Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

35. Ал-Мехдий (158-169 г.). Этот государь был вторым из аббасидских халифов, посетивших [746] Иepyсалим. Как мы видели выше, ал-Мансур в 140 г., возвращаясь из Мекки через Сирию, и в 154 г., провожая нового, назначенного им правителя Магриба, уже побывал в Иерусалиме. Ал-Мехдий посетил его при следующих обстоятельствах. Он отправился сначала в Басру, намереваясь совершить хаджж. Вынужденный отказаться от своего намерения по причине недостатка воды по дороге, он отправился в северную Сирию на военную границу и после похода на Румов поехал в Иерусалим (ал-Я'кубий, ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, ал-Мекин, стр. 116, 237, 475-6, 558 перев.). Относительно года посещения авторы расходятся: ал-Я'кубий дает 165 г., остальные — 163 г. Ат-Табарий, а за ним Ибн-ал-Асир прибавляют, что в этом же году ал-Мехдий лишил Ибрахима-ибн-Салиха места правителя Палестины, но затем, по просьбе Язида-ибн-Мансура, возвратил ему эту должность. Смещение Ибрахима должно стоять в тесной связи с посещением Палестины ал-Мехдием в сопровождении Язида-ибн-Мансура (ат-Табарий, 237 перевода). Но мы знаем из другого источника, что Ибрахим, "правивший при ал-Мехдии Дамаском, Палестиной и Египтом" (Ибн-Тагриберди. стр. 695 перевода) был назначен правителем Египта в 165 г. и прибыл в Миср 10 Мухаррема 165 г. (Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 442. Мухаррем – первый месяц мусульманского года), а смещен 7 Зу-л-Хиджжи 167 г. По тексту же ал-Я'кубия и Ибн-ал-Асира, ал-Мехдий отправился в Иерусалим после поездки в Басру и путешествия на военную границу, следовательно не мог быть в Палестине в начале года. Таким образом смещение Ибрахима с должности правителя Палестины не могло состояться [747] в 165 году, даже если предположить, что тотчас после смещения он отправился в Египет на новое место. Дата ал-Я'кубия неверна. По-видимому, Ибрахим был плохим правителем: в 167 г. он уволен позорным образом за бездеятельность и казнокрадство (Ибн-Тагриберди, стр. 695-6 перевода).

О посещении ал-Мехдием Иерусалима, но без даты, сообщает еще автор Мусир-ал-Гарама. Здaния, возведенные ал-Мансуром, его преемник застал в развалинах и приказал восстановить их, уменьшив при этом длину и увеличив ширину мечети. Это и было исполнено в его царствование (стр. 625-6 перев.).

При ал-Мехдии скончался в 160 г. Ибрахим-ибн-Адхам, основатель ордена факиров Адхамитов в Дамаске (См. стр. 954, примеч. I и стр. 1293, прим. I перев.). У ал-Казвиния сохранился любопытный рассказ этого Ибрахима о посещении им одного христианского отшельника при монастыре Св. Симеона около Дамаска (стр. 1128-9 перевода).

Что касается положения зиммиев при ал-Мехдии, то, по Ибн-ан-Наккашу, они приобрели такое большое значение, что вызвали жалобы на них халифу, который приказал правителям не брать к себе на службу писцов христиан (стр. 1855-6 перевода). Из сообщений Ибн-ан-Наккаша мы видим, что в то время суд производился в мечети и что иноверцам не дозволялось вступать в мечеть на судебное разбирательство далее известного предела. Но, пользуясь покровительством властей, христиане нарушали это правило.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.