|
57. Ал-Хаким (386-411 г.). При вступлении на престол в Рамадане 386 г. ему было 11 лет и 5 месяцев. Этим воспользовались кетамяты — одно из магребинских племен, на которые опирались фатимиды, — и потребовали отставки многих знатных ту-рок, служивших при ал-'Азизе. Глава кетамитов, ал-Хасан-ибн-'Аммар, стал распоряжаться и устранять турок. Тогда правитель Дамаска, турок Банджу-текин, с которым списался евнух Барджеван, назначенный ал-'Азизом править государством, пошел с войском на Египет. Навстречу ему был выслан кетамит Абу-Темим Сулейман-ибн-Джафар-ибн-Фалах. Встреча произошла 4 Джумады I 387 г. около 'Аскалана. Банджу-текин был разбит, бежал в Дамаск, был выгнан оттуда населением и обратился с просьбой о пощаде к Абу-Темиму. Тот помиловал его и отослал в Каир, куда он и прибыл 22 Раджеба 387 г. (Яхъя, Ибн-ал-Асир, ал-Макризий, стр. 360-1, 511-12, 678-9 перев.). Будучи назначен правителем Сирии, Абу-Темим Сулейман-ибн-Джа'фар пошел в Табарию, а в Дамаск послал правителем своего брата 'Алия. Сначала дамаскинцы не пустили его, затем покорились, получив угрожающие письма от Абу-Темима, который вскоре прибыл в Дамаск. Затем он послал [843] своего брата 'Алия в Триполи сместить правителя Джейша-ибн-ас-Самсаму. Тот поехал в Египет и соединился с Барджеваном против ал-Хасана-ибн-'Аммара. Благодаря отсутствию значительного числа кетамитов с Абу-Темимом, ал-Хасан-ибн-'Аммар был побежден во время возникшей смуты и скрылся (После чего место Ибн-‘Аммара занял Барджеван, назначенный 27 Рамадана 387 г. (Хитат, II, 285,22)). Тогда Барджеван написал в Дамаск, его население восстало против Абу-Темима и кетамитов, произошла резня, и они бежали (Ибн-ал-Асир, IX, 83-4). Борьба между кетамитами и противной им партией благоприятствовала смутам в Сирии. Город Сур отказался повиноваться и сам выбрал себе правителя. Ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах, шейх тайитов, который был союзником Банджу-текина (ал-Макризий, стр. 678-9 перев.), воспользовался случаем, осадил Рамлу и стал опустошать Палестину. Барджеван послал в Сирию Джейша-ибн-ас-Самсаму. Тот остановился в Рамле и отправил войско к Суру. Город был взят, несмотря на греческий флот, отправленный царем Василием на помощь Суру. Тогда Джейш двинулся против Муфарриджа. Этот последний бежал, просил прощения и получил его (Ибн-ал-Асир, стр. 513-14 перев.). Ибн-ал-Асир не дает даты изложенных выше событий (Абу-Темим в Дамаскe, смуты в Сирии); он помещает их в главe о 386 г. Очевидно, все это произошло после битвы при 'Аскалане в Джумаде I 387 г. Дальше у Ибн-ал-Асира идет речь о перемирии, заключенном Барджеваном с румами на 10 лет. Об этом перемирии говорит и Яхъя; оно было заключено после похода царя Василия осенью и [844] зимой 999 г. по Р. X. = конец 389, начало 390 г. хиджры, следовательно в 390 г. Яхъя говорит еще, что посланный к царю партриарх Орест, заключив перемирие, пробыл в Константинополе 4 года и умер (стр. 362 перев.). Но в другом месте (стр. 357 перев.) Яхъя говорит, что Орест был назначен патриархом в 375 г. и патриаршил 20 лет; 16-й год его патриаршества приходится на 390 г. хиджры. Смуты в Сирии происходили в 388-9 годах. Вторично прощенный Муфарридж-ибн-ал-Джаррах (Бунтовавший уже в 371 г.; см. выше, стр. 838) все-таки не отказался от своего замысла овладеть Палестиной. О следующей его попытке, увенчавшейся на некоторое время успехом, сообщают Яхъя, Ибн-ал-Асир, Ибн-Халликан, Ибн-Халдун, Такий-ад-дин ал-Фасий и ал-Макризий (стр. 372-4, 514-5 и 518, 586-7 и 596-8, 635, 643-5, 682-4 перев.). 