то отсиживание [дома] есть неверие согласно словам Аллаха всевышнего: "...и остались сидеть [дома] те, которые считали лживым Аллаха и его посланника" (Коран IX, 91. «...и остались те, которые...» (И. Ю. Крачковский)». 4. Байхаситпы - приверженцы Абу Байхаса ал-Хайсама б. Джабира 19, одного из бону сад б. дубайа. В дни ал-Валида его преследовал ал-Хаджжадж, и он бежал в Медину. Там его преследовал Усман б. Хаййан ал- 'Мазини, настиг его и заключил в темницу. Он вел с ним беседы до тех пор, пока не пришло от ал-Валида письмо с приказанием отрубить ему руки и ноги, затем убить. Так он с ним и поступил. Абу Байхас обвинил в неверии Ибрахима и Маймуна за их разногласия относительно продажи невольницы. Он считал неверующими также /126/ вакифитпов. Он утверждал, что ни один (человек) не является мусульманином до тех пор, пока не признает обязательность знания об Аллахе всевышнем, знания о его посланнике, знания того, что принес с собой Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - покровительства друзей Аллаха всевышнего и отречения от врагов Аллаха. Из всей совокупности того, что принес религиозный закон, что запретил Аллах и о чем [в Коране] содержится угроза, он должен только знать об этом самом, о толковании этого и беречься этого. Сюда же относится то, что следует знать по названию, но ему не вредит, если он не знает о толковании этого, пока он не испытан этим. [117] Однако он должен остановиться перед тем, чего он не знает, и не совершать ничего без знания. Абу Байхас отрекся от вакифитов из-за их слов: «Мы сомневаемся в отношении того, кто впадает в запретное, не зная, в дозволенное он впадает или в запретное». Абу Байхас сказал: «Он обязан был знать это! Вера есть знание всего истинного и ложного. Вера - знание в сердце, а не слова и дела». С его слов передают: «Вера - это признание обязательности и знание, это не одно из этих двух дел, исключая другое». Основная масса байхаситов придерживалась мнения, что знание, признание истинности и дела - все это [вместе] есть вера. Часть из них осмелилась утверждать, что запрещено только то, что значится в словах Всевышнего: «Скажи: "В том, что открыто мне, я не нахожу запретным для питающегося то, чем он питается..."» (Коран VI, 146). Все, что кроме этого, - дозволено. Среди байхаситов есть люди, которых называют 'аунитами 20 и которые [составляют] две секты. Одни говорят: «Кто вернулся из "страны переселения" 21 к отсиживанию [дома], от того мы отрекаемся». Другие говорят: «Нет, мы приемлем их, потому что они вернулись к делу, которое было им дозволено». Обе эти секты сошлись на том, что если имам - неверующий, то неверующие и его подданные - отсутствующие из них и присутствующие. К байхаситам относится секта, [последователей] которой называли «сторонниками разъяснения» 22. Они утверждали, что если кто-то из мусульман, свидетельствует как очевидец словами исповедания веры, то он должен начинать с разъяснения свидетельства, каково оно. /127/ Последователей [другой] секты называли «сторонниками вопроса» 23. Они говорили: «Человек является мусульманином, если он произнес оба свидетельства исповедания веры 24, отрекся (от врагов Аллаха), признал покровительство (друзей Аллаха) и уверовал целиком в то, что пришло от Аллаха всевышнего. Если он не знал, то он спрашивает о том, что предписал ему Аллах. И ему не вредит, что он не знает, пока он не испытан этим и не спросит. Если же впадающий в запретное не узнал о запрещении этого, то он в действительности неверующий». В отношении детей они придерживались мнения салабитов: дети верующих - верующие, а дети неверующих - неверующие. В отношении свободы воли они согласились с кадаритами, говоря, что Аллах всевышний предоставил людям права, стало быть, он не имеет желания в отношении действий людей. Основная масса байхаситов отреклась от них. Некоторые байхаситы говорили, что не следует выносить решение о неверии человека, впадающего в запретное, пока его дело не будет предоставлено правящему имаму, и тот накажет его. Все, на что нет запрета, прощается. [118] Другие байхаситы говорили, что опьянение, если оно было следствием питья, дозволено, и опьяневший не наказывается за то, что он сказал и сделал в состоянии опьянения. 'Ауниты говорили, что опьянение есть неверие. В то же время они не свидетельствовали о том, что оно есть неверие, пока не присоединился к нему какой-нибудь другой тяжкий грех, как-то: пренебрежение молитвой или клевета на добродетельного мужчину. Из числа хариджитпов - приверженцы Салиха б. Мусарриха 25. Нам неизвестно о нем, чтобы он высказал [особое] мнение, которым бы он отличался от своих товарищей. Он выступил против Бишра б. Марвана, и тот послал против него ал-Хариса б. 'Умайра или ал-Аш'аса /128/ б. 'Умайра ал-Хамадани, которого ал-Хаджжадж послал на борьбу с ним. В замке Джалула' Салих был изранен, и тогда он поставил на свое место Шабиба б. Йазида б. Ну 'айма аш-Шайбани по прозвищу Абу-с-Сахара. Именно он захватил Куфу, убил двадцать четыре эмира из войска ал-Хаджжаджа, все это - военачальники. Потом он бежал в ал-Ахваз, но утонул в реке ал-Ахваза со словами: «Таково предопределение Всемогущего, Всеведущего!» Рассказал ал-Йаман 26, что шабибипгов называют хариджитскими мурджиитпами за то, что они решили воздержаться в деле Салиха. О Шабибе рассказывают, что он отрекся от него и покинул его, затем выступил, претендуя лично на имаматУчение Шабиба есть то, что мы привели из учений байхаситов. Однако его храбрость, его сила, его достойное поведение с противниками суть то, чего не было ни у одного из хариджитов. История о нем приводится в летописях. 5. Аджрадиты - приверженцы Абд ал-Карима б. 