Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

39. Ал-Ма'мун (198-218 г.). До 204 года власть нового халифа не могла считаться упроченной; ему приходилось бороться против целого ряда претендентов на престол и усмирять восстания, — то арабов, недовольных пристрастием ал-Ма'муна к персам (См. ат-Табарий, стр. 239 перев.; Ибн-ал-Асир, VI, 216), то сторонников 'Аббасидов, недовольных назначением наследником престола 'Алида 'Алия-ибн-Мусы ар-Рида. Только в 204 г. ал-Ма'мун вступил в Багдад. В 206 г. он послал 'Абдуллу-ибн-Тахира воевать против Насра-ибн-Шабаса, овладевшего северной Месопотамией (Т. SIII, 1045; Ибн-ал-Асир, VI, 257; ал-Я'кубий, стр. 119 перев.). После пятилетней борьбы, в 209 г., Наср сдался, был отправлен к халифу и прибыл в Багдад 7 Сафара 210 г. (Т. SIII, 1067, 1073; Ибн-ал-Асир, VI, 274-5. По ал-Я'кубию (изд. Houtsma, II, 560), Наср сдался в 210 г.). После этого 'Абдулла-ибн-Тахир был отправлен в Сирию и Египет для умиротворения этих стран. По ат-Табарию и Ибн-ал-Асиру, .'Абдулла покорил Египет в 210 г., в том же году выгнал испанских мусульман, овладевших Александрией, а в 211 г. возвратился в Багдад (Т. SIII, 1086, 1091, 1098; Ибн-ал-Асир, VI, 279-80, 281). Но ат-Табарий оговаривается, говоря, что по другим cведениям сдача 'Абдулле захватившего в свои руки власть в Египте Ибн-ас-Серия состоялась 24 Сафара 211 г. и в том же году — взятие Александрии (Т. SIII, 1093, 1091). По Ибн-Тагриберди, Ибн-ас-Серий сдался в конце Сафара 211 г., 'Абдулла-ибн-Тахир въехал в Миср в Раби' I того же года, а пошел на Александрию против Испанцев 1 Сафара 212 г. (Изд. Juynboll, I, 594, 606, 607). По ал-Я'кубию, Ибн-ac-Cepий сдался 19 Сафара 211 г., Александрия же была отнята у Испанцев в 212 г. (Изд. Houtsma, II, 561). Мы думаем, [766] что следует предпочесть те данные, по которым Ибн-ас-Серий сдался в Сафаре 211 г. (ал-Я'кубий, Ибн-Тагриберди, один из источников ат-Табария). По ат-Табарию, покорившийся Наср-ибн-Шабас прибыл в Багдад в Сафаре (2-й месяц года) 210 г. После этого прошло некоторое время, пока 'Абдулла-ибн-Тахир съездил в Багдад и был снаряжен ал-Ма'муном для похода в Египет (Ибн-Тагриберди, I, 593, 611,8-9). Затем, по ал-Я'кубию, 'Абдулла стал объезжать Сирию, город за городом, укрощать восставших, рассматривать нужды городов и т. д. (Стр. 119 перев.). Все это потребовало немало времени, так что 'Абдулла едва ли дошел до Египта ранее последних месяцев 210 года. Отнести к одному и тому же году (210) сдачу Насра-ибн-Шабаса, объезд, умиротворение Сирии и покорение Египта, переговоры с испанцами и занятие Александрии, — едва ли возможно. Вероятнее предположить у ат-Табария ошибку в размере одного года. Согласно этому, сдача Ибн-ас-Cepия состоялась в Сафаре 211г, остальная часть 211года была посвящена водворению благоустройства в Египте, в Сафаре 212 г. Испанцы покинули Александрию, и в том же году 'Абдулла-ибн-Тахир приехал в Багдад (По ал-Ферганию (Ибн-Халликан, изд. Wuestenfeld, № 350, стр. 38) Ибн-ас-Серий вышел из Египта в Сафаре 211 г., а Ибн-Тахир уехал в Багдад 25 Раджеба 212 г. По другим сведениям Ибн-Халликана, Ибн-Тахир вступил в Миср в 211 г., а в Зу-л-Ка’де того же 211 года прибыл в Багдад (ibid.)).