3 Зу-л-Ка'ды 400 г. ал-Хаким казнил отца, дядю и двух братьев Абу-л-Касима ал-Хусейна-ибн-'Алия ал-Магрибия (Ибн-Халликан, стр. 587 перев.). Абу-л-Касим бежал в Рамлу и свиделся там с захватившим этот город Хассаном-ибн-Муфарриджем, одним из сыновей тайитского шейха (ibid. 586 перев.). Следовательно, по Ибн-Халликану, в Зу-л-Ка'де 400 года Рамла была в руках джаррахидов. Но, по сведениям Яхъи, Ибн-ал-Асира и ал-Макризия (стр. 372, 514, 683 перев.), Рамла была взята джаррахидами при участии Абу-л-Касима после поражения магребин-ского войска, высланного из Египта для похода против Халеба (Ибн-ал-Асир, стр. 514 перев.). Абу-л-Касим посоветовал джаррахидам напасть врасплох [845] на это войско (ал-Макризий, стр. 683 перев.), которое шло под предводительством турка Яруха, захватившего с собой из Египта все свое имущество и драгоценности; кроме того, к войску присоединился богатый купеческий караван, шедший из Мекки (Яхья, стр. 372 перев.). Хассан-ибн-Муфарридж, его братья и отец соблазнились и внезапно напали на Яруха около Газзы, разбили его, ограбили и взяли в плен. После этого успеха Хассан подступил к Рамле и разослал по Палестине своих всадников для набега (Яхъя, ал-Макризий). От Рамлы бедуины были сначала отброшены ее гарнизоном, но, ободренные Абу-л-Касимом ал-Магрибием, взяли город и разграбили его. Битва при Газзе произошла до 12 Джумады II 401 г. (Барон В.Розен, Василий Болгаробойца, стр. 355), но после казни отца Абу-л-Касима, в Зу-л-Каде 400 г. — Ал-Хаким потребовал освобождения Яруха и предложил Муфарриджу за него 50000 золотых; но, узнав об этом, Абу-л-Касим успел уговорить Хассана-ибн-Муфарриджа убить Яруха (ал-Макризий, 683 перев.). Добившись окончательного разрыва джаррахидов с ал-Хакимом, Абу-л-Касим посоветовал им вызвать меккского эмира, Абу-л-Футуха, потомка 'Алия, и провозгласить его халифом. Абу-л-Футух сначала отказался приехать, ссылаясь на недостаток средств, но затем Абу-л-Касим убедил его захватит сокровища Ка'бы и присвоить себе наследство богатого купца; Абу-л-Футух, собрав средства, поехал в Рамлу и торжественно вступил в нее в субботу 23 Сафара 403 г. (Яхъя, стр. 373 перев.). Тогда ал-Хаким подкупил Хассана-ибн-Муфарриджа и его братьев громадной суммой денег. Узнав об этом и [846] опасаясь быт выданным ал-Хакиму, Абу-л-Футух вернулся в Мекку. По ан-Нувейрию (у ал-Фасия, стр. 645 перев.), он уехал в Раби' II 403 г. Южная Сирия продолжала оставаться в руках джаррахидов до Мухаррема 404 г. (Яхъя, стр. 374 перев.). Муфарридж-ибн-ал-Джаррах назначил патриархом иepycaлимским епископа Феофила и приказал отстроить храм Воскресения в Иерусалиме, разрушенный в Сафаре 400 г. (Яхъя, стр. 373 перев.). После отъезда Абу-л-Футуха в Мекку, джаррахиды недолго продержались в Палестине. Ал-Хаким снарядил войско и послал его под предводительством 'Алия-ибн-Джа'фара-ибн-Фалаха. Джаррахиды были выгнаны, их крепости и склады в горах шератских захвачены (Ибн-ал-Асир, стр. 516 перев.). Даты похода Яруха вышеперечисленные писатели не сообщают (Ал-Макризий говорит, что Хассан-ибн-Муфарридж отказался повиноваться ал-Хакиму в 401 году (Хитат, II, 287)). Выше мы отнесли его к промежутку между Зу-л-Ка'дой 400 г. и