'Аджрада 27, который согласился с надждитами в их ересях. Говорят, что он был приверженцем Абу Байхаса, потом выступил против него и обособился своим утверждением, что необходимо отречься от ребенка, пока его не призовут принять ислам, призывать же его необходимо, когда он достигнет зрелости. Дети многобожников будут в аду вместе со своими отцами. Имущество не считается добычей, пока не убит его владелец. Они считали приемлемыми отсиживающихся [дома], если знали об их религиозности, считали переселение добродетелью, не религиозной обязанностью и обвиняли в неверии совершивших тяжкие грехи. С их слов передают, что они отрицали существование суры Йусуф в Коране. Утверждая, что это - один из рассказов, они говорили, что рассказ о страстной любви не может быть составной частью Корана. /129/ Затем аджрадиты распались на секты. У каждой секты [было] особое учение, однако, поскольку все они относятся к 'аджрадитам, мы подробно сообщим о них по порядку и по пунктам, а) Салтиты - приверженцы 'Усмана б. Аби-с-Салта или ас-Салта б. Аби-с-Салта 28, который обособился от 'аджрадитов [119] тем, что сказал: «Если человек принял ислам, то мы приемлем его, но отрекаемся от его детей, пока они не достигнут зрелости и не примут ислам». Со слов некоторых из них передают: «На детей многобожников я мусульман не [распространяются] ни покровительство, ни враждебность, пока они не достигнут зрелости. Тогда их призывают принять ислам, и тогда они признают обязательность [веры] либо отвергают». б) Маймуниты - приверженцы Маймуна б. Халида 29. Он был среди 'аджрадитов, однако обособился от них признанием свободы воли, добро и зло которой [исходят] от человека, признанием того, что действие является творением и созданием человека, признанием того, что возможность (действия) предшествует действию. Он говорил, что Аллах всевышний желает добра, а не зла, он не желает неповиновения людей. Ал-Хусайн ал-Карабиси 30 в своей книге, в которой он изложил учения хариджитов, рассказал, что маймуниты допускают браки с дочерьми дочерей и дочерьми детей братьев и сестер. Они говорили, что Аллах всевышний запретил браки с дочерьми и дочерьми братьев и сестер, но не запрещал €раки с детьми последних. Ал-Ка'би и ал-Аш 'ари передали со слов маймунитов, что они отрицали существование суры Йусуф в Коране и говорили о необходимости борьбы с правителем как таковым и с теми, кто удовлетворился его властью. Что касается тех, кто не признал его, то с ними следует бороться только в том случае, если они помогали ему, или поносили веру хариджитов, или стали проводниками правителя. Дети многобожников, по их мнению, будут в раю. в) Хамзиты - приверженцы Хамзы б. Адрака 31. Они сошлись с маймунитами в отношении свободы воли и их прочих /130/ ересей, кроме отношения к детям своих противников и многобожников, ибо они говорили, что все они попадут в ад. Хамза был одним из приверженцев ал-Хусайна б. ар-Рукада, который выступил в Сиджистане среди жителей Аука 32. Халаф ал-Хариджи не согласился с ним относительно признания свободы воли и права на главенство, и каждый из них отрекся от другого. Хамза допускал [существование] двух имамов одновременно, пока не установилось единство и не побеждены враги. г) Халафиты - приверженцы Халафа ал-Хариджи 33. Это - хариджиты Кермана и Мекрана. Они не согласились с хамзитами относительно признания свободы воли, а приписали предопределение с его добром и злом Аллаху всевышнему. В этом они пошли по пути суннитов. Они говорили: «.Хамзиты противоречат себе, когда говорят: "Если бы Аллах наказывал людей за действия, которые он предопределил им, или за то, чего они не сделали, то он был бы несправедлив"». Они решили, что дети многобожников [попадут] в ад, не совершив ничего и не оставив [следа] . Это - одно из самых удивительных противоречий, в которое верят. [120] д) Атрафиты - секта, придерживавшаяся учения Хамзы о признании свободы воли. Однако они прощали жителей окраин за пренебрежение теми предписаниями шари'ата, о которых они не знали, если они исполняли то, обязательность чего познается разумом. Они признавали умозрительные обязанности, как говорили кадариты. Главой их [был] Галиб б. Шазик (В издании У. Кьюретона и в рукописи (л. 62а) вместо Шазик стоит Шазил) из Сиджистана. 'Абдаллах ас-Садийури (В издании У. Кьюретона - ас-Сарнури (в рукописи - ас-Сарнузи)) не согласился с ними и отрекся от них 34. /131/ К ним относятся мухаммадиты - приверженцы Мухаммада б. Ризка (В издании У. Кьюретона вместо Ризк стоит Зарак) 35, который был одним из приверженцев ал-Хусайна б. ар-Рукада, а затем отрекся от него. е) Шуайбиты - приверженцы Шу'айба б. Мухаммада 36. Вместе с Маймуном он был среди 'аджрадитов, однако отрекся от него, когда тот открыто признал свободу воли. Шу 'айб говорил: «Аллах всевышний творит поступки людей, а раб божий приобретает их силой и желанием, отвечает за них добром и злом, получает за них награду и наказание. Ничто не существует в мире без соизволения Аллаха всевышнего». Он придерживался еретических представлений хариджитое об имамате и угрозе (в Коране), разделяя ересь 'аджрадитов в суждении о детях, в суждении об отсиживающихся [дома], в покровительстве (друзей Аллаха) и отречении (от врагов Аллаха). ж) Хазимиты - приверженцы Хазима б. Али 37. Они придерживались мнения Шу 'айба о том, что Аллах всевышний - творец людских поступков и что в его власти только то, что он желает. Они признавали «окончательный расчет», что Аллах всевышний покровительствует людям исключительно в соответствии с той верой, к которой - он знает - они придут в конце своих [земных] дел, и отрекается от них в соответствии с тем неверием, к которому - он знает - они придут в конце своих [земных] дел, и что Преславный не перестанет любить своих друзей, ненавидеть своих врагов. С их слов передают, что они колебались в деле 'Али - да будет доволен им Аллах! - не высказываясь об отречении от него. В отношении же других они открыто говорили об отречении. 6. Салабиты - приверженцы Салабы б. 'Амира 38. Он был заодно с 'Абд ал-Каримом б. 'Аджрадом до тех пор, пока они не разошлись во мнениях относительно детей. Са'лаба сказал: «Мы должны опекать их - малых и больших, пока не увидим с их стороны отрицание истины и удовлетворение несправедливостью». Тогда 'аджрадиты отреклись от Са'лабы. С его слов передали также: «Нельзя выносить решение о покровительстве и [121] враждебности [к детям] в состоянии [их] младенчества, пока они не достигнут зрелости и им не предложат принять ислам. И если они примут [ислам], то хорошо, а если /132/ отвергнут, то станут неверующими». Он считал, что со своих рабов [следует] брать закат, если они стали богатыми, и выдавать им из него, если они «беднели. а) Ахнаситы - приверженцы [ал] -Ахнаса б. Кайса 39 из числа салабитов. Он обособился от них тем, что сказал: «Я сомневаюсь во всех мусульманах (ахл ал-кибла), которые находятся в стране благоразумного скрывания своей веры, кроме тех, кто известен верой, и того я приемлю за нее, или неверием, но от того я отрекаюсь». Они считали запретным внезапное нападение, убийство, тайную кражу. Никто из мусульман не должен начинать борьбу, пока не призовет к [истинной] религии, и если [кто-то] отказался, то с ним необходимо бороться. Исключение [составляет] тот, кого они лично знают как противника их мнения. Говорят, что они разрешали выдавать замуж мусульманок за многобожников из своего народа, совершивших тяжкие грехи. В остальных вопросах они придерживались основ [вероучения] хариджитое. б) Мабадиты - приверженцы Ма'бада б. Абд ар-Рахмана 40. Будучи са^лабитом, он разошелся с ал-Ахнасом относительно греха, который он возложил на него за [допущение] выдачи мусульманок замуж за многобожников, и с Са'лабой относительно того, что тот решил брать закат со своих рабов. Он сказал: «Поистине, я отрекаюсь от него из-за этого и не перестану усердствовать в противоположном этому». Они допускали, что в состоянии такии [разные] доли садаки 41 становятся одной долей. в) Рушайдиты - приверженцы Рушайда ат-Туси, их называют еще ушритами («десятинниками») 42. Их происхождение [таково] . Салабиты считали, что за [земли], орошаемые [водой] рек и каналов, необходимо [платить] половину десятины. Но Зийад б. 'Абд ар-Рахман 43 сообщил им, что за это положена [целая] десятина и что не следует отрекаться от тех, кто до этого говорил: «За это - половина десятины». Тогда Рушайд сказал: «Если не следует отрекаться от них, то мы будем поступать так, как поступали они». Из-за этого они разделились на две секты. г) Шайбаниты - приверженцы Шайбана б. Саламы 44, выступившего в дни Абу Муслима, пособника последнего и Али б. ал-Кирмани [в борьбе] против Насра б. Саййара. Он был салабитом, но после того, как он поддержал этих двух, хариджиты отреклись от него. Когда Шайбан был убит, некоторые упомянули о его покаянии, но салабиты заявили: «Его покаяние недействительно, потому что он убивал согласных с нами в учении и захватывал их имущество. Покаяние же того, кто убил мусульманина и захватил его имущество; принимается только при условии, что он расплатится собой, вернет имущество либо это будет даровано ему». [122] /133/ Составной частью учения Шайбана было признание безусловного предопределения (джабр). Он сошелся с Джахмом б. Сафваном в своем утверждении безусловного предопределения и в отрицании возникающей силы. Со слов Зийада б. 'Абд ар-Рахмана аш-Шайбани Абу Халида передают, что Аллах всевышний не знал, пока не сотворил себе знание, и что вещи становятся известными ему только с их возникновением и их существованием. С его слов передавали, что он отрекся от Шайбана и объявил его неверующим, когда тот поддержал обоих этих мужей (Абу Муслима и 'Али б. ал-Кирмани). Все шайбаниты находились в Джурджане, Наса и Арминии. Именно 'Атийа ал-Джурджани и его приверженцы признали покровительство Шайбана и его покаяние. д) Мукрамиты - приверженцы Мукрама б. 'Абдаллаха ал-'Иджли 45. Он был среди салабитов, но обособился от них тем, что сказал: «Пренебрегающий молитвой есть неверующий, не из-за пренебрежения молитвой, но из-за своего неведения об Аллахе всевышнем». Он распространял это на всякий тяжкий грех, который совершает человек, и говорил, что тот становится неверующим именно из-за своего неведения об Аллахе всевышнем. Дело в том, что, кто знает о единственности Аллаха всевышнего, о том, что он осведомлен о его тайных помыслах и явных [делах], воздаст за его повиновение и его ослушание, со стороны того нельзя представить, что он отважится на сопротивление [воле божьей] и осмелится на ослушание, пока он не пренебрегает этим знанием, и [что] он не заботится об [исполнении] этой обязанности. Об этом Пророк - мир ему! - сказал: «Не совершает прелюбодеяния прелюбодей, если он совершает прелюбодеяние, будучи верующим, и не крадет вор, если он крадет, будучи верующим» (предание). В этом суждении они противоречили салабитам. Они верили в «окончательный расчет», признавали, что Аллах всевышний покровительствует своим рабам и проявляет к ним враждебность исключительно в соответствии с «окончательным расчетом» со смертью, к которому они придут, не в соответствии с их делами, в которых они пребывают, ибо последнее не является достоверным, твердо установленным, пока человек не достигнет конца своей жизни, своего жизненного предела. И тогда, если он остался с тем, во что он верит, и это есть вера, то мы дружелюбны с ним, а если он не остался, то мы враждебны к нему. То же самое в отношении Аллаха всевышнего: он решает о дружественности и враждебности в соответствии с тем, что он узнал в момент «окончательного расчета». Все мукрамиты придерживались этого мнения. е) Малумиты и маджхулиты 46 первоначально были хазимитами. Однако ма'лумиты говорили: «Кто не познал Аллаха всевышнего со всеми его именами и атрибутами, тот не знает его, пока не узнает обо всем этом, и тогда станет верующим». Они говорили: «Возможность (действовать) существует вместе с [123] действием, а действие есть творение человека». Тогда хазимиты отреклись от них. /134/ Что касается маджхулитов, то они говорили: «Кто знает некоторые из имен и атрибутов Аллаха всевышнего, а другие не знает, тот уже познал Всевышнего». Они говорили, что действия людей суть творения Аллаха всевышнего. ж) Бид'иты - приверженцы Йахйи б. Асдама 47. Они первыми сказали: «Мы категорически утверждаем, что, кто исповедует нашу веру, тот попадет в рай. Мы не говорим: "Если пожелает Аллах", ибо это - сомнение в вере. А кто говорит: "Я - верующий, если пожелает Аллах", тот сомневающийся. Мы попадем в рай безусловно, без всякого сомнения». 