По Якуту (стр. 1027 пер.), ‘Абдулла-ибн-Тахир проездом в Египет остановился в монастыре Дейр-Зекка, в Гуте дамасской, и угощался тут вином с одним из своих братьев. На обратном пути он снова посетил этот монастырь. [767]

Ат-Табарий, S III

Стр. 1086

Стр. 1091

-“-

Стр. 1093

-“-

-“-

-“-

Стр. 1098

210 г. - Сдача Ибн-ас-Серия

210 г. – Изгнание Испанцев из Александрии

211 г. - То же, по другим сведениям

211 г. – сдача Ибн-ас-Серия, в субботу 24 Сафара (по рукоп. С) 1;

211 г. - сдача Ибн-ас-Серия, в субботу 25 Раджеба (по рукоп. О) 2;

211 г. - сдача Ибн-ас-Серия, в четверг 25 Раджеба (по Тайфуру) 3;

211 г. - 23 Раджеба. Ибн-ас-Серий доставлен в Багдад

211 г. – Ибн-Тахир приезжает в Багдад.

Ал-Якубий,

изд. Houtsma, II

Стр. 561

211 г. – 19 Сафара. Сдача Ибн-ас-Серия.

212 г. – Изгнание Испанцев из Александрии.

Ибн-Тагриберди,

изд. Juynboll, II

Стр. 594

Стр. 606

Стр. 607

Стр. 607

Стр. 607

Стр. 616

211 г., конец Сафара. Сдача Ибн-ас-Серия.

211 г., вторник, 2 Раб’и I 4. – Вступление Ибн-Тахира в Миср.

211 г., 15 Джумады I. - Отправление Ибн-ас-Серия из Мисра в Багдад.

212 г., 1-го Сафара. - Выступление Ибн-Тахира из Мисра в Александрию.

212 г., Джумада II. – Возвращение Ибн-Тахира в Миср.

212 г., 25 Раджеба. – Отъезд Ибн-Тахира из Мисра в Багдад.

Ибн-Халликан,

изд. Wuestenfeld, № 350

По ал-Ферганию

По другим

сведениям

211 г., Сафар. – Сдача Ибн-ас-Серия.

212 г., 25 Раджеба – Отъезд Ибн-Тахира в Багдад.

211 г. - Вступление Ибн-Тахира в Миср.

211 г., Зу-л-Ка’да. - Приезд Ибн=Тахира в Багдад.

Примечание: 1. 24 Сафара 211 г. был Вторник, а не Суббота.

2. 25 Раджеба 211 г. была Среда, а не Суббота.

3. 25 Раджеба 211 г. была Среда.

4. День недели показан совершенно верно. [768]

Ал-Мекин сообщает (стр. 560 пер.), что вместе с 'Абдуллой-ибн-Тахиром прибыл в Египет антиохийский патриарх Дионисий для свидания с александрийским патриархом Иаковом. Об этом свидании говорится и у ал-Макризия (стр. 656 перев.).

По Абу-л-Фараджу (см. выше, стр. 221), когда 'Абдулла-ибн-Тахир уехал в Египет, в 825 г. п. Р. X. (= 210 г. хиджры), его брат Мухаммед принялся разрушать новопостроенные в Едессе церкви. На это пожаловался патриарх, и 'Абдулла запретил брату разрушать церкви.

Памятником проезда 'Абдуллы-ибн-Тахира через Палестину остался построенный им навес в Иерусалиме, в Месджид-ал-Аксе (ал-Мукаддасий, стр. 798 перев.).

Выше мы уже упоминали о жалобе, поданной 'Абдулле на иерусалимского патриарха по случаю перестройки и увеличения размера купола храма Воскресения. По тексту Евтихия видно, что разбирательство этого дела происходило не в самом Иерусалиме (Стр. 282 перев.: и уехал Убейдулла-ибн-Тахир в Дамаск и обрадованные патриарх Фома и его товарищи возвратились в Иерусалим), a вероятнее всего в Рамле, которая считалась административным центром Палестины.

При умиротворении Сирии 'Aбдyлле-ибн-Taxиpy сдались прощенные им бунтовщики и поехали с ним в Египет (Fragmenta histor. Arabic. I, 262; T. SIII, 1098); возвращаясь в Багдад, он взял их с собой. В их числе был Ибн-ас-Сердж, захвативший власть в Рамле.

По ал-Макризию, в 211 году был назначен яковитский александрийский патриарх Иаков. При нем были отстроены разоренные во время смуты [769] предшествующих лет монастыри, и разбежавшиеся монахи возвратились. При нем же в Иерусалиме была построена церковь для коптов (стр. 656, 560 перев.).

По Евтихию (стр. 282 перев.), в 1-м году царствования ал-Ма'муна патриархом Иерусалимским был назначен Василий, а в 7-м (205-6) году Иов был назначен патриархом антиохийским.

