Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

55. Ал-Му'ызз (358-365 г.). С 358 г. Египет и Сирия, следовательно и Палестина, находятся под властью фатимидов.

О завоевании ими Сирии у нас есть сообщения Яхъи, Ибн-ал-Асира, Ибн-Халликана, ал-Макризия, Ибн-Тагриберди (стр. 347-8, 499, 585, 670, 705-6 перев.).

Овладев Египтом, полководец Джаухар послал в Сирию Джа'фара-ибн-Фалаха. Тот сразился при Рамле с ихшидитом ал-Хасаном-ибн-'Абдуллой, взял его в плен, пошел на Табарию, правитель которой, Ибн-Мильхам (Чтение Вюстенфельда, Geschichte der Fatim. Chalifen, стр. 110), уже признал халифом ал-Му'ызза, а затем на Дамаск и покорил его.

Относительно дат Яхъя совершенно расходится с остальными (ал-Макризий точных дат не дает). По Яхье, Джа'фар-ибн-Фалах вышел из Египта в Сафаре 359 г., а Рамла была взята в Раби' II того же года (Месяцы показаны только в рукописи Порфирия, но не в парижской). Даты взятия Дамаска Яхъя не дает. [826]

По Ибн-ал-Асиру, Ибн-Халликану и Ибн-Тагриберди, борьба Ибн-Фалаха и ал-Хасана произошла в Зу-л-Хиджже 358 г. (На стр. 705, строчка 21 перев. Надо прибавить: “В Зу-л-Хиджже”), а хутба ал-Му'ыззу была прочитана в Дамаске, в Мухарреме 359 г. Эту последнюю дату Вюстенфельд (Op. Cit. 110, примеч. 1) считает неверной, потому что, если принять ее, то от битвы при Рамле до взятия Дамаска прошло не более 4 недель, а от взятия Дамаска до окончательного его замирения 16 Зу-л-Хиджжы 359 г. (по Ибн-ал-Асиру) прошел почти год, между тем как, по излoжeнию Ибн-ал-Асира, главные события, случившиеся в этом последнем промежутке, приурочиваются к трем последовательным Пятницам. Но у Ибн-Тагриберди (стр. 706 перев.) есть известие о двукратном покорении Дамаска: первый раз в Мухарреме 359 г., после чего Ибн-Фалах возвращается в Рамлу, дамаскинцы выгоняют его наместника, Икбаля, Джа'фар-ибн-Фалах вторично идет на Дамаск, осаждает его и покоряет в Зу-л-Хиджже (359 г.). Не относится ли дата Ибн-ал-Асира — 16 Зу-л-Хиджжы 359 г. — ко вторичному покорению Дамаска? В таком случае, в его тексте опущены возвращение Ибн-Фалаха в Рамлу и второй поход на Дамаск. Его изложение, действительно, таково, что между хутбой в Дамаске в Мухарреме 359 г. и замирением этого города после попыток к восстанию никак нельзя предположить промежуток более 3-4 недель; помещенная дата замирения — Зу-л-Хиджжа — является какой-то неожиданной, странной. Принимая показания Ибн-Тагриберди и пополняя, на их основании, текст Ибн-ал-Асира, мы получаем возможность объяснить и даты Яхъи. Если после [827] первого покорения Дамаска Ибн-Фалах вернулся в Рамлу, то не потому ли он так поступил, что в Зу-л-Хиджже 358 г. под Рамлой был разбит ал-Хасан-ибн-'Абдулла, но город не был взят? В таком случае взятие Рамлы могло случиться только после Мухаррема 359 г. — в Раби' II, по Яхъе. Ибн-ал-Асир и другие, стремясь сократить изложение, могли соединить два различные события, поражение и плен ал-Хасана и взятие Рамлы. Отвергая такое объяснение, надо отбросить или даты Яхъи, или даты остальных. Выбор нелегкий.

