35. Ал-Мехдий (158-169 г.). Этот государь
был вторым из аббасидских халифов, посетивших [746] Иepyсалим. Как мы видели выше,
ал-Мансур в 140 г., возвращаясь из Мекки через
Сирию, и в 154 г., провожая нового, назначенного им
правителя Магриба, уже побывал в Иерусалиме.
Ал-Мехдий посетил его при следующих
обстоятельствах. Он отправился сначала в Басру,
намереваясь совершить хаджж. Вынужденный
отказаться от своего намерения по причине
недостатка воды по дороге, он отправился в
северную Сирию на военную границу и после похода
на Румов поехал в Иерусалим (ал-Я'кубий,
ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, ал-Мекин, стр. 116, 237, 475-6, 558
перев.). Относительно года посещения авторы
расходятся: ал-Я'кубий дает 165 г., остальные — 163 г.
Ат-Табарий, а за ним Ибн-ал-Асир прибавляют, что в
этом же году ал-Мехдий лишил Ибрахима-ибн-Салиха
места правителя Палестины, но затем, по просьбе
Язида-ибн-Мансура, возвратил ему эту должность.
Смещение Ибрахима должно стоять в тесной связи с
посещением Палестины ал-Мехдием в сопровождении
Язида-ибн-Мансура (ат-Табарий, 237 перевода). Но мы
знаем из другого источника, что Ибрахим,
"правивший при ал-Мехдии Дамаском, Палестиной
и Египтом" (Ибн-Тагриберди. стр. 695 перевода) был
назначен правителем Египта в 165 г. и прибыл в Миср
10 Мухаррема 165 г. (Ибн-Тагриберди, изд.
Juynboll, I, 442. Мухаррем – первый месяц
мусульманского года), а смещен 7
Зу-л-Хиджжи 167 г. По тексту же ал-Я'кубия и
Ибн-ал-Асира, ал-Мехдий отправился в Иерусалим
после поездки в Басру и путