|
МУХАММАД ИБН ИСХАК АН-НАДИМКАТАЛОГКИТАБ АЛ-ФИХРИСТ Секта хурамитов 1 и маздакитов (Из “Китаб ал-Фихрист” Ан-Надима) Говорит Мухаммед ибн Исхак: существует два вида хурамитов. Первые хурамиты; они называются мухаммира 2, и рассеяны они в горных областях, между Азербайджаном, Арменией, землями Дайлема, Хамаданом и Динавером, и между Исфаганом и землями Ахваза. Они по происхождению последователи магизма; затем обновилось их учение, и они из тех, которые известны как “ал-луктату” 3. Их патрон Маздак “Старший” 4 приказал им получать удовольствия, усердно заниматься достижением предметов желаний, едой и питьем, взаимной поддержкой и общением. Он отказался от притеснения [некоторыми из них] других и предписал им сотоварищество в женах и семье, так чтобы ни одному из них не была запретна жена другого, и тот не препятствовал бы ему, и чтобы при этих обстоятельствах проявляли добрые дела; он отказался от убийств и причинения страданий людям и указал им путь гостеприимства, которого нет ни у одного из народов: когда они оказывают гостеприимство человеку, не отказывают ему ни в чем, чего бы он ни пожелал, что бы это ни было. И к этой секте принадлежал Маздак “Младший” 5, который появился в дни Кубада, сына Фируза 6 и убил его Ануширван и убил сподвижников его. Рассказ о нем знаменит и общеизвестен, и ал-Балхи исследовал известия о хурамитах, об их учениях и их делах относительно их питья, удовольствий и [190] поклонения в книге “Уйун ал-масаил ва-л-джавабат” (“Источники вопросов и ответов”) 7, и нет для нас необходимости в упоминании того, в чем опередил нас другой. Известия о хурамитах-бабакитах Что же касается хурамитов-бабакитов, то патрон их Бабак ал-хурами, и говаривал он тому, кого склонял на свою сторону, что он бог. Он впервые ввел в учение хурамитов убийство, насильственный захват, войны и наказание, а ранее хурамиты не знали этого. “Kitab al-Fihrist”, hrsg. Von G. Flugel, Bd. I, Leipzig, 1871, S. 342 (арабск.) Комментарии1. Хурамиты — последователи религиозно-философского учения, развивавшего идеи маздакизма и ставшего идеологией ряда народных движений, в том числе восстания Бабека. По одному из преданий, название этой секты происходит от имени жены Маздака Хурамэ, бежавшей после подавления маздакитского движения в горные области северного Ирана. 2. “Одетые в красное”. Красный цвет был символом ряда народных движений в Средней Азии и в Иране в раннее средневековье. 3. “Ал-луктату”, буквально подкидыши, найденные, те, кто не знает своих родителей. 4. Или древний, прежний, т. е. живший в более отдаленное время. 5. Или последний, недавний, т. е. более близкий к нам по времени. 6. Фируз — сасанидский шах Пероз (459—484 гг.), отец Кавада I. 7. Сочинение ал-Балхи не сохранилось. (пер. ??) |
|