48. Ал-Му'тадыд (279-286 г.). В 279 г.
патриархом антиохийским был назначен Симеон
(Евтихий, стр. 288 перев.). — В 281 г. христианин
Хусейн-ибн-'Амр был назначен войсковым казначеем
и управляющим имениями сына халифа, 'Алия,
которому были даны в управление Казвин. Зенджан,
Абхар, Кумм, Хамадан и Динавер; в 286 г. тот же 'Алий
был назначен правителем Киннесрйна, ал-'Авасима и
ал-Джезиры. Христианин Хусейн продолжал служить
у него и пользовался таким влиянием, что
мусульмане целыми рядами вставали перед ним.
Когда 'Алий, под именем ал-Муктефи, вступил на
престол, Хусейну было поручено привести к
присяге находившихся в лагере 'Aлия (ат-Табарий
стр. 1403-4 пер. (Там же стихотворение
против Хусейна)). — В 284 г. евнух-христианин [805] придворного врача
христианина был арестован по обвинению в
поношении пророка. Это случилось 3 Раби' I; народ
стал требовать применения закона. Но до 17 Раби' I
еще ничего, по-видимому, не было сделано. Тогда
чернь собралась, и беспорядок дошел до того, что
толпа ворвалась во дворец халифа. Тот послал
приказание Юсуфу, бывшему судьей, разобрать дело;
Юсуф едва спасся от ломившейся к нему черни.
Затем обвиненный евнух пропал без вести (стр. 1403
пер. и Т. SIII, 2161-2) (***).
Мы видим из этих сообщений, что
отношение правивших классов к христианам было
скорее покровительственным, чем враждебным. Но
указы ал-Мутеваккиля, хотя бы и потерявшие свою
силу, и учение факихов фанатиков начали
приносить свои плоды. И при ал-Му'тамиде, и при
ал-Му'тадыде чернь стала пропитываться
ненавистью к иноверцам. Знаменательно, что
провинившийся евнух в течение двух недель не был
предан суду. Едва ли это можно объяснить иначе,
как веротерпимостью ал-Му'тадыда и влиянием на
него придворных христиан.
При этом халифе Палестина, как и Сирия,
находилась под властью тулунидов; до 282 г. правил
Хамаравейхи; от 282 по 283 — Джейш-ибн-Хамаравейхи, а
от 283 года Сирия повиновалась
Харуну-ибн-Хамаравейхи, до вступления в нее
Мухаммеда-ибн-Сулеймана в 292 г.
|