Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КУДАМА ИБН ДЖАФАР

КНИГА О ХАРАДЖЕ

КУДАМА ИБН ДЖАФАР

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «КИТАБ АЛ-ХАРАДЖ» КУДАМЫ ИБН ДЖА'ФАРА,

по изданию De Goeje (BGA, VI)

* Путь из Нишапура, в Мерв и далее в Мавераннахр

|201| От Нишапура до Бадгиса 4 фарсаха, от Бадгиса до Хамра 6 фарсахов, |202| от Хамра до Мусаккаба из округа Туса 5 фарсахов, от Мусаккаба до Нукана 5 фарсахов, от Нукана до Маздурана горного 6 фарсахов, от Маздурала горного до Укины 8 фарсахов, от Укины до города Серахса 6 фарсахов, от Серахса до замка ан-Наджар 3 фарсаха. От замка ан-Наджар до Уштурмагака 5 фарсахов, от Ушгурмагака до Тильситаны 6 фарсахов, от Тильситаш до Данданкана 6 фарсахов, от Данданкана до Януджирда 5 фарсахов, от Януджирда до г. Мерва 5 фарсахов; (а всего) от Нишапура до Мерва 70 фарсахов.

От г. Мерва идут две дороги, одна из пих в сторону Шаша и страны тюрок, другая — в сторону Тохаристана. От г. Мерва до Кушмайхана 5 фарсахов, а это большое селение на дороге в пустыню, которая доходи до (области) гузов; от Кушмайхана до Дивана, почтовой станции, 6 фарсахов, от Дивана до Тахмаладжа, почтовой станции, 2 фарсаха; от Тахмаладжа до Мансафа, почтовой станции, 4 фарсаха; от Мансафа до ал-Ахса, почтовой станции, 8 фарсахов; от ал-Ахса до канала Османа, почтовой станции, 3 фарсаха, от канала Османа до ал-Акира. почтовой станции, 3 фарсаха,. от ал-Акира до г. Амуля б фарсахов; (всего) от Мерва до Амуля 36 фарсахов.

* Путь из Мерва в Тохаристан

|209| Вернемся к Мерву и опишем дорогу из него в 'Гохаристан и его окрестности. От г. Мерва до селения, называемого Фаз, 7 фарсахов, от Фаза до Мехдиабада по пустыне 6 фарсахов, от Мехдиабада до Яхьяабада — становища среди долины, в котором имеются ханы и почтовая станция, 7 фарсахов, от Яхьяабада до Каринейна 5 фарсахов. А это селение в пустыне на берегу реки (расположенное) на большом холме, население его — маги, (Маджус — так назывались арабскими писателями последователи зороастризма, входившие в особые эороастрийские общины, сохранившиеся в большом количества еще в X в. Так, зороастрийская община отмечается для середины X в. в Самарканде. Здесь «маджусы», т. е. маги, должны были содержась в порядке «Свинцовый протока поставляющий воду в Самарканд (теперь городище Афрасиаб). (Орошение, стр. 206) [165] занятие их — сдача в наем ослов, на которых ездят в разные стороны, называют их (магов) туркун. От Каринейна до Асадабада 7 фарсахов, от Асадабада до Хаузана б фарсахов, от Хаузана до замка ал-Ахнафа, селения на реке, которое названо но имени ал-Ахнафа ибн Кайса, 4 фарсаха, |210| от замка ал-Ахнафа до г. Верхнего Мерва (Т. е. Мерверуда) б фарсахов. Затем ты пройдешь через этот город около фарсаха до места, которое называется замок Амра, (он находится) в горах у устья долины. От г. Мерверуда до Араскана 5 фарсахов, от Араскана до Асраба 7 фарсахов по ущелью, а это маленькое селение, жилище его — пещеры в горах. От Асраба до Кенджабада, а это селение округа Талькана, 6 фарсахов, от Кенджабада до Талькана 6 фарсахов, от Талькана до Кисхана, большого селения между двумя горами,5 фарсахов; от Кисхана до Аргина, населенного селения, 1 фарсах вдоль Мервской реки и далее 4 фарсаха по песчаному перевалу не трудному, а потом, по горам, частью каменистой дорогой. На (этом) перевале есть источник, (обложенный) камнями, вся дорога не трудна. От Аргина до замка Хут, процветающего селения в населенной равнине, 5 фарсахов. Это первое селение округа Фарьяба. От замка Хут до г. Фарьяба около 2 фарсахов; а оттуда до ал-Ка’ по пустыне, называющейся пустыней ал-Ка', 5 фарсахов, от города же Фарьяба до ал-Ка’ по пустыне больше этого, из-за подъемов и спусков — 9 фарсахов. (Ал-Ка’ — месте) удобное для остановки, в нем ханы и колодцы, оно принадлежит округу Джузджана и находится на равнине.

От ал-Ка' 9 фарсахов до Шабуркана по степи и... (Слово неразборчиво) а в нем много жителей, там мечеть, и он из (округа) Джузджана; от Шабуркана до Сидры, а она из округа Балха, 6 фарсахов; эта станция была безводной пустыней, там была только почтовая станция и ханы, когда же был год землетрясения в Хорасане, в окрестностях Мерва и Тохаристана, 203 (= 819) г., источник Сидры стал обильным от землетрясения, сделался большим источником, |211|   и вода его пошла в пустыню, а это пустыня, доходящая до Мерва и Амуля, в ней преобладают пески и камыш; (Так в рукописи; De Goeje предлагает читать «камни») (тогда) стало место, (где росли) деревья, селением с многочисленными пашнями и деревьями. От Сидры до Дастаджирды, селения, в котором много воды и жителей, б фарсахов; от Дастаджирды до Уда, а это большое селение, 4 фарсаха; от Уда до г. Балха 3 фарсаха по населенной местности. От г. Балха до Сияджирда, большого селения, 5 фарсахов; от Сияджирда до реки Балха —-Джейхуна— 7 фарсахов но пустыне. . .

* Тюрки — соседи Джурджана

|261| Из больших пограничных районов — район пограничных с тюрками, а им принадлежит пустыня, смежная с областью Джурджан, и из нее они (тюрки) выходят. Населейие его (Джурджана) построило там стену из жженого кирпича для защиты от их (тюрок) набегов. Тюрки победили их, и землей их правил царь из тюрок, по имени Сул, потом его (Джурджан) завоевали мусульмане.

(пер. С. Л. Волина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.