Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

В Мухарреме 349 г., при получении в Египте известий об успехах Льва Фоки в Диарбекре и Сиpии, и в Сафаре 350 г., при известии о взятии Фокой Крита, взволнованная мусульманская чернь в Мисре разграбила и осквернила несколько церквей. Сперва толпа намеревалась, по-видимому, отомстить только мелькитам, но затем от нее пострадали и яковиты и несториане (Яхъя, стр. 335-6 перев.). По всей вероятности, подобные же беспорядки происходили и в Палестине и в Сирии, но о них у нас известий нет. Отметим, во всяком случае, что успехи [822] греков распаляли фанатизм мусульман и ухудшали положение их единоверцев во владениях халифов.

В Мухарреме 350 г. была построена джамия в ал-Джизе (около Мисра). Столбы для нее были похищены из одной церкви джизехского округа (ал-Ма-кризий, стр. 669 перев.).

В 351 г. на окраине Палестины, в пустыне аш-Шерат, возмутился бунтовщик из племени Сулейм, угрожавший и Сирии. В конце года он был захвачен в плен и 6 Зу-л-Кады 351 г. привезен в Миср (Яхъя, стр. 336-7 перев.).

В 354 г. множество людей бежало в Дамаск, Рамлу и другие города, спасаясь от нашествия греков и от голода в северной Сирии (Там, по известиям Ибн-ал-Асира, ели собак и падаль (VIII, 414). Такое переполнение Палестины озлобленными против греков мусульманами возбудило фанатизм населения и повело в следующем году к разгрому церкви Воскресения в Иерусалиме и yбиению патриapxa (Яхъя, стр. 338 перев.) (Греки, взяв в 354 г. Тарс, обратили соборную мечеть в конюшню и сожгли кафедру. (Ибн-ал-Асир, VIII, 15))

11-го Мухаррема 355 г. скончался 'Алий-ибн-ал-Ихшид; его перенесли в Иерусалим и похоронили рядом с отцом и братом. Египтом, Cирией и Хиджазом стал править евнух Кафур от имени халифа ал-Мути' (Яхъя, стр. 339 перев.; Ибн-Тагриберди, II, 354-5).

В правление Кафура, 5 Джумады II 355 г., были разорены церковь Воскресения и церковь Сионская в Иерусалиме, а патриарх на следующий день убит. Раздраженная уже в предшествующем году успехами [823] греков мусульманская чернь воспользовалась распрей патриарха с правителем Иерусалима, Мухаммедом-ибн-Исма'илом ас-Синаджием, не перестававшим вымогать от него деньги, несмотря на предписания правителя Сирии, ал-Хасана-ибн-'Абдулла-ибн-Тугджа (см. подробный рассказ у Яхъи, стр. 339-342 пер.). Из сообщения об этом событии мы узнаем, что, по обычаю, патриарх должен был по праздникам одарять власти. Высшее начальство защищало христиан; правитель Сирии посылает одного из своих воевод для охраны патриарха и христиан.

Как и в 328 г. — при разрушении церквей в 'Аскалане, евреи в Иерусалиме помогали мусульманам, разрушая и опустошая их еще больше.

После убийства Иоанна, патриархом Иерусалимским был назначен один из жителей Кайсарии, Хабиб Абу-Сахль, нареченный Христодулом. Он восстановил двери церкви Воскресения, возобновил алтарь, начал обстраивать церковь, но вскоре умер (Яхъя, стр. 341-2 перев.).

В 356 г., 10-го Джумады II был убит патриарх Антиохийский Христофор. Его убиение было вызвано завистью некоторых старшин антиохийских, не прощавших патриарху влияния, которое он имел на Сейф-ад-даулу, и, вероятно, желанием ограбить патриаршую казну. Однако их замысел, быть может, и не был бы приведен в исполнение, так как у патриарха были искренние друзья, знатные мусульмане, если бы не прибытие в Антиохию пяти тысяч хорасанцев, которые шли в поход против греков и были, без сомнения, достаточно возбуждены против христиан. Этими хорасанцами воспользовался главный враг патриapxa, Ибн-Маник, обвинив его в злоумышленном [824] сношении с греками и предательстве. Хорасанцы зарезали Христофора ночью, в доме Ибн-Маника; на утро этот последний ограбил патриархию и церковь Касьяна, причем казначея подвергли пытке, понуждая его выдать спрятанные сосуды (Яхъя, стр. 343-346 перев.). Затем престол антиохийский оставался незанятым два года и 9 месяцев (стр. 346 перев.).

Правителем Сирии (Дамаска и Палестины) при Кафуре (355-7 г.) был ал-Хасан-ибн-'Абдулла-ибн-Тугдж (Яхъя, стр. 339 перев.). Он жил в Рамле (ibid., стр. 340 перев.).

В Джумаде I (Хитат, I, 330) или II (Wuestenfeld, Geschichte der Fatimiden-Chalifen; 104) 357 г. Кафур скончался. Его преемником был провозглашен ихшидит Абу-л-Фаварис Ахмед.

Вскоре после этого карматы вторглись в Сирию, овладели Дамаском и его округами, заняли Палестину и подошли к Рамле. Здесь 3 Зу-л-Хиджжы 357 г. произошло большое сражение под стенами города. Египетские войска были разбиты, ал-Хасан:ибн-Абдулла бежал и в Мухарреме 358 г. прибыл в Миср (Яхъя, стр. 346 перев.). Карматы два дня опустошали Рамлу, взяли 125000 динаров выкупа и увели много пленных.

Прибыв в Египет, ал-Хасан-ибн-'Абдулла сначала арестовал везиря Абу-л-Фадла Джа'фара-ибн-ал-Фурата, который поссорился с войсками из-за жалования, но потом освободил его, передал ему управлeниe и 1-го Paби' II 358 г. удалился в Сирию (Ибн-Халликан, стр. 584, 595 перев.). в качестве правителя Дамаска (Ибн-Тагриберди, стр. 705 перев.). Для того, чтобы обезопасить себя от нашествия [825] карматов, он согласился платить им ежегодно 300 тысяч динаров (Ибн-ал-Асир, стр. 500 перев.; Ибн-Халдун, т. IV, 50). В Дамаске ал-Хасан-ибн-'Абдулла пробыл недолго, около четырех месяцев. В Ша'бане 358 г. войска фатимидов заняли Египет, и в этом же месяце ал-Хасан уехал из Дамаска в Рамлу, на встречу фатимидского полководца Ибн-Фалаха (Ибн-Тагриберди, стр. 705 перев.).

В 358 г., 28 Сафара, Христодул, патриарх Иepyсалимский, скончался в Мисре, куда ездил, вероятно, хлопотать о восстановлении церкви Воскресения. Его преемником назначен Фома.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.