7. Ибадиты - приверженцы 'Абдаллаха б. Ибада 48, который выступил в дни Марвана б. Мухаммеда. (Последний) направил против него Абдаллаха б. Мухаммада б. 'Атию, и тот сразился с ним в Табале 49 . Говорят, что 'Абдаллах б. Йахйа ал-Ибади был его товарищем во всех его делах и словах. Он говорил: «Наши противники из числа мусульман - неверующие, не многобожники, с ними дозволено вступать в брак, разрешается наследовать ям, во время войны разрешается брать в качестве добычи из их имущества оружие и лошадей, а все остальное запрещено. Запрещено убивать их и брать их в плен тайком, коварно, разве только после вступления в войну и представления доказательства [веры] ». Они говорили, что территория их противников из числа приверженцев ислама есть территория единобожия, за исключением лагеря правителя, ибо это - территория несправедливости. Они допускали свидетельствование своих противников против своих товарищей, а о совершивших тяжкие грехи говорили, что они - исповедующие единобожие, не верующие. Ал-Каби передал с их слов, что возможность (действовать) есть одно из свойств, она предшествует действию, благодаря ей происходит действие. Действия людей, как произведение и создание, сотворены Аллахом всевышним, но приобретены - в прямом смысле, не иносказательно - человеком. Они не называют своего имама эмиром верующих, а себя - мухаджирами. Они говорили: «Мир исчезнет весь, /135/ когда исчезнут "люди обязательства" 50». Они сошлись на том, что, кто совершил один из тяжких грехов, тот стал неверующим, тот не признавал божественной милости, [но] не отвергал вероисповедание. Они колебались в отношении детей многобожников: допуская их наказание в виде отмщения, они допускали [в то же время], что по милости (Аллаха) те попадут в рай. Ал-Каби передал с их слов, что они признавали повиновение, под которым не подразумевался Аллах всевышний, как сказал Абу-л-Хузайл. Затем они разошлись во мнениях относительно лицемерия: называть ли его многобожием или нет? Они говорили, что в эпоху посланника Аллаха - да благословит его Аллах и да [124] приветствует! - лицемеры исповедовали единобожие. Однако они совершили тяжкие грехи, стало быть, они неверующие из-за тяжкого греха, не из-за многобожия. Они говорили: «Все, что повелел Аллах всевышний, является всеобщим, не частным, - ведь он повелел это верующему и неверующему. В Коране нет частности». Они говорили: «Аллах всевышний не творит ничего, кроме доказательства своего единства, и этим он неизбежно указывает на единственного». Некоторые из них говорили: «Возможно, что Аллах всевышний сотворит посланника без доказательства и возложит на людей то, что он тайно открыл ему. И тот должен показывать пророческое чудо, и Аллах всевышний не должен [делать] это до тех пор, пока не сотворит доказательство и не покажет чудо». Это - община людей, которые расходятся между собой в своих учениях, как расходятся салабиты и аджрадиты. а) Хафситы - приверженцы Хафса б. Аби-л-Микдама 51. Он отличался от ибадитов мнением, что между /136/ многобожием и верой [лежит] одно свойство, это - знание об одном только Аллахе всевышнем. Кто познал его, затем отвергнул все остальное: посланника, или Писание, или воскресение, или рай, или ад - либо совершил тяжкий грех, как-то: прелюбодеяние, кража, питье вина, - тот - неверующий, однако он непричастен к многобожию. б) Хариситы - приверженцы ал-Хариса ал-Ибади 52. Он разошелся с ибадитами, признав свободу воли в соответствии с учением мутазилитов, признав возможность, предшествующую действию, и повиновение, под которым не подразумевается Аллах всевышний. в) Йазидиты - приверженцы Йазида б. Унайсы 53, который признавал приемлемость ранних мухаккимитов до азракитов, отрекшись от тех, кто [был] после них, за исключением ибадитов, которых он также считал приемлемыми. Он утверждал, что Аллах всевышний пошлет посланника из неарабов, откроет ему Писание, которое уже написано на небесах, откроет ему [это] одним разом, и тот оставит религиозный закон Мухаммада-Избранника - мир ему! - и последует вероисповеданию сабиев, упомянутых в Коране. Но это не те сабии, которые находятся в Харране и Басите. Йазид считал приемлемыми [также] тех «людей Писания», которые свидетельствовали о пророчестве Мухаммада-Избранника - мир ему! - хотя они и не приняли его религию. Он говорил, что нарушители постановлений закона из числа согласных с ним и прочих суть неверующие, многобожники и что любой грех - малый или большой - есть многобожие. /137/ 8. Суфриты-зийадиты - приверженцы Зийада б. ал-Асфара 54. Они разошлись с азракитами, надждитами и ибадитами в [некоторых] вопросах. Так, они не считали неверующими уклоняющихся от борьбы, если те согласны [с ними] в религии и вере, они не отменяли побитие камнями [за прелюбодеяние], не [125] приговаривали детей многобожников к убиению, к признанию их неверующими, к вечному пребыванию их в аду. Они говорили, что такийа допустима на словах, а не на деле. Они говорили: «Человек, совершающий такие действия, относительно которых имеется, статья наказания, не преступает название [действия], за которое ему надлежит наказание, подобно прелюбодеянию, краже, клевете, вследствие чего его называют прелюбодеем, вором, клеветником, а не неверующим, многобожником. Но из-за тех тяжких грехов, относительно которых - в силу их огромной важности - нет статьи