Джумадой II 401 г. Дату окончания господства джаррахидов в Палестине дает Яхъя: Мухаррем 404 г. В совершенном противоречии со всеми приведенными датами оказывается сообщаемая Ибн-ал-Асиром дата: он говорит, что 'Алий-ибн-Джа'фар, посланный для покорения джаррахидов, прибыл в Дамаск в Шеввале 390 г. Это не единственная ошибка Ибн-ал-Асира (Она повторяется у ас-Суютия, стр. 715, послед. строчки перев.) при изложении царствования ал-Хакима. По его сведениям, храм Воскресения в Иерусалиме был разрушен в 398 г. (стр. 515 перев.), между тем как Яхъя дает 400 г. Что касается положения христиан при ал-Хакиме, [847] то его правительство относилось к ним сначала, до 393 г., так же доброжелательно, как и предшествующий халиф, ал-'Азиз. С 393 начались преследования. Главные и почти единственные источники, сообщающие о положении христиан в это время — Яхъя и ал-Макризий. Остальные — Ибн-ал-Асир, ал-Мекин Ибн-Халликан, Абу-л-Фарадж, ас-Суютий, Ибн-Тагриберди — дают очень мало. Яхъя был современником ал-Хакима. Его сведения почти всегда сходятся с сообщениями ал-Макризия, что показывает, какими превосходными источниками пользовался этот последний. Данные о христианах разбросаны у ал-Макризия по обоим томам его объемистого сочинения "ал-Хитат". Только в одном месте у него есть связный рассказ о преследованиях. Этот рассказ (почти без дат) взят им из сочинения ал-Мекина (Начинается известием о яковитских церковных делах. Затем следует известие о болгарах, взятое, по бар. В. Р. Розену (Василий Болгаробойца, стр. 363), из ал-Мекина), в напечатанном тексте которого его, однако, нет. Ал-Мекин пользовался сочинением Яхъи, но в данном случае у него были еще другие источники, так как в сохранившемся у ал-Макризия рассказе есть известие о захвате церквей Шенуды и ал-Му'аллаки, которого у Яхъи нет. Остальные свои сведения ал-Макризий черпает из сочинений древних египетских писателей, на которых иногда и ссылается (См. выше, стр. 250 и след.). Ал-Хаким вступил на престол в Рамадане 386 г. В следующем месяце, Шеввале, Хусейн-ибн-Джаухар был назначен заведывать почтой и составлением указов. Своим заместителем он выбрал [848] христианина Абу-Мансура Бишра-ибн-'Убейдулла-ибн-Сурина (ал-Макризий, стр. 679-80 перев.). В том же месяце, Шеввале, везирь ал-'Азиза, христианин 'Иса-ибн-Нестурас, был схвачен Ибн-'Аммаром и в Сафаре 387 г. казнен (Яхъя, стр. 360 перев.). Когда же Ибн-'Аммар был низвергнут, то уполномоченным был назначен Барджеван (27 Рамадана 387 г.). Он взял себе в секретари хри-стианина Фехда-ибн-Ибрахима (ал-Макризий стр. 679 перев, и Хитат, II, 285,22). В 388 г. Крещение торжественно праздновалось в присутствии христианина Фехда-ибн-Ибрахима (ал-Макризий, стр. 660 перев.; это известие взято из сочинения ал-Мусаббихия). Выше мы видели, что в 367 г. публичное празднование Крещения было запрещено. К тому же 388 г., если не к концу 387, относится назначение Джейша-ибн-ас-Самсамы правителем Сирии; он заместил Абу-Темима Сулеймана-ибн-Джа’фар-ибн-Фалаха после низложения в Египте Ибн-'Аммара, преемником которого был с 27 Рамадана 387 г. Барджеван. К этому же времени относятся назначения: Фахла-ибн-Исма’ила правителем Сура, евнуха Ямена — правителем Газзы и 'Аскалана (ал-Макризий, стр. 679 перев.). Джейш-ибн-ас-Самсама скончался в Раби' II 390 г. В Четверг 25 Раби' II 390 г. ал-Хаким казнил евнуха Барджевана (Яхъя, стр. 362 перев.), а 13 Джумады I назначил на его место править государством ал-Хусейна-ибн-Джаухара, товарищем которого стал христианин Фехд-ибн-Ибрахим, бывший секретарь Барджевана (ал-Макризий, стр. 680 перев.). Яхъя не дает даты назначения ал-Хусейна. По изложению ал-Макризия видно, что главным лицом был [849] ал-Хусейн; Фехд на приемах стоял за ним (Хитат, II, 14-15). По словам Яхъи, они были равными. В Субботу Джумады II 390 г. скончался патриарх александрийский Илия. Ал-Хаким приказал выбрать ему преемником Арсения, дядю по матери сестры ал-Хакима, брата Иерусалимского патриарха Ореста. Арсений был посвящен в Понедельник 11 Раджеба 390 г. (Яхъя стр. 362-3 перев.). В 393 г. христиане-яковиты начали строить около Мисра в ар-Рашиде новую церковь. Мусульмане разрушили ее. Дело дошло до ал-Хакима. Он поручил рассмотреть его ал-Хусейну-ибн-Джаухару. Этот последний принял сторону христиан, вероятно под влиянием Фехда-ибн-Ибрахима. Но ал-Хаким отменил его решение и велел на месте церкви построить мечеть (Яхъя, ал-Макризий, стр. 364, 680-1 пер.). По ал-Мусаббихию, эту мечеть стали строить 17 Paби' II 393 г. (стр. 680 перев.). При этом были разрушены по соседству еще две церкви: одна яковитская, другая несторианская (стр. 681, 364 перев.), и перестроены в мечети. Изложенное выше известие (за исключением даты ал-Мусаббихия) взято ал-Макризием из сочинения Ибн-абу-Тая (ум. 630), который, как и ал-Мусаббихий, дает 393 г. Этот же год дает и Яхъя. Но в другом меcте ал-Макризий относит разрушение рашидских церквей к Раби' I 399 г. (стр. 682 перев.). Эта дата неверна. Тотчас за ней говорится о 394 г.; в той же статье ал-Макризия, в издании Вюстенфельда, вместо 399 — стоит 393 г. (Gesch. d. Copten, в Abhandl. d. kon. Gesell. der Wiss. zu Goettingen III т. стр. 44 арабского текста). [850] В Джумаде II 393 г. до сведения ал-Хакима довели жалобы на преобладание христиан в управлении, в особенности на Фехда-ибн-Ибрахима. По словам ал-Макризия, власть и богатства перешли в руки христиан, которые настолько возгордились, что мусульмане потеряли терпение (стр. 660, 680 перев.). Вспыльчивый ал-Хаким велел 8 Джумады II казнить Фехда-ибн-Ибрахима (ал-Макризий, стр. 680, прим. 3 пер.). Яхъя указывает на середу 7 Джумады I (стр. 363 перев.). Но в 393 г. 7 .Джумады I было Воскресенье, а 8 Джумады II — Среда. — В то же время правителем Табарии был назначен Марух. 14 Джумады II 393 г. были посажены в тюрьму писцы христиане, но через неделю освобождены и снова назначены на свои места, по просьбе христианина, Абу-л-Фатха Сахля-ибн-Машкара, врача ал-Хакима (Яхъя, стр. 363-4 перев.). В 393 г. патриархом яковитским был назначен Захария. При ал-Хакиме его бросили диким зверям на съедение, но он остался невредим (ал-Мекин, ал-Макризий, стр. 56S, 660 перев.). В Зу-л-Хиджже 393 г. (в тексте ал-Макризия 399 г., но это ошибка, о которой см. выше) были разрушены церкви в ал-Максе (стр. 681-2 перев). В 394 г., по ал-Макризию (стр. 682 перев.), ал-Хаким разрушил две церкви в ар-Рашиде; здесь, без сомнения, разумеются те две церкви, яковитская и несторианская, о разрушении которых говорят Ибн-абу-Тай и Яхъя вслед за сообщением о постройке в 393 г. мечети в ар-Рашиде (стр. 680-1, 364 перев.). По изложению этих последних можно было подумать, что разрушение этих двух церквей произошло в том же 393 г. в котором построена