В 216 году ал-Ма'мун проехал через Сирию и Палестину в Египет. Он выехал из Дамаска 15 Зу-л-Хиджжи, прибыл в Миср через 18 дней — 5 Мухаррема 217 г., и уехал оттуда в Сирию 18 Сафара того же года, пробыв в Мисре и других местах Египта 49 дней (Ибн-ал-Асир, VI, 296-7; Ибн-Тагриберди, I 634). По Евтихию, ал-Ма'мун прибыл в Миср 9 Мухаррема, 1-го Сафара отправился против мятежников, 24 Сафара возвратился в Миср, а уехал оттуда в Раби' I (стр. 283 перев.) 217 г.

Его приезд в Египет был вызван происходившими там с 214 г. бунтами арабов, к которым присоединялись всякие бродяги. Наследник престола, ал-Му'тасим, укротил было мятежников в Ша'бане 214 г., но после его отъезда арабы снова восстали. В 216 г. к восставшим присоединились копты (Ибн-Тагриберди, I, 621-6, 630, 633-4). Восстания христианского населения происходили и раньше — в 109, 121, 132, 150, 156 годах, вызванные несправедливостью и алчностью сборщиков податей и самих правителей (Ал-Макризий, стр. 666, примеч. 3 перев.). Бунт 216 года оказался роковым для коптов. После приезда ал-Ма'муна мятежники были разбиты. Халиф приказал взятых в плен коптов казнить, а их жен и детей продать в рабство. Их опустевшие селения были заняты [770] мусульманами, множество церквей обращено в мечети. С этих пор копты принуждены были отказаться от вооруженных восстаний (ал-Макризий, стр. 656, 666 перев.).

Во время своего пребывания в Египте ал-Ма'мун помещался в нарочно ля него выстроенном здании на горе Мукаттаме, около Мисра. Он разрешил двум своим постельничим христианам построить здесь церковь (Евтихий, стр. 283 перев.). Одного богатого христианина, Макара, жителя Буры, ал-Ма'мун, по его просьбе, назначил не только сборщиком податей, но и местным воинским начальником, имеющим право надевать черное платье, препоясываться мечом и предстоять при молитве в мечети по Пятницам. Последнюю обязанность Макар предоставлял своему помощнику — мусульманину. Этот же Макар построил в Бypе много церквей (Евтихий, стр, 283-4 перев.). Он же, по случаю исцеления своего сына молитвами патриарха Иакова, дал денег на постройку в Иерусалиме церкви для коптов (ал-Мекин, стр. 560 перев.). Свой рассказ о Макаре Евтихий заканчивает примечанием, что до царствования ал-Мутеваккиля христиане носили черное платье и ездили верхом на лошадях. Это значит, что мнимые постановления 'Омара о христианах до ал-Мутеваккиля не применялись.

Вышеприведенные данные приводят к заключению, что при ал-Ма'муне гонения на христиан из-за веры не было. Меры принятые ар-Рашидом против христиан ас-Сугура и Багдада, в наказание за измену, были, без сомнения, им же вскоре отменены, как только заподозренный им патриарх Кириак оправдался. Обращение в Египте многих церквей в [771] мечети было последствием восстания коптов, вызванного не гонением, а притеснениями и несправедливостью при взыскании податей. В тех округах, где христиане не поднимали оружия, они жили по-прежнему, строили новые церкви и продолжали служить. Если некоторые правители и позволяли себе, по советам наиболее нетерпимых факихов, разрушать новопостроенные церкви, то они это делали вопреки воле высшего начальства и получали за это выговоры (брат 'Абдуллы-ибн-Тахира).

Если верить Ибн-ан-Наккашу, то при ал-Ма'муне, как и при некоторых его предшественниках (ал-Мехдии, ал-Мансуре), к халифу поступали жалобы на христиан, обвиняемых в притеснении мусульман и в казнокрадстве (стр. 1357-8 перев.). Конечно, мусульмане стремились вытеснить иноверцев из администрации и занять их места, побуждаемые и собственной выгодой и внушениями факихов, стремившихся восстановить выработанную ими сунну. Но эти стремления еще долгое время не могли осуществиться. Зиммии еще с первых годов после завоевания слишком прочно укоренились в рядах администрации, и правительство, очевидно, находило для себя выгодным такой порядок вещей. Изредка издаваемые постановления в ущерб зиммиям были более или менее случайны, зависели от обстоятельств не обыкновенных, исполнялись недолго и вскоре забывались.

