В Мухарреме 349 г., при получении в
Египте известий об успехах Льва Фоки в Диарбекре
и Сиpии, и в Сафаре 350 г., при известии о взятии
Фокой Крита, взволнованная мусульманская чернь в
Мисре разграбила и осквернила несколько церквей.
Сперва толпа намеревалась, по-видимому,
отомстить только мелькитам, но затем от нее
пострадали и яковиты и несториане (Яхъя, стр. 335-6
перев.). По всей вероятности, подобные же
беспорядки происходили и в Палестине и в Сирии,
но о них у нас известий нет. Отметим, во всяком
случае, что успехи [822] греков
распаляли фанатизм мусульман и ухудшали
положение их единоверцев во владениях халифов.
В Мухарреме 350 г. была построена джамия
в ал-Джизе (около Мисра). Столбы для нее были
похищены из одной церкви джизехского округа
(ал-Ма-кризий, стр. 669 перев.).
В 351 г. на окраине Палестины, в пустыне
аш-Шерат, возмутился бунтовщик из племени Сулейм,
угрожавший и Сирии. В конце года он был захвачен в
плен и 6 Зу-л-Кады 351 г. привезен в Миср (Яхъя, стр.
336-7 перев.).
В 354 г. множество людей бежало в Дамаск,
Рамлу и другие города, спасаясь от нашествия
греков и от голода в северной Сирии (Там,
по известиям Ибн-ал-Асира, ели собак и падаль (VIII,
414). Такое переполнение Палестины
озлобленными против греков мусульманами
возбудило фанатизм населения и повело в
следующем году к разгрому церкви Воскресения в
Иерусалиме и yбиению патриapxa (Яхъя, стр. 338 перев.) (Греки, взяв в 354 г. Тарс, обратили
соборную мечеть в конюшню и сожгли кафедру.
(Ибн-ал-Асир, VIII, 15))
11-го Мухаррема 355 г. скончался
'Алий-ибн-ал-Ихшид; его перенесли в Иерусалим и
похоронили рядом с отцом и братом. Египтом, Cирией
и Хиджазом стал править евнух Кафур от имени
халифа ал-Мути' (Яхъя, стр. 339 перев.;
Ибн-Тагриберди, II, 354-5).
В правление Кафура, 5 Джумады II 355 г.,
были разорены церковь Воскресения и церковь
Сионская в Иерусалиме, а патриарх на следующий
день убит. Раздраженная уже в предшествующем
году успехами [823] греков
мусульманская чернь воспользовалась распрей
патриарха с правителем Иерусалима,
Мухаммедом-ибн-Исма'илом ас-Синаджием, не
перестававшим вымогать от него деньги, несмотря
на предписания правителя Сирии,
ал-Хасана-ибн-'Абдулла-ибн-Тугджа (см. подробный
рассказ у Яхъи, стр. 339-342 пер.). Из сообщения об
этом событии мы узнаем, что, по обычаю, патриарх
должен был по праздникам одарять власти. Высшее
начальство защищало христиан; правитель Сирии
посылает одного из своих воевод для охраны
патриарха и христиан.
Как и в 328 г. — при разрушении церквей в
'Аскалане, евреи в Иерусалиме помогали
мусульманам, разрушая и опустошая их еще больше.
После убийства Иоанна, патриархом
Иерусалимским был назначен один из жителей
Кайсарии, Хабиб Абу-Сахль, нареченный
Христодулом. Он восстановил двери церкви
Воскресения, возобновил алтарь, начал
обстраивать церковь, но вскоре умер (Яхъя, стр. 341-2
перев.).
В 356 г., 10-го Джумады II был убит патриарх
Антиохийский Христофор. Его убиение было вызвано
завистью некоторых старшин антиохийских, не
прощавших патриарху влияния, которое он имел на
Сейф-ад-даулу, и, вероятно, желанием ограбить
патриаршую казну. Однако их замысел, быть может, и
не был бы приведен в исполнение, так как у
патриарха были искренние друзья, знатные
мусульмане, если бы не прибытие в Антиохию пяти
тысяч хорасанцев, которые шли в поход против
греков и были, без сомнения, достаточно
возбуждены против христиан. Этими хорасанцами
воспользовался главный враг патриapxa, Ибн-Маник,
обвинив его в злоумышленном [824]
сношении с греками и предательстве. Хорасанцы
зарезали Христофора ночью, в доме Ибн-Маника; на
утро этот последний ограбил патриархию и церковь
Касьяна, причем казначея подвергли пытке,
понуждая его выдать спрятанные сосуды (Яхъя, стр.
343-346 перев.). Затем престол антиохийский
оставался незанятым два года и 9 месяцев (стр. 346
перев.).
Правителем Сирии (Дамаска и Палестины)
при Кафуре (355-7 г.) был
ал-Хасан-ибн-'Абдулла-ибн-Тугдж (Яхъя, стр. 339
перев.). Он жил в Рамле (ibid., стр. 340 перев.).
В Джумаде I (Хитат, I, 330) или II (Wuestenfeld, Geschichte der Fatimiden-Chalifen; 104) 357 г.
Кафур скончался. Его преемником был провозглашен
ихшидит Абу-л-Фаварис Ахмед.
Вскоре после этого карматы вторглись в
Сирию, овладели Дамаском и его округами, заняли
Палестину и подошли к Рамле. Здесь 3 Зу-л-Хиджжы 357
г. произошло большое сражение под стенами города.
Египетские войска были разбиты, ал-Хасан:ибн-Абдулла
бежал и в Мухарреме 358 г. прибыл в Миср (Яхъя, стр.
346 перев.). Карматы два дня опустошали Рамлу, взяли
125000 динаров выкупа и увели много пленных.
Прибыв в Египет, ал-Хасан-ибн-'Абдулла
сначала арестовал везиря Абу-л-Фадла
Джа'фара-ибн-ал-Фурата, который поссорился с
войсками из-за жалования, но потом освободил его,
передал ему управлeниe и 1-го Paби' II 358 г. удалился в
Сирию (Ибн-Халликан, стр. 584, 595 перев.). в качестве
правителя Дамаска (Ибн-Тагриберди, стр. 705 перев.).
Для того, чтобы обезопасить себя от нашествия [825] карматов, он согласился
платить им ежегодно 300 тысяч динаров (Ибн-ал-Асир,
стр. 500 перев.; Ибн-Халдун, т. IV, 50). В Дамаске
ал-Хасан-ибн-'Абдулла пробыл недолго, около
четырех месяцев. В Ша'бане 358 г. войска фатимидов
заняли Египет, и в этом же месяце ал-Хасан уехал
из Дамаска в Рамлу, на встречу фатимидского
полководца Ибн-Фалаха (Ибн-Тагриберди, стр. 705
перев.).
В 358 г., 28 Сафара, Христодул, патриарх
Иepyсалимский, скончался в Мисре, куда ездил,
вероятно, хлопотать о восстановлении церкви
Воскресения. Его преемником назначен Фома.