мечеть. [851] Ал-Макризий определяет точнее. Вслед за сообщением о разрушении двух церквей Яхъя говорит о разгроме в Kaире квартала румов и их двух церквей, после чего румы были переведены в другое место (стр. 364 перев.). В том месте своего сочинения, в котором ал-Макризий сообщает о разрушении в 394 г. двух церквей в ар-Рашиде (стр. 682 перев.), он прибавляет: и предписал (ал-Хаким) христианам одеваться в черный цвет и опоясываться кушаками, — относя, таким образом, и эту меpy к 394 г. Но в двух других местах ал-Макризий относит эту мepy к 395 г. (стр. 681 перев. и Хитат, II, 286), что подтверждает и Яхъя, называющий и день недели: пятница 17 Мухаррема 395 г. (стр. 364-5 перев.). Сведений о положении христиан в 396 и 397гг. у наших авторов нет. В 398 г. ал-Хаким запретил в Иерусалиме и в других местах украшать церкви и носить пальмовые ветви во время вербной недели. Эта мера была обнародована, по ал-Макризию (стр. 681 перев.), 10 Раджеба 398 г., в Вербное воскресенье. Яхъя (стр. 366 перев.) сообщает о той же мере под 398 годом, а затем говорит о конфискации завещанных церквам и монастырям с богоугодной целью имуществ, предписанной в Лазареву Субботу 10 Раджеба 398 г. В этом году 10 Раджеба началось в Субботу 20 Марта после заката солнца и продолжалось до заката его в Воскресенье 21 Марта. День недели в обеих датах верен. Но, по смыслу текста Яхъи, запрещение носить пальмовые ветви было издано до Вербной недели; по ал-Макризию — в последний ее день; первое вероятнее всего. О конфискации имуществ сообщает и [852] ал-Макризий, притом в двух местах (стр. 681 и стр. 682 перев.) (И еще: Хитат, II, стр. 268 под 398 годом). Из текста Яхъи мы узнаем, что до 398 г. во время вербной недели в Иерусалиме открыто ходили крестным ходом в сопровождении местного правителя со всей его свитой; в торжестве принимали участие и мусульмане с пальмовыми ветвями в руках (стр. 366-6 перев.). В этом же 398 году при воротах каирской джамии было сожжено множество крестов (ал-Макризий, стр. 681, 682, 661 перев. (На стр. 682 и 661 - без даты) и Хитат, II, 286). Яхъя о сожжении крестов умалчивает. Ибн-ал-Асир, ас-Суютий, Муджир-ад-дин (стр. 515-16, 715, 1259 перев.) сообщают, что в 398 г. ал-Хаким велел разрушить храм Воскресения в Иерусалиме. Но, по сведениям Яхъи, это произошло в 400 г. В 399 г., после Рамадана, на христианина, заведывавшего канцелярией по сирийским делам, и на многих других христиан-писцов был сделан до-нос. Их арестовали, жестоко пытали, так что большинство умерло от пытки, а некоторые приняли ислам (Яхъя, стр. 367 перев.). В этом же 399 г. приказано было христианам в банях носить крест, а евреям колокольчик. Это приказание исполнялось только некоторое время (Яхъя, стр. 367 перев.). В Раджебе 399 г. была разрушена в Дамаске, по приказанию ал-Хакима, церковь Богородицы (Яхъя, стр. 367 перев.). В этом же году, 18 Зу-л-Хиджжы, были разрушены в Мисре церковь Марии ал-Кантары и соседняя яковитская церковь Косьмы. Могилы были взрыты, и покойники [853] выброшены на съедение собакам (Яхъя, стр. 368 перев.). У ал-Макризия есть известие о разрушении в 399 г. церквей по дороге в ал-Макс и церкви в квартале румов (Хитат, II, 287). Известие о разрушении церквей в ал-Максе повторяется у него в другом месте (стр. 681-2 перев.), причем дается число и месяц: 19 Зу-л-Хиджжы 399 г. Но в этом месте, в виду последующего