Ибн-ан-Наккаш (стр. 1358-9 перев.) говорит, что после своего возвращения из Египта в Багдад ал-Ма'мун, узнав о насмешках христиан над ал-Киса'ием (Известный грамматик и чтец Корана, учитель ал-Ма’муна), посадил в тюрьму и сослал множество зиммиев. Хотя в начале рассказа Ибн-ан-Наккаш [772] говорит о христианах, но дальше сообщается указ халифа, где речь идет только о евреях, точнее о некоторых семействах самаритян, которых повелевается вычеркнуть из списков военного и финансового управления. Мы думаем, что сообщение Ибн-ан-Наккаша и неполно и неточно. Причиной немилости халифа были, по всей вероятности, открытые им злоупотребления и хищения во время его отсутствия из столицы. Пострадали, по-видимому, только известные семейства самаритян, на которых могли донести их соперники евреи-талмудисты и христиане. Что касается насмешек над ал-Киса'ием, вызвавших гнев халифа и гонение, то невероятно, чтобы ал-Ма'мун посадил из-за этого тысячи людей в тюрьму; эта часть рассказа — исторический анекдот. Точно так же мы смотрим на рассказ о поэте, из-за стихов которого был будто бы казнен еврей, сидевший у ал-Ма'муна. Подобный же рассказ сообщается у Ибн-Халликана, у которого идет речь об ат-Туртушии, христианине и ал-Афдале Шахиншахе (см. выше, стр. 174-5) (Ибн-Халликан, изд. Wuestenfeld, № 616).

По известиям Абу-л-Фараджа (см. выше, стр. 221), сами иноверцы вызывали вмешательство магометан в свои церковные дела, отдавая на суд халифа свои партийные раздоры (См. еще стр. 219 (выше)). Ал-Ма'муну надоели такие просьбы, и он предоставил всевозможным иноверцам-сектантам отделяться от своего духовенства и образовывать новые религиозные общины.

По Ибн-'Асакиру (Quatremere, Histoire des sultans Mamlouks, II, 1 part. 270), во время проезда ал-Ма'муна через Дамаск, в соборной мечети была стерта надпись ал-Валида о сооружении этой мечети. [773]

В здании купола ас-Сахры имеется надпись о постройке этого здания, в которой имя 'Абд-ал-Мелика заменено именем ал-Ма'муна (De Vоgue, le Temple de Jerusalem, 85). Снаружи есть тоже надпись с именем Ма'муна. По весьма вероятному предположению Макса ван Бершема. часть надписи изменена во время ал-Ма'муна, имя которого и здecь заменило имя 'Абд-ал-Мелика (Max van Вегсhem, Inscriptions arabes de Syrie. Le Caire, 1897, стр. 8-11). При надписи дата: Раби' II 216 г. По Ибн-ал-Асиру (VI, 295-6), в 216 г. ал-Ма'мун в Джумадe I вступил походом в страну румов, пробыл там до половины Ша'бана, затем поехал в Кейсум, пробыл там два дня, отправился в Дамаск, а из Дамаска в половине Зу-л-Хиджжы поехал в Египет. Следовательно, надпись была подделана задолго до проезда ал-Ма'муна через Иерусалим, даже раньше его отправления в поход против румов в 216 г. По Ибн-ал-Асиру, ал-Ма'мун уже в 215 г., возвратясь из страны румов, направился в Дамаск (VI, 295; T. SIII, 1103). По Ибн-Тагриберди, ал-Ма'мун уже в 212 г. приехал в Дамаск, выдержал там пост в месяце Рамадане, отправился и совершил хаджж (Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 219). Это известиe подозрительно. По ат-Табарию (S. III, 1099) в 212 г. руководил хаджжем (***) 'Абдулла-ибн-'Убейдулла-ибн-ал-'Аббас-ибн-Мухаммед. О поездке ал-Ма'муна в Дамаск в 212 г. остальные авторы умалчивают. Не отнес ли Ибн-Тагриберди свое сообщение к 212 г., прочитав по ошибке *** (212) вместо ** (216)? Но и в таком случае останется непонятным, когда же ал-Ма'мун успел в 216 г. совершить [774] хаджж, церемонии которого начинаются 7-го Зу-л-Хиджжы, если (по Ибн-ал-Асиру) он выехал из Дамаска в половине Зу-л-Хиджжы, а вступил в Египет (по Ибн-Тагриберди и Евтихию) в первых числах Мухаррема 217 года.

Насири-Хосрау видел в Иерусалиме в Месджид-ал-Аксе медную, отделанную серебром с чернью дверь с именем Ма'муна (стр. 865 перев.).

Якут сообщает нам рассказ об обращении мусульманина поэта ал-Бутейна за исцелением к христианским святыням (стр. 1035 перев.).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.