наказания, например пренебрежение молитвой, бегство от наступающего войска, он становится неверующим». Со слов ад-Даххака 55 из их числа передавали, что он допускал выдачу мусульманок замуж за неверующих из их людей в стране благоразумного скрывания своей веры, но не в стране открытого вероисповедания. Зийад б. ал-Асфар считал все [виды] садаки в состоянии такии одной долей. С его слов передают: «Мы верующие пред собою, но мы не знаем, может быть, пред Аллахом мы отошли от веры». Он говорил [также] : «Многобожие - двояко: многобожие как повиновение шайтану и многобожие как идолопоклонство. Неверие [также] двояко: неверие как отрицание божественной милости и неверие как отрицание божественной власти. И отречение двояко: отречение от нарушителей постановлений закона есть сунна, а отречение от неверующих есть предписание [Корана]». _____________________________________ Мы закончим [описание] учений перечнем авторитетов у хариджитов. Среди ранних - 'Икрима, Абу Харун ал-'Абди, Абу-ш-Ша'са Исма'ил б. Сами'. Среди поздних - ал-Йаман б. Рибаб - са^лабит, затем - байхасит, 'Абдаллах б. Йазид, Мухаммад б. Харб, Йахйа б. Камил - ибадит. Среди их поэтов - 'Имран б. Хиттан, Хабиб б. Мурра - товарищ ад-Даххака б. Кайса. Среди них далее Джахм б. Сафван, Абу Марван Гайлан б. Муслим, Мухаммад б. 'Иса Бургус, /138/ Абу-л-Хусайн Кулсум б. Хабиб ал-Мухаллаби, Абу Бакр Мухаммад б. 'Абдаллах б. Шабиб ал-Басри, 'Али б. Хармала, Салих Кубба б. Сабих (Субайх?) б. 'Амр, Мувайс (Му'нис?) б. 'Имран ал-Басри, Абу 'Абдаллах б. Маслама, Абу 'Абд ар-Рахман б. Маслама, ал-Фадл б. 'Иса ар-Ракаши, Абу Закарийа Йахйа б. Асфах, Абу-л-Хусайн Мухаммад б. Муслим ас-Салихи, Абу Мухаммад 'Абдаллах б. Мухаммад б. ал-Хасан ал-Халиди, Мухаммад б. Садака, Абу-л-Хусайн 'Али б. Зайд ал-Ибади, Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Каррам, Кулсум б. Хабиб ал-Муради ал-Басри. А вот те, которые отстранились, не став ни на сторону 'Али - Да будет доволен им Аллах! - в его войнах, ни на сторону его [126] противников, и заявили: «Мы не войдем в пучину усобицы между сподвижниками Мухаммеда - да будет доволен ими Аллах!»: 'Абдаллах б. 'Умар, Са'д б. Аби Ваккас, Мухаммад б. Маслама ал-Ансари, Усама б. Зайд б. Хариса ал-Калби, маула посланника Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует! Кайс б. Аби Хазим сказал: «Я был с 'Али - да будет доволен им Аллах! - во всех его обстоятельствах и войнах, пока он не сказал в день Сиффина: "Поспешите против остальных неверующих, поспешите против тех, кто говорит: "Аллах и его посланник лгали , тогда как вы говорите: "Аллах и его посланник были правдивыми". И тут я узнал, каково его мнение о мусульманской общине, и удалился от него». Комментарии1. Ход событий, связанных с историей хариджитского движения, обстоятельно рассмотрен в работе Ю. Вельхаузена (Wellhausen. Oppositionsparteien, 3 — 55). Аш-Шахрастани обращает основное внимание на идеологическую сторону этого движения, на религиозно-политические разногласия, приведшие к размежеванию между алидами и хариджитами. 2. Ахзаб — противники Мухаммада и других пророков; племена ад, самуд и другие, истребленные богом, согласно преданию, за их неверие, за отрицание пророческой миссии. 3. Подробнее об этих событиях см., например: Ибн ал-Асир. Ал-Камил, 3, 281 — 294. 4. Ан-Наши ал-Акбар (Масаил, 68) и ал-Ашари (Макалат, 101) выделили четыре главные секты хариджитов, которые возникли приблизительно одновременно и от которых в разное время отделились все хариджитские секты. Это — азракиты, ибадиты, надждиты и суфриты. Ал-Багдади (ал-Фарк, 24, 72), подразделяя хариджитов на двадцать сект, выделил из них шесть главных: к вышеперечисленным он добавил ранних мухаккимитов и аджрадитов. Аш-Шахрастани причислил к главным сектам хариджитов еще две — байхаситов и салабитов, 5. История выступления ранних мухаккимитов и зарождение хариджитского движения изложены у ал-Багдади (ал-Фарк, 74 — 82). Однако ни у Ал-Ашари, ни у ал-Багдади нет изложения религиозно-политических взглядов, или «ереси», как определяет аш-Шахрастани, мухаккимитов. Ал-Багдади (ал-Фарк, 81) замечает только, что их религией (дин) было признание неверующими Али, Усмана, Муавии, их соратников, третейских судей и всех, кто совершил какой-либо грех. 6. Несмотря на то что аш-Шахрастани, как и предшествующие ересиографы, считает ранних мухаккимитов отступниками, он называет их ахл ас-салат ва-с-сийам, т. е. мусульманами, отличавшимися строгим исполнением молитв и поста. 7. Аш-Шахрастани воспроизводит здесь традиционную для мусульманской историографии версию распространения хариджитской «ереси». См., например: ал-Багдади. Ал-Фарк, 80 — 81. 8. Мухаккимиты. [«предоставляющие решение (Аллаху)»] — одно из ранних прозвищ хариджитов, отвергнувших третейский суд и выдвинувших лозунг: «Решение (хукм) принадлежит только Аллаху!» Ересиографы отмечают, что у хариджитов было еще несколько прозвищ, помимо мухаккимитов. Это — харуриты, навасиб, шурат, марикиты. Сами хариджиты признавали все эти прозвища, кроме последнего («отступники»). См.: Ал-Ашари. Макалат, 127 — 128; ал-Багдади. Ал-Фарк, 72 и примеч. 2. 9. Этот анархистский лозунг (ла имара) выражал представления хариджитов о том, что единственным источником власти является коллективная воля общины. Исходя из этого, они допускали, что в мире может вовсе и не быть имама. 10. Аш-Шахрастани насмешливо называет мулицу йеменкой, поскольку ал-Ашас б. Кайс был родом из Йемена. 11. Учение азракитов — одной из самых многочисленных хариджитских сект — отличалось крайней нетерпимостью. Основатель секты Нафи б. ал-Азрак (погиб в 66/685 г.) требовал неукоснительно соблюдать принцип религиозного убийства, применять его не только к врагам хариджитов, но и к тем хариджитам, которые отсиживаются дома во время восстаний. Вместе с тем азракиты не распространяли принцип убиения «вероотступников» на иудеев и христиан, считая, что они не изменили учению своих пророков — Моисея и Иисуса. Подробнее об учении азракитов см.: ан-Наши ал-Акбар. Масаил, 68 — 70; Ал-Ашари. Макалат, 86 — 89; ал-Багдади. Ал-Фарк, 82 — 87; R. Rubinacci. Аzаrika, — EI, NE, 1, 833-834. 