В 360 г. Джа'фар-ибн-Фалах послал из Дамаска войско под предводительством Футуха для завоевания Антиохии. Футух напрасно осаждал город 5 месяцев, после чего был отозван в Дамаск. где получилось известие о приближении кармата ал-А'сама (Яхья, стр. 348 перев.). Кармат, разбив Ибн-Фалаха, который пал в битвe (Яхья о смерти Ибн-Фалаха умалчивает), взял Дамаск. (Ибн-ал-Асир, Ибн-Тагриберди, Ибн-Халликан, Ибн-Халдун, ал-Макризий, стр. 500, 706, 585, 634, 671 перев.). По ал-Макризию (стр. 671 перев.), известие о вторжении кармата и о гибели Ибн-Фалаха получено в Египте в Шеввалe 360 г. По Ибн-Халликану (стр. 585 перев.), кармат одержал победу и убил Ибн-Фалаха в Четверг 6 Зу-л-Ка'ды 360 г. (День недели показан правильно). По Ибн-ал-Асиру (стр. 500 пер.), карматы овладели Дамаском и убили Ибн-Фалаха в Зу-л-Ка'де 360 г. Яхъя говорит о взятии Дамаска, но даты не дает. Предположив, что между битвой, в которой погиб Ибн-Фалах, и взятием Дамаска прошло некоторое время (чему тексты отнюдь не препятствуют), мы [828] объясним себе кажущееся противоречие между датой ал-Макризия и датами Ибн-ал-Асира и Ибн-Халликана: битва под стенами города произошла в Шеввале, а вскоре после нее — 6 Зу-л-Ка'ды — город был взят. У Ибн-ал-Асира и Ибн-Халликана оба события соединены под одной датой. По Ибн-Тагриберди (стр. 706-7 перев.), кармат, овладев Дамаском, оставил там правителем Залима-ибн-Маухуба, вернулся в Хаджар, но уже в следующем 361 г. снова появился в Сирии, вступил в Дамаск и пошел на Рамлу. Остальные об этом возвращении кармата в Хаджар умалчивают. Между тем из Египта был послан Са'ада-ибн-Хайян с войском; он пошел на Рамлу, но, узнав о приближении кармата, очистил ее и ушел в Яфу (ал-Макризий, Ибн-ал-Асир, стр. 671, 500-1 перев.). Кармат взял Рамлу, оставил отряд для осады Яфы, а сам двинулся в Египет. По ал-Макризию (Хитат, II, 138,2-3), карматы напали на Кульзум в Зу-л-Хиджже 360 г. и дошли до 'Айн-Шемса в Мухарреме 361 г. Если это так, то между взятием Дамаска 6 Зу-л-Ка'ды 360 г. и Кульзума в Зу-л-Хиджже слишком мало времени, чтобы счесть верным известие Ибн-Тагриберди о возвращении кармата в Хаджар, оттуда в Мосул и снова в Сирию (стр. 706-7 перев.). При 'Айн-Шемсе, около Мисра, в начале Раби' I 361 г. кармат был разбит и бежал в Рамлу (Яхъя, стр. 348 перев.; ал-Макризий, Хитат, II, 138). Затем, по Яхъе (стр. 348 перев.), Джаухар послал в Сирию своего племянника, Ибрахима (Ибн-ал-Асир (VIII, 470): Абу-Махмуд Ибрахим-ибн-Джафар (см. стр. 1101, примеч. 1 перев.). Якут (ibid.) показывает его ал-Кинанием (чит.: ал-Кетамий). У Вюстенфельда (Gesch. D. Fat. Chal.) в одном месте (стр. 115): Ибрахим, сын сестры Джаухара, а в другом (стр. 122) – Ибрахим-ибн-Джафар-ибн-Фалах. Если все эти сведения верны, то Джафар-ибн-Фалах был женат на сестре Джаухара), но в сражении с карматами [829] магребинцы бежали и вернулись в Миср в Рамадане 361 г. По Ибн-ал-Асиру (стр. 501 перев.), разбитые в Египте карматы расположились в Рамле и стали осаждать Яфу. Посланные из Египта в Яфу корабли с провиантом были захвачены карматами. По ал-Макризию (стр. 671 перев.), в 361 г. полководец фатимидов Са'ада-ибн-Хайян взял Рамлу, но, узнав о приближении кармата, бежал в Египет, где и умер 25 Мухаррема 362 г.

