Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
По Ибн-Тагриберди 'Убейдулла)-ибн-ал-Мехдием, который правил Египтом от Мухаррема по Рамадан 179 г. и от Джумады II 180 по Рамадан 181 г. (Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 492-3, 501)

Ал-Бекрий (стр. 897-900, 903 пер.) сообщает о посещении ар-Рашидом некоторых монастырей. Как при Омейядах, так и при 'Аббасидах, халифы и [758] высокопоставленные лица имели обыкновение, во время путешествий, останавливаться в монастырях, которые, за отсутствием благоустроенных гостиниц и достаточных домов, являлись, вне городов, единственными местами, где можно было с удобством расположиться на ночлег. Хотя такие посетители не всегда вели себя прилично, устраивая в них попойки, однако монахи, ради блага монастыря, старались всячески угостить и задобрить таких посетителей, смотря сквозь пальцы на некоторые их проделки. В монастыре ал-Каим-ал-Акса ар-Рашид провел три дня, пьянствуя и любуясь красотою одной монахини. Уезжая, он отменил харадж с нив монастыря и положил уплачивать за него ежегодно по десяти динаров (стр. 897-8 пер.). В другом монастыре ар-Рашиду показали чан, из которого пили вино ал-Валид II и его брат, после чего наполнили его серебряными монетами в дар монастырю. Размеры чана поразили ар-Рашида; он позавидовал Омейядам, признавая, что в этом отношении никто с ними не может состязаться (стр. 809-900 перев.). К второй же половине II в. хиджры относится рассказ о посещении монастыря Павла, около Рамлы, ал-Фадлом-ибн-Исмаил-ибн-Салих-ибн-'Алием, дед которого, Салих-ибн-'Алий, дядя халифа ас-Сеффаха, скончался в 151 году. При ар-Рашиде, во время патриаршества Кириака, христиане яковиты выстроили новую церковь и монастырь около Маридина. Кириак был выбран в 793 г. п. Р. X. (= 177 хиджры). После этого известия Абу-л-Фарадж переходит к событиям 798 г. (=182 хиджры). Следовательно, постройки эти относятся к 177-182гг. хиджры (См. выше, стр. 220). [759]

В 191 г., будучи в Ракке, ар-Рашид приказал разрушить церкви, находящиеся в ac-Сугуpе, т. е. в пограничной с византийскими владениями области (Ибн-Тагриберди, стр. 1768 перев.). Кроме того (по ат-Табарию, стр. 238-9 перев.), он послал в Багдад приказ заставить зиммиев одеваться и ездить верхом иначе, чем мусульмане. По Ибн-ан-Наккашу (без даты), ар-Рашид уволил зиммиев, заменив их мусульманами, изменил их одеяние и разрушил их церкви (стр. 1357 перев.). Христианский писатель Абу-л-Фарадж объясняет причину этого внезапного гонения: яковиты разделились на две партии, и одна из них обвинила другую в сношении с греками, в государственной измене; тогда халиф приказал опустошить нововозведенные церкви 2. Сопоставляя эти известия, мы находим, что принятая ар-Рашидом мера касалась не всех церквей, а только новопостроенных, и не повсюду, а только в пограничной области ас-Сугур; судя по Ибн-ан-Наккашу, можно было бы подумать, что приказано было разрушить все церкви и повсюду, Этот последний автор прибавляет, что законоведы издали по этому случаю фетвы. Отсюда мы заключаем, что ар-Рашид забыл наставления Абу-Юсуфа (ум. 182) или не считал нужным сообразоваться с ними до 191 года. Пожелав наказать изменников, он не счел, однако, авторитета Абу-Юсуфа достаточным для изменения установившегося порядка вещей, а обратился за разрешением к живым законоведам, которые подтвердили мнение Абу-Юсуфа. Все это показывает, что ар-Рашид не восстанавливал временно не соблюдавшихся законоположений, а принял меру, которую одобрили ссылкой на давно минувшие времена первых халифов. [760]

На полях "Муснада" Ибн-Ханбаля помещено сочинение "Мунтахаб-канз-ал-'уммаль" некоего 'Ала-ад-дина ал-Муттаки ал-Хиндия, переделка сочинения ас-Суютия "Джами'-ал-Джауами'" (См. Муснад Ибн-Ханбаля, заглавный лист и I, 5,7-8-13). В этом сочинении 'Ала-ад-дина (II, 310; указано у de Goeje, Memoire sur la conquete de la Syrie, 1900, стр. 143) помещен договор 'Омаров с христианами, весьма сходный с вышерассмотренными редакциями ат-Туртушия и Ибн-ан-Наккаша. Договор заканчивается ссылкой на Ибн-Менду (ум. 396) и на Ибн-Зебра, который скончался в 164 году (Ibid.). Если доверять этой последней ссылке, то окажется, что еще до Абу-Юсуфа некоторые законоведы придерживались таких же взглядов. как и он (чего и следовало ожидать), и даже пустили в обращение целую грамоту 'Омара I, в виде его договора с христианами. Этой последней грамоты Абу-Юсуф не знал или не признавал ее подлинной: иначе он не преминул бы внести ее в свое сочинение, предназначенное служить руководством для Харуна-ар-Рашида.

По Абу-л-Фараджу, вызванное халифом преследование не ограничилось ас-Сугуром, а распространилось по антиохийской области и до Иерусалима, причем разрушали не только новые, но и старые церкви. Оно понятно: возбужденная чернь не была в состоянии отличить старые церкви от новых. Однако преследование длилось недолго. Обвиненный патриарх Кириак бросился к ногам халифа и был выгорожен служащим при дворе Измаилом Барсалехом — своим единоверцем (См. выше, стр. 220). Затем все пошло по старому, и принятые против христиан ограничительные меры были отменены или же не стали применяться (Далеко не все новопостроенные церкви были разрушены; это явствует из сообщения того же Абу-л-Фараджа о разрушении новопостроенных церквей в Едессе в 825 (210 хиджры) году. См. выше стр. 221). [761]

По Евтихию (стр. 279 перев.), в 8-м году царствования ар-Рашида (= 177-8 г.) Феодорит был назначен патриархом антиохийским. Он патриаршил 17 лет и умер.

В 180 или в 185 г. в Иерусалиме скончалась одна из наиболее выдающихся женщин своего времени, Раби'а ал-'Адавийя, которая славилась своим благочестием и созерцательной жизнью. После своей смерти она прослыла святой, и к ее гробнице на вершине Масличной горы приходили на поклон паломники (Ибн-Батута, Муджир-ад-дин, стр. 1160, 1255 перев.) (Ибн-Батута называет Раби'ю ал-Бедавийю, указывая ее гробницу там же. где, по Муджир-ад-дину и Ибн-Халликану (изд. Wuestenfeld, № 230). находится гробница ал-'Адавий'и. У Ибн-Батуты описка). По другим сведениям, она скончалась в 135 г. (Муджир-ад-дин и Ибн-Халликан дают 185 и 135 г. Ибн-Тагриберди дает, по аз-3ехебию, 180 г., а по другим источникам 135 г. (изд. Juуnbо1l, I, 305, 500)).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.