12. Имран б. Хиттан ас-Садуси ал-Басри (ум. в 84/703 г.) — знаменитый хариджитский поэт-мистик, проповедник учения суфритов, ярый противник Али б. Аби Талиба. См.: J. W. Fuck. Imran b. Hittan. — EI, NE, 3, 1204. 13. Такийа — благоразумное скрывание своей веры при наличии опасности для себя лично или для единоверцев. Предписание такии стало неотъемлемой частью шиитского вероучения. Этот принцип отвергали не только сунниты, но и приверженцы других направлений в исламе, в том числе некоторые хариджитские секты. Подробнее об этом принципе см.: В. Меуеr. Anlafi und Anwendungsbereich der taqiyya. — DI. Bd 57, 1980, H. 2, 246-280. 14. Сведения аш-Шахрастани о надждитах и их учении аналогичны тому, что сообщают Ал-Ашари (Макалат, 89 — 93) и ал-Багдади (ал-Фарк, 87 — 90). 15. Ал-Катиф — селение в Бахрейне (Йакут. Муджам, 4, 143 — 144). 16. Ахл ал-ахд ва-з-зимма или ахл аз-зимма — иудеи и христиане, которым ислам гарантировал свободу вероисповедания на основе договора о покровительстве. Подробнее об этом см.: Сl. Сahеn. Dhimma. — EI, NE, 2, 227 — 231. 17. Асхаб ал-худуд. Худуд — постановления религиозного закона, предусматривающие меры наказания за нарушение запретов. 18. Ахкам ал-фуру — постановления религиозного закона, касающиеся второстепенных, частных вопросов и не затрагивающие основ (усул) веры. 19. Более подробно и обстоятельно учение байхаситов изложено у Ал-Ашари (Макалат, 113 — 118), а история с Ибрахимом, Маймуном и вакифитами, которых аш-Шахрастани только упоминает, — у Ал-Ашари (Макалат, 110) и ал-Багдади (ал-Фарк, 107 — 108). Среди ибадитов возникли разногласия о том, допустима ли продажа невольницы «неверующим кочевникам» (ал-араб ал-кафара), «в страну неверующих» (дар ал-куффар). Ибрахим и его сторонники, которых назвали ибрахимитами, считали такую продажу допустимой, Маймун и его сторонники — маймуниты считали это запрещенным, а третья группа хариджитов воздержалась судить об этом и обвинять за это в неверии. Их назвали вакифитами («воздержавшимися»). 20. Ал-Ашари (Макалат, 115) и ал-Багдади (ал-Фарк, 109) называют сторонников этой секты ауфитами. 21. Дар ал-хиджра. В данном случае это районы, куда «переселились» из своих мест восставшие хариджиты. 22. Асхаб ат-тафсир. Согласно Ал-Ашари (Макалат, 117 — 118), это приверженцы некоего ал-Хакама б. Марвана из Куфы, который утверждал, что всякий свидетельствующий против мусульманина должен прежде всего «разъяснить» свидетельство. Даже если бы четверо, говорил он, свидетельствовали о прелюбодеянии и прочих нарушениях религиозного закона, требующих наказания, все равно их показания недостаточны без «разъяснения свидетельства». За это байхаситы отреклись от них и назвали их «сторонниками разъяснения». 23. Асхаб ас-суал, приверженцы Шабиба ан-Наджрани. В описании этой секты аш-Шахрастани следует Ал-Ашари (ср.: Макалат, 115 — 116). Шабибаты, которых аш-Шахрастани вслед за ал-Ашари (Макалат, 123) называет «хариджитскпми мурджиитами», не имеют отношения к Шабибу ан-Наджрани. Это приверженцы Шабиба б. Йазида аш-Шайбани, погибшего в 77/697 г. в борьбе с ал-Хаджжаджем. Подробнее о шабибитах см.: ал-Ашари. Макалат, 123 — 124; ал-Багдади. Ал-Фарк, 109 — 113. 24. Формула исповедания веры заключает в себе отрицание многобожия («Нет бога, кроме Аллаха») и признание посланнической миссии Мухаммада («Мухаммад — посланник его»). 25. Салих б. Мусаррих ат-Тамими (скончался в Мосуле в 76/796 г.) — глава хариджитов-суфритов, соперничавших с азракитами. С его именем связано другое название секты шабибитов — салихиты (ал-Багдади. Ал-Фарк, 110). Вместе с тем отмечается, что Салих б. Мусаррих не создал какого-либо учения, но его суждения и действия вызывали разногласия среди хариджитов. Одно из таких разногласий привело к образованию секты раджиитов, отрекшихся от него (Ал-Ашари. Макалат, 118, 120, 121 — 123). 26. Ал-Йаман б. Рибаб (ум., вероятно, в начале III/IX в.) — известный хариджитский теолог-полемист. Хорасанец по происхождению, ал-Йаман «начала был хариджитом-салабитом, затем стал байхаситом. Ибн ан-Надим (ал-Фихрист, 233) приводит названия восьми сочинений ал-Йамана, в том числе полемических: «Опровержение мутазилитов относительно свободы поли». «Опровержение Хаммада б. Аби Ханифы», «Опровержение мурджиитов», из которого аш-Шахрастани, возможно, взял эти сведения об убайдитах. Кроме того, одно сочинение — Китаб ал-макалат — ал-Йаман посвятил описанию учений различных сект; последующие авторы (в том числе ал-Ашари, аш-Шахрастани) заимствовали из этого трактата сведения об учениях сектантов, особенно хариджитов. Ал-Масуди (Мурудж, 5, 442), называя его автором книг о хариджитских толках (мазахиб), сообщает, что ал-Йаман каждый год в течение трех дней дискутировал со своим братом — также известным теолотом-рафидитом Али б. Рибабом (о нем см.: ан-Наджаши. Ар-Риджал, 189), после чего они расставались врагами, не разговаривая друг с другом и даже не здороваясь. См. также: Ritter. Наrеsiographen, 35. 27. Основатель секты аджрадитов Абд ал-Карим б. Аджрад из Балха первоначально был приверженцем Абу Байхаса, затем — Атии б. ал-Асвада ал-Ханафи, но разошелся с ними и стал проповедовать свое учение в Хорасане, пока наместник Ирака Халид б. Абдаллах ал-Касри (105/724 — 120/738) не схватил его. Сведения аш-Шахрастани об аджрадитах восходят к Ал-Ашари. Последний подразделил аджрадитов на пятнадцать сект, пять из которых отпочковались от салабитов — одной из аджрадитских сект (ал-Ашари. Макалат, 93 — 100). Ал-Багдади (ал-Фарк, 93 — 94) также замечает, что аджрадиты распались на десять сект. См.: R. Rubinacci. Adjarida. — EI, NE, 1, 213. 28. Сведения аш-Шахрастани о салтитах совпадают с тем, что сообщают о них Ал-Ашари (Макалат, 97) и ал-Багдади (ал-Фарк, 97 — 98). 29. История возникновения секты маймунитов подробно изложена у Ал-Ашари (Макалат, 93 — 95) и ал-Багдади (ал-Фарк, 95 — 96). Эти авторы сообщают, что между двумя аджрадитами — Маймуном и Шуайбом — воз-Пик спор из-за нежелания одного из них вернуть долг другому. По существу, спор свелся к вопросу о предопределении и божественной воле. Спорившие обратились за разъяснением к Абд ал-Кариму б. Аджраду, находившемуся в заключении у наместника Ирака Халида б. Абдаллаха, и получили от него ответ, который они истолковали — уже после его смерти — по-разному. Часть аджрадитов последовала за Маймуном, разделявшим мнение кадаритов-мутазилитов [212] о предопределении, возможности и божественной воле. Их назвали маймунитами. Большинство же аджрадитов склонялось к мнению Шуайба, сходного с мнением суннитов. Как и все хариджиты, маймуниты обвиняли в неверии Али, Талху, аз-Зубайра, Аишу, Усмана. Допустимость браков с внучками, которую проповедовали маймуниты, ал-Багдади (ал-Фарк, 96, 281) определял как «заблуждение», заимствованное из религии зороастрийцев. 30. Ал-Хусайн б. Али ал-Карабиси (ум. в 245/859 или 248/862 г.) — известный ересиограф, знаток учений хариджитских сект, автор Китаб ал-макалат, из которой Ал-Ашари (Макалат, 95) и ал-Багдади (ал-Фарк, 281) приводят сведения о маймунитах. См.: Ritter. Haeresiographen, 35. 31. Это Хамза б. Адрак (вар.: Атрак, Акрак, Азарак) ас-Сиджистани, известный больше как Хамза аш-Шари (Хариджит). Секта хамзитов играла важную политическую роль в восточном халифате. Начиная с 179/ 795 г. вплоть до правления ал-Мамуна восточные провинции были охвачены мощным хариджитским восстанием, во главе которого стоял Хамза Хариджит. Сначала он был аджрадитом-хазимитом, но затем разошелся с хазимитами в вопросе о предопределении, признав мнение кадаритов. Как сообщает ал-Багдади (ал-Фарк, 98), Хамза свирепствовал в Сиджистане, Хорасане, Кухистане, Кермане. Считая многобожниками всех инакомыслящих, а добычу, полученную в борьбе с ними, недозволенной, он приказывал убивать пленных, сжигать их имущество, уничтожать их скот, вырубать пальмы и деревья. Он не щадил и тех хариджитов (байхаситое, халафитов, салабитов), которые не поддержали его восстание. Халифские отряды не раз терпели поражение от восставших хамзитов, которые умело воспользовались тем обстоятельством, что главные силы хорасанского войска вели борьбу с мятежником Рафиом б. Лайсом у ворот Самарканда. Только в начале правления ал-Мамуна двадцатитысячной армии нишапурцев удалось окончательно разбить хамзитов. Сам Хамза скончался от ран. См.: Ал-Ашари. Макалат, 93 — 94; ал-Багдади. Ал-Фарк, 98 — 100. Совершенно в ином свете изложено восстание хамзитов в Тарихи Систан, где Хамза Хариджит представлен борцом за справедливость, направившим свою ярость против наместников-тиранов. Разбив войско систанского наместника Исы б. Али и вынудив его бежать из Систана, Хамза посоветовал жителям не платить больше харадж и другие налоги султану, заверив их, что сам он ничего не будет брать с них. «С того дня, — говорится в Тарихи, Систан, с. 168, — до настоящего времени из Систана больше не поступали в Багдад доходы и налоги». Подробнее о восстании Хамзы см.: Та'рих-и Систан, 166 — 181 и примеч. 475. 32. Ал-Хусайн б. ар-Рукад принадлежал к систанской знати. В 141/758-59 г. он поднял в Систане восстание, в котором приняло участие много людей. В том же году он погиб в сражении с войском систанского наместника (Тарих-и Систан, 153). Ибн ал-Асир (ал-Камил, 6, 84) сообщает, что в 175/791 г. в том же Ауке (или Уке), в Систане, вспыхнуло хариджитское восстание, во главе которого стоял Хусайн ал-Хариджи, маула кайс б. салаба. Разгромив войско наместника, Хусайн ушел в Хорасан и овладел рядом городов. В 176/792 г. произошло крупное сражение между хариджитами и войском систанского наместника. С обеих сторон было много убитых, в том числе и Хусайн ал-Хариджи (см. также Тарихи Систан, 165 и примеч. 468). Поскольку оба восстания начинались в Ауке, в Систане, а их предводители носили одно имя, то произошло смешение приверженцев ал-Хусайна б. ар-Рукада с приверженцами Хусайна ал-Хариджи. 33. Этот Халаф ал-Хариджи был, по существу, организатором восстания хамзитов в Систане. К нему присоединились последователи Хусайна (видимо, ал-Хариджи) и другие, всего около пяти тысяч человек. Восставшие присягнули Хамзе аш-Шари (о нем см. коммент. 31 к гл. 4), который вернулся из хаджжас группой последователей хариджита Катари б. ал-Фуджаи Тарих-и [213] Систан, 167). В дальнейшем халафиты отделились от хамзитов, радикально разойдясь с ними в вопросе предопределения, как утверждает аш-Шахрастани. Когда глава халафитов Масуд б. Кайс, пытаясь спастись от бесчинств восставших хамзитов, утонул, его сторонники усомнились в его смерти, «они и поныне ожидают его [возвращения]» (ал-Багдади. Ал-Фарк, 99). Потеряв своего вождя, халафиты прекратили вооруженную борьбу, считая, что борьба должна вестись только под предводительством своего имама. См.: Ал-Ашари. Макалат, 93; ал-Багдади. Ал-Фарк, 96; ал-Исфараини. Ат-Табсир, 32 — 33. 34. В доступных мне источниках секта атрафитов не упоминается. В Тарихи Систан среди прославленных людей Систана назван Талиб б. Шадик (так!). 35. Другие ересиографы эту секту не упоминают. 36. Обстоятельства возникновения секты шуайбитов подробно изложены у Ал-Ашари (Макалат, 94 — 95) и ал-Багдади (ал-Фарк, 95 — 96). В вопросах предопределения, возможности и божественной воли шуайбиты разделяли мнение суннитов. 