текста и параллельных ему мест, следует, как мы видели выше, читать не 399, а 393 г. Что касается известия о разрушении церкви в квартале румов, то оно напоминает сообщение Яхъи о разрушении квартала румов и их двух церквей. Это сообщение помещено у Яхъи (стр. 364 перев.) после известия о разрушении двух церквей в ар-Рашиде, что случилось, по свидетельству ал-Макризия (стр. 682 перев.) в 394 г. Ал-Макризий, однако, говорит о разрушении только одной церкви в квартале румов, а Яхъя — о разгроме всего квартала и двух церквей. Вероятно, известие ал-Макризия относится к новому кварталу румов, куда они были переведены после разрушения старого. Во Вторник 5 Сафара 400 г. был разрушен до основания храм Воскресения в Иерусалиме. Приказ был послан правителю Рамлы, Яруху, который отправил в Иерусалим для исполнения приказа своего сына Юсуфа и двух других (Яхъя, 368-9 перев.). Мы уже говорили выше, что Ибн-ал-Асир, ас-Суютий и Муджир-ад-дин ошибочно относят это событие к 398 г. (Ибн-Халликан дает 408 год (Стр. 596 перев.)). Ал-Макризий, как и Яхъя, относит разрушение храма Воскресения к 400 году (Хитат, II, 287). [854] Муджир-ад-дин сообщает (стр. 1259-60 перев.), что разрушение храма Воскресения имело целью прекратить совершавшееся в нем нисхождение огня в день Пасхи. Едва ли это так. Разрушению храма Воскресения предшествовало в 399 г. уничтожение целого ряда церквей в Египте и Дамаске. Это — последствия одной и той же причины. Во Вторник 8 Рамадана 400 г. был разрушен около Мисра монастырь ал-Кусайра; 12 Рамадана была разрушена церковь Марии в Дамиетте. В Зу-л-Ка'де был тайно убит патриарх Арсений (Яхъя, стр. 369-71 перев.; ал-Макризий, стр. 661 перев. — без даты — и Хитат, II, 287, под 400 годом). В этом же году стали строго следить за исполнением приказа 395 г. об одеянии зиммиев (Хитат, II, 287). 4-го Мухаррема 401 г. был отставлен от должности блюстителя государственных дел христианин ал-Кафи Мансур-ибн-'Абдун и вскоре казнен (Яхъя, стр. 371 перев.). Свой титул ал-Кафи он получил в 400 г. (ал-Макризий, стр. 682 перев.). Через несколько дней его преемником назначен другой христианин, Зер'а-ибн-'Иса-ибн-Нестурас (стр. 371 пер.). В Мухарреме 401 г. зиммиям приказано носить только черные поясы (Яхъя, стр. 371 перев.) В 401 г., 28 Джумады I, христианам запретили праздновать Крещение и погружаться в воду (ал-Мусаббихий, стр. 684-5 перев. и ал-Макризий, стр. 661 перев. без даты). У Яхъи это известие отсутствует. В Сафаре 401 г. было приказано сорвать кресты с церквей и стереть их изображения с наружных стен (Яхъя, стр. 376 перев). В Понедельник 12 Сафара, 408 г. скончался [855] христианин Зер'а-ибн-'Иса-ибн-Нестурас, исправлявший должность везиря при ал-Хакиме. В Пятницу 8 Раби' II того же года были изданы стеснительные для зиммиев предписания об их одеянии. Христианам приказано, между прочим, носить кресты сначала длиной в фитр (Фитр — расстояние между большим пальцем и указательным. — Еще: Хитат, II, 288, под 494 г.), потом длиной в пядень, а 15 Раби' того же года их размеры увеличены до локтя. Bcе писцы и врачи в Египте были, за немногими исключениями, христиане. Ал-Хаким задумал заменить их мусульманами, но уступил униженным мольбам сменяемых и оставил их. Однако немного спустя христиане подверглись преследованиям (Яхъя, стр. 374-7 пер). Эти преследования у Яхъи не датированы. Они начались в 403 