По
Ибн-Тагриберди 'Убейдулла)-ибн-ал-Мехдием,
который правил Египтом от Мухаррема по Рамадан 179
г. и от Джумады II 180 по Рамадан 181 г. (Ибн-Тагриберди,
изд. Juynboll, I, 492-3, 501)
Ал-Бекрий (стр. 897-900, 903 пер.) сообщает о
посещении ар-Рашидом некоторых монастырей. Как
при Омейядах, так и при 'Аббасидах, халифы и [758] высокопоставленные лица
имели обыкновение, во время путешествий,
останавливаться в монастырях, которые, за
отсутствием благоустроенных гостиниц и
достаточных домов, являлись, вне городов,
единственными местами, где можно было с
удобством расположиться на ночлег. Хотя такие
посетители не всегда вели себя прилично,
устраивая в них попойки, однако монахи, ради
блага монастыря, старались всячески угостить и
задобрить таких посетителей, смотря сквозь
пальцы на некоторые их проделки. В монастыре
ал-Каим-ал-Акса ар-Рашид провел три дня, пьянствуя
и любуясь красотою одной монахини. Уезжая, он
отменил харадж с нив монастыря и положил
уплачивать за него ежегодно по десяти динаров
(стр. 897-8 пер.). В другом монастыре ар-Рашиду
показали чан, из которого пили вино ал-Валид II и
его брат, после чего наполнили его серебряными
монетами в дар монастырю. Размеры чана поразили
ар-Рашида; он позавидовал Омейядам, признавая,
что в этом отношении никто с ними не может
состязаться (стр. 809-900 перев.). К второй же
половине II в. хиджры относится рассказ о
посещении монастыря Павла, около Рамлы,
ал-Фадлом-ибн-Исмаил-ибн-Салих-ибн-'Алием, дед
которого, Салих-ибн-'Алий, дядя халифа ас-Сеффаха,
скончался в 151 году. При ар-Рашиде, во время
патриаршества Кириака, христиане яковиты
выстроили новую церковь и монастырь около
Маридина. Кириак был выбран в 793 г. п. Р. X. (= 177
хиджры). После этого известия Абу-л-Фарадж
переходит к событиям 798 г. (=182 хиджры).
Следовательно, постройки эти относятся к 177-182гг.
хиджры (См. выше, стр. 220). [759]
В 191 г., будучи в Ракке, ар-Рашид
приказал разрушить церкви, находящиеся в
ac-Сугуpе, т. е. в пограничной с византийскими
владениями области (Ибн-Тагриберди, стр. 1768
перев.). Кроме того (по ат-Табарию, стр. 238-9 перев.),
он послал в Багдад приказ заставить зиммиев
одеваться и ездить верхом иначе, чем мусульмане.
По Ибн-ан-Наккашу (без даты), ар-Рашид уволил
зиммиев, заменив их мусульманами, изменил их
одеяние и разрушил их церкви (стр. 1357 перев.).
Христианский писатель Абу-л-Фарадж объясняет
причину этого внезапного гонения: яковиты
разделились на две партии, и одна из них обвинила
другую в сношении с греками, в государственной
измене; тогда халиф приказал опустошить
нововозведенные церкви 2. Сопоставляя эти
известия, мы находим, что принятая ар-Рашидом
мера касалась не всех церквей, а только
новопостроенных, и не повсюду, а только в
пограничной области ас-Сугур; судя по
Ибн-ан-Наккашу, можно было бы подумать, что
приказано было разрушить все церкви и повсюду,
Этот последний автор прибавляет, что законоведы
издали по этому случаю фетвы. Отсюда мы
заключаем, что ар-Рашид забыл наставления
Абу-Юсуфа (ум. 182) или не считал нужным
сообразоваться с ними до 191 года. Пожелав
наказать изменников, он не счел, однако,
авторитета Абу-Юсуфа достаточным для изменения
установившегося порядка вещей, а обратился за
разрешением к живым законоведам, которые
подтвердили мнение Абу-Юсуфа. Все это показывает,
что ар-Рашид не восстанавливал временно не
соблюдавшихся законоположений, а принял меру,
которую одобрили ссылкой на давно минувшие
времена первых халифов. [760]
На полях "Муснада" Ибн-Ханбаля
помещено сочинение
"Мунтахаб-канз-ал-'уммаль" некоего
'Ала-ад-дина ал-Муттаки ал-Хиндия, переделка
сочинения ас-Суютия "Джами'-ал-Джауами'" (См. Муснад Ибн-Ханбаля, заглавный лист и
I, 5,7-8-13). В этом сочинении
'Ала-ад-дина (II, 310; указано у de Goeje, Memoire
sur la conquete de la Syrie, 1900, стр. 143) помещен
договор 'Омаров с христианами, весьма сходный с
вышерассмотренными редакциями ат-Туртушия и
Ибн-ан-Наккаша. Договор заканчивается ссылкой на
Ибн-Менду (ум. 396) и на Ибн-Зебра, который скончался
в 164 году (Ibid.). Если доверять этой
последней ссылке, то окажется, что еще до
Абу-Юсуфа некоторые законоведы придерживались
таких же взглядов. как и он (чего и следовало
ожидать), и даже пустили в обращение целую
грамоту 'Омара I, в виде его договора с
христианами. Этой последней грамоты Абу-Юсуф не
знал или не признавал ее подлинной: иначе он не
преминул бы внести ее в свое сочинение,
предназначенное служить руководством для
Харуна-ар-Рашида.
По Абу-л-Фараджу, вызванное халифом
преследование не ограничилось ас-Сугуром, а
распространилось по антиохийской области и до
Иерусалима, причем разрушали не только новые, но
и старые церкви. Оно понятно: возбужденная чернь
не была в состоянии отличить старые церкви от
новых. Однако преследование длилось недолго.
Обвиненный патриарх Кириак бросился к ногам
халифа и был выгорожен служащим при дворе
Измаилом Барсалехом — своим единоверцем (См. выше, стр. 220). Затем все пошло по
старому, и принятые против христиан
ограничительные меры были отменены или же не
стали применяться (Далеко не все
новопостроенные церкви были разрушены; это
явствует из сообщения того же Абу-л-Фараджа о
разрушении новопостроенных церквей в Едессе в 825
(210 хиджры) году. См. выше стр. 221). [761]
По Евтихию (стр. 279 перев.), в 8-м году
царствования ар-Рашида (= 177-8 г.) Феодорит был
назначен патриархом антиохийским. Он патриаршил
17 лет и умер.
В 180 или в 185 г. в Иерусалиме скончалась
одна из наиболее выдающихся женщин своего
времени, Раби'а ал-'Адавийя, которая славилась
своим благочестием и созерцательной жизнью.
После своей смерти она прослыла святой, и к ее
гробнице на вершине Масличной горы приходили на
поклон паломники (Ибн-Батута, Муджир-ад-дин, стр.
1160, 1255 перев.) (Ибн-Батута называет
Раби'ю ал-Бедавийю, указывая ее гробницу там же.
где, по Муджир-ад-дину и Ибн-Халликану (изд. Wuestenfeld,
№ 230). находится гробница ал-'Адавий'и. У
Ибн-Батуты описка). По другим сведениям, она
скончалась в 135 г. (Муджир-ад-дин и
Ибн-Халликан дают 185 и 135 г. Ибн-Тагриберди дает, по
аз-3ехебию, 180 г., а по другим источникам 135 г. (изд.
Juуnbо1l, I, 305, 500)).