|
4. Ферва-ибн-'Амр. — Ибн-Са'д передает о Ферве со слов ал-Вакидия (стр. 31-2), со слов ал-Мада'иния (стр. 34-5) и со слов Хишама-ибн-Мухаммеда ал-Кельбия (стр. 38). Существуют две редакции сказания о Ферве. [325] Первая имеется у Ибн-Исхака (Wuestenfeld, das Leben Muhammed's nach Ibn-Ishak, стр. 958 арабск. текста). Вторая приводится у Ибн-Са'да со слов ал-Мада'иня (стр. 34-5). В редакции Ибн-Исхака имя Фервы полнее, но нет имени посла его. Местопребыванием Фервы указан Му'ан; из посланных подарков упомянут только белый мул. При этой редакции есть стихи Фервы. Другая редакция, ал-Мада'иния, дает менее полное имя Фервы, но зато содержит имя посла его, целый перечень подарков, письмо Мухаммеда Ферве; этого всего в редакции Ибн-Исхака нет. Стихов Фервы в редакции ал-Мада'иния нет. С редакцией Ибн-Исхака совпадает редакция, принятая Хишамом-ибн-ал-Кельбием (стр. 38), но в этой последней опущена большая часть стихов, кроме стиха: "дай знать вождям верующих" и т. д. С редакцией же ал-Мада'иния (стр. 34-5) весьма схожа редакция ал-Вакидия (стр. 31-2), но в этой последней есть пропуски и сокращения. Судя по иснаду стр. 38, Хишам-ибн-ал-Кельбий не пользовался Ибн-Исхаком, но они оба пользовались одним и тем же источником. Ибн-Исхак не называет его, Ибн-ал-Кельбий называет одного джузамита. Точно так же ал-Мада'иний и ал-Вакидий пользовались одним и тем же источником; по иснаду стр. 38 сведения ал-Мада'иния получены от одного джузамита. Таким образом oбе редакции восходят к джузамитам, сородичам Фервы-ибн-'Амра ал-Джузамия. Первая редакция в более полном виде, по-видимому, У Ибн-Исхака, в сокращенном у Ибн-ал-Кельбия (стр. 38). Вторая в более полном виде у [326] ал-Мада'иния, в сокращенном у ал-Вакидия (стр. 31—32); этот последний опустил: перечень подарков, письмо Мухаммеда Ферве и разговор царя румов с Фервой (ср. 34-5 и 31-2). У Ибн-ал-Кельбия нет ни первого стихотворения (6 стихов) Фервы, ни второго (2 стиха), но есть стих: "дай знать вождям" и т. д. В виду стремления Ибн-Исхака вносить в свое сочинение как можно больше стихов, естественно предположить, что недостающие у Ибн-ал-Кельбия стихи принадлежат не общему его и Ибн-Исхака источнику, но другому; иначе говоря, эти пропущенные Ибн-ал-Кельбием стихи — вставка Ибн-Исхака в редакцию, которой он пользовался. Если это так, то редакция Ибн-ал-Кельбия вполне совпадает с той, которой пользовался Ибн-Исхак. Самое крупное различие между редакциями Ибн-Исхака и ал-Мада'иния состоит в том, что первый местопребыванием Фервы называет Му'ан и его окрестности, что в земле Сирийской; второй — 'Амман, что в земле ал-Белька. Так как Ферва был "правитель от имени румов тех арабов, которые жили в их соседстве (стр. 34, 21 и Wuestenfeld, Ibn-Ishak, 958)", то вероятнее предположить, что он находится в 'Аммане, столице ал-Белька, а не на окраине населенной арабами местности, в Му'ане. В письме Амман *** и *** легко смешать. По-видимому, первоначальное начертание читалось ***. Это начертание подверглось изменению по двум направлениям: одни вместо *** читали ***; другие, сохранив чтение ***, заменили неопределенное выражение **** более определенным ***. Но в таком случае разногласие обеих редакций исчезнет; они будут [327] отличаться только большим или меньшим числом подробностей либо пропущенных, либо добавленных из других источников. Мы думаем, что на самом деле это именно так и было. В выражении ал-Мада'иния (стр. 34, 22): "в 'Аммане, что в земле ал-Белка, или в Му'ане", слова "или в Му'ане" принадлежат либо ал-Мада'инию — в таком случае, признавая чтение 'Амман за правильное, он упоминает о неодобряемом им разночтении (следовательно, он знал, что Му'ан не в ал-Белька) — либо позднейшему переписчику. Ал-Бекрий (ум. 487 г.) берет свое сказание о Ферве из сочинения Ибн-Са'да (см. стр. 910, примеч. 4). Якут (ум. 627 г.) о Ферве говорит в статье об 'Ифре (стр. 1065-6) и, по его собственным словам, списывает Ибн-Исхака. что подтверждается сличением обоих текстов. У ат-Табария о Ферве-ибн-'Амре сведений нет, вероятно, потому, что ат-Табарий пользовался текстом Ибн-Исхака в передаче Саламы, а не Ибн-Хишама. У Ибн-ал-Асира есть сказание о Ферве (Усуд-ал-Габе, IV, 178) со слов Ибн-Исхака, но по редакции не Саламы, а Юнуса-ибн-Букейра (ум. 199 г.; см. Зех. Class. p. I, 71). У Ибн-ал-Асира, в его Истории (II, 226) о Ферве сообщается то же, что и у Ибн-Исхака (изд. Wuestenfeld. 958). Опущены только 3 стиха и ссылка на аз-Зухрия. Источника своего Ибн-ал-Асир в своей Истории не называет; но в Усуд-ал-Габе, IV, 178, передавая то же самое известие (с опущением 3 стихов, имеющихся в Истории), он называет Ибн-Исхака в передаче Юнуса-ибн-Букейра. В этой редакции [328] Ибн-Исхака дед Фервы назван *** вместо *** редакции Ибн-Хишама. Кроме редакции Ибн-Исхака у Ибн-ал-Асира есть (Усуд-ал-Габе, IV, 178) еще известие о Ферве без обозначения источника, с 'Амманом вместо Му'ана и с заменой слов *** редакции ал-Мада'иния (34-5) и ал-Вакидия (31-2) словом ***, находящимся у Ибн-ал-Кельбия (38) и Ибн-Исхака. Дед Фервы назван: ***. Из сравнения текстов Ибн-Хишама, ат-Табария и Ибн-ал-Асира следует, что в редакции Саламы сказания о Ферве не было. Ан-Нававий (ум. 676 г.) свои данные о Ферве взял из Усуд-ал-Габе Ибн-ал-Асира, которого он и упоминает, и из Ибн-Исхака, которого тоже называет (стр. 578). |
|