г. и продолжались, по Яхъе (стр. 380 перев.), до Сафара 404 г., когда ал-Хаким разрешил христианам выселиться. По ал-Макризию (из ал-Мекина, стр. 662 перев.), церкви и монастыри были повсюду разрушены от 403 до конца 405 г. Синайский монастырь уцелел только благодаря подкупу (Яхъя, стр. 378-9 перев.). Описание всего, что перенесли христиане за этот промежуток времени, мы находим у Яхъи (стр. 375-80 перев.), ал-Макризия (стр. 661-3 перев.; Хитат, II, 287-8), Ибн-Халликана (стр. 596 перев.), ас-Суютия (стр. 715 перев.). Одна из мер ал-Хакима, упомянутая и у других писателей, у ал-Макризия датирована: в 404 г. ал-Хаким приказал евреям в банях носить колокольчик, а христианам — крест (стр. 679 перев.). Это приказание уже было дано, по Яхъе, в 399 г., но вскоре перестало исполняться (стр. 367 перев.). Яхъя говорит, что в 404 г. многим христианам [856] и евреям было разрешено выселиться в страну румов (стр. 380 перев.). По ал-Макризию (стр. 662 перев. и Хитат, II, 288), им было приказано выселиться. В 407 г., по сведениям Муджир-ад-дина, обвалилась часть купола ас-Сахры, а южный угол стен площади иерусалимской мечети дал трещину (стр. 1260-61 перев.; Ибн-ал-Асир, стр. 517 перев.). В 408 г. ал-Хаким снова обратил внимание на христиан и евреев и силой понуждал их принять ислам, а затем разрешил им выселиться в страну румов (Яхъя, стр. 381-2 перев.). По Ибн-Халликану (стр. 596 перев.), ал-Хаким в 408 году велел начертить над банями христиан кресты, а над банями евреев — изображение обрубков. В 411 году последовали облегчения. В Ша'бане этого года разрешено принявшим ислам во время гонения возвратиться в свою веру, приказано отстроить разрушенные церкви и возвратить их конфискованные заповедные имущества (Ибн-Халликан, стр. 596 перев.; ср. ал-Мекин и ас-Суютий, стр. 567, 715 перев.). Яхъя сообщает, что в 411 году синайскому монастырю были возвращены отнятые от него имения, а в Paби' II того же года настоятелю этого монастыря была дана грамота о восстановлении монастыря ал-Кусайра, около Мисра, о возвращении всего конфискованного имущества и об освобождении его имений от всяких поборов. Эта грамота приводится Яхъей полностью (стр. 382-385 перев.). В 410 г., в Рамадане, скончался Феофил, патриарх Иерусалимский. Его преемником был назначен, по воле ал-Хакима, один священник, греческий раб, Никифор. Он был посвящен в 411 г. хиджры, 10 Июля 1020 г. по Р. X. (Яхъя, стр. 382-3 пер.). [857] Ответственность за преследование христиан при ал-Хакиме нельзя всецело возлагать на фанатизм мусульман; оно было вызвано, отчасти, самими христианами. Во время царствования ал-Му'ызза и при ал-Хакиме до 393 года они пользовались чересчур большим влиянием при дворе, стали слишком могущественны и, естественно, вызвали негодование мусульман, разразившееся при постройке новой церкви в ар-Рашиде. Возвышению же христиан содействовала особого рода веротерпимость фатимидских халифов. Они не признавали, в душе, как и предводители карматов, никакой из существующих религий и исповедывали ислам только ради господства над мусульманами. Наиболее фанатичные приверженцы ал-Хакима даже провозгласили его божеством. С другой стороны, гонения при ал-Хакиме были также следствием его непостоянства и вспыльчивости, обусловленных расстройством его умственных способностей, от чего при нем пострадали не только христиане, но и мусульмане. |
|