В виду возрастающего могущества карматов, Джаухар написал ал-Му'ыззу, прося его приехать в Египет (Wuestenfeld op. cit. 116). Ал-Му'ызз вступил в Александрию в Ша'бане 362 г., а в Каир 5 Рамадана (Ибн-Тагриберди, II, 443; Ибн-ал-Асир, VIII, 457). В следующем (363) году кармат пошел на Египет и расположился при 'Айн-Шемсе; с ним в союзе был Хассан-ибн-Джаррах, вождь тайитов. Не видя возможности по-бедить иначе, ал-Му'ызз подкупил Хассана, и тот бежал во время сражения. .Карматы были разбиты — по Яхъе, 5 Ша'бана 363 г. (стр. 349, примеч. 1 перев.) и бежали в Азри'ат и в ал-Ахсу. Вслед за ними был послан Абу-Махмуд Ибрахим-ибн-Джа'фар с 10 тысячами; но, опасаясь возвращения карматов для нападения на него, он шел медленно. Когда же получилось известие, что карматы ушли из Сирии, ал-Му'ызз послал в Дамаск Залима-ибн-Маухуба; к нему вскоре присоединился Ибрахим. Палестина снова очутилась под властью фатимидов (Ибн-ал-Асир, VIII, 469-470).

Ибн-Халдун (стр. 633 - 5 перев.) сообщает о [830] трех походах кармата ал-А'сама в Сирию. Во время первого он взял Дамаск, убил Джа'фара-ибн-Фалаха, осадил Джаухара в Мисре и, наконец, был обращен в бегство (битва в начале Раби' I 361 г. по Яхъе и ал-Макризию). Третий поход после прибытия ал-Му'ызза в Египет; ал-А'сам разбит при Бильбейсе, после чего ал-Му'ызз овладел Сирией. Что касается второго похода (ал-А'сам идет в Сирию, не доходит до Сура, Джаухар подкупает бедуинов, ал-А'сам обращен в бегство), то другие писатели о нем умалчивают. По Ибн-Халдуну, это было в 361 или 362 г. Но, по Яхъе, в 361 г. войско Ибрахима, посланного вслед за карматами после их поражения (первого) в Египте, бежало и вернулось в Миср в Рамадане 361 г.; а по ал-Макризию, в 361 г. посланный из Египта Са'ада-ибн-Хайян, хотя взял Рамлу, но, узнав о приближении кармата, бежал в Египет, где и умер 25 Мухаррема 362 г. Дату вступления ал-Му'ызза в Каир Ибн-Халдун дает неверную: 363 г. (см. выше).

В занятом магребинцами Дамаске вскоре произошли беспорядки и схватки между жителями города и грабившими их войсками. В 364 г. туда был послан евнух Райян, водворить порядок. Воевода Ибрахим должен был удалиться в Рамлу (Ибн-ал-Асир, VIII, 470-2). К числу поступков магребинцев, вызвавших негодование дамаскинцев, относится арест в Рамадане 363 г. и казнь праведника Ибн-ан-Набулусия. Он предпочитал карматов фатимидам, при приближении этих последних бежал из Рамлы в Дамаск, был схвачен и послан в Египет, где ал-Му'ызз приказал содрать с него кожу (Якут, стр. 1101 пер.; Ибн-ал-Асир, VIII, 470). [831]

В 364 г. появился в Сирии бежавший из Ирака воевода Алф-текин. Недовольные магребинцами дамаскинцы просили его избавить их. В Ша'бане 364 г. Алф-текин вступил в Дамаск и прочитал хутбу 'аббасидскому халифу ат-Таи'. Дамаскинцы были очень довольны новым своим правителем, обуздавшим беспокойных бедуинов, грабивших область. Ал-Му'ызз старался переманить Алф-текина на свою сторону, но тот не поддавался. Тогда ал-Му'ызз собрался было в поход в Сирию, но в Раби' II 365 г. скончался (Ибн-ал-Асир, VIII, 483 и след.; ал-Макризий, стр. 472-4 перев.).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.