37. Согласно ал-Багдади (ал-Фарк, 94 — 95), хазимиты составляли большинство аджрадитов Сиджистана. Они разделяли мнение суннитов о предопределении, возможности и божественной воле. С большинством хариджитов они расходились в вопросе покровительства и враждебности, считая, что это — два субстанциональных качества Аллаха (см. также: ал-Ашари. Макалат, 96). В противоположность аш-Шахрастани, ал-Исфараини (ат-Табсир, 32) утверждает, что хазимиты обвиняли в неверии Али, Усмана и обоих третейских судей. Ан-Наши ал-Акбар (Масаил, 69), называя хазимитов сектой азракитов, утверждает, что они признавали только те предписания шариата, которые ясно указаны в Коране. 38. Ал-Ашари (Макалат, 112 — 113) и ал-Багдади (ал-Фарк, 100 — 101) сообщают, что поводом к отделению салабитов, сторонников Салабы б. Мишкана (так у ал-Багдади), от аджрадитов послужило разногласие, возникшее между ними при определении махра во время сватовства. Ал-Ашари (Макалат, 97 — 100) дает описание пяти сект салабитов, а ал-Багдади (ал-Фарк, 100 — 103) — шести. 39. Описание секты ахнаситов, данное аш-Шахрастани, почти дословно совпадает с описанием этой секты в сочинениях Ал-Ашари (Макалат, 97 — 98) и ал-Багдади (ал-Фарк, 101). 40. Сведения аш-Шахрастани о мабадитах полнее сведений, которые сообщают о них ал-Ашари (Макалат, 98) и ал-Багдади (ал-Фарк, 101). 41. Садака — «добровольная милостыня», а по существу — принудительный сбор с имущества мусульман, предназначавшийся для помощи бедным. 42. Аш-Шахрастани приводит о рушайдитах те же сведения, что и Ал-Ашари (Макалат, 99 — 100) и ал-Багдади (ал-Фарк, 102). 43. Зийад б. Абд ар-Рахман Абу Халид аш-Шайбани — духовный вождь тех салабитов, которые разошлись с шайбанитами, обвинив их в неверии за то, что они оказывали поддержку Абу Муслиму в борьбе против салабитов. Сторонников этого Зийада называли салабитами-зийадитами. См.: Ал-Ашари. Макалат, 99; ал-Багдади. Ал-Фарк, 102. 44. Хариджиты-салабиты вместе с суннитами обвиняли Шайбана также в проповеди антропоморфизма. В то же время ни Ал-Ашари, ни ал-Багдади не упоминают о том, что Шайбан признавал безусловное предопределение (ср.: Ал-Ашари. Макалат, 98 — 99; ал-Багдади. Ал-Фарк, 102). 45. Согласно Ал-Ашари (Макалат, 100) и ал-Багдади (ал-Фарк, 103), мукрамиты — последователи Абу Мукрама. Аш-Шахрастани более подробно, чем эти авторы, излагает учение мукрамитов об «окончательном расчете». 46. Сведения аш-Шахрастани о малумитах и маджхулитах восходят к Ал-Ашари (ср.: Макалат, 96 — 97). См. также: ал-Багдади. ал-Фарк, 97. [214] 47. Согласно ан-Нашиу ал-Акбару (Масаил, 69 — 70), бидиты («новаторы») — одна из трех азракитских сект, отделившаяся от хазимитов. 48. Ибадиты или абадиты — наиболее умеренная из хариджитских сект. В 65/684 г. среди хариджитов Басры произошел раскол. Азракиты выступили против Омейядов, а Абдаллах б. Ибад остался в Басре, отказавшись от вооруженной борьбы и возглавив умеренное крыло хариджитов. Однако подлинным организатором и учителем ибадитской секты был оманец Джабир б. Зайд (ум. около 99/717 г.). В начале VIII в. басрийские ибадиты активизировали политическую деятельность, и вскоре большинство их вождей (в том числе и Джабир) были высланы в Оман. Однако ибадитская община в Басре продолжала оставаться духовным центром всех ибадитов. Новый глава общины, Абу Убайда, разослал во все концы мусульманского мира своих эмиссаров для подготовки всеобщего ибадитского восстания. На развалинах омейядского халифата АбуУбайда намеревался создать «всемирный ибадитский имамат». Пропаганда ибадитских эмиссаров имела большой успех, и уже через несколько лет в разных краях халифата вспыхнули ибадитские мятежи и образовались ибадитские государства-имаматы. Однако в конечном счете ибадитское движение распалось на ряд сект. Согласно Ал-Ашари (Макалат, 103 — 104) и ал-Багдади (ал-Фарк, 104), ибадиты распались на четыре секты, три из которых упоминает аш-Шахрастани. Подробнее об учении ибадитов см.: Ал-Ашари. Макалат, 102 — 111; Т. Lewiсki. Al-Ibidiууа. — EI, NE, 3, 669 — 682. 49. Табала — город в Хиджазе на пути в Сану в восьми днях пути от Мекки и в шести днях — от ат-Таифа (Йакут. Муджам, 1, 816 — 817). 50. Ахл ат-таклиф — «люди обязательства», т. е. истинные мусульмане, признающие предписание религиозных обязанностей. В ересиографической литературе это выражение употребляется как синоним ахл ас-салат, ахл ал-кибла. 51. Согласно Ал-Ашари (Макалат, 102 — 103) и ал-Багдади (ал-Фарк, 104 — 105), хафситы по-своему толковали некоторые стихи Корана. Так, слова: «Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни» (Коран II, 200) — они относили к Али б. Аби Талибу, а в словах: «Среди людей есть и такой, который покупает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха» (Коран II, 203) — они усматривали намек на Абд ар-Рахмана б. Мулджама — убийцу Али. Об Усмане они говорили приблизительно то же, что шииты говорили об Абу Бакре и Умаре. 52. Ал-Багдади (ал-Фарк, 105) сообщает, что после ранних мухаккимитов у хариситов не было имамов, кроме Абдаллаха б. Ибада и Хариса (так!) б. Йазида ал-Ибади. 53. Согласно ал-Багдади (ал-Фарк, 279 — 280), йазидиты, — последователи ибадита из Басры Йазида б. Аби (так!) Унайсы, который, перебравшись в Фарс, стал проповедовать приход пророка из неарабов, замену ислама новой религией и т. д. Критикуя учение Йазида, ал-Багдади заключает, что эта секта вообще не должна считаться мусульманской. Об учении йазидитов см. также: Ал-Ашари. Макалат, 103 — 104. 54. Подробнее об учении суфритов см.: Ал-Ашари. Макалат, 101; ал-Багдади. Ал-Фарк, 90 — 93. Последний сообщает, что суфриты признали своим имамом Абу Билала Мирдаса, восставшего в окрестностях Басры в правление Йазида б. Муавии. После убийства Мирдаса и истребления его сторонников в Басре суфриты избрали своим имамом известного поэта Имрана б. Хиттана. 55. Ал-Кашши (ар-Риджал, 165 — 166) приводит рассказ о том, как алидский теолог-полемист Абу Джафар ал-Ахвал (ум. в 160/777 г.) вел в Куфе диспут с главой хариджитов ад-Даххаком ал-Хариджи, оспаривавшим правильность действий Али в борьбе с претендентами на халифат. Доводы Абу Джафара были настолько убедительными, что хариджиты побили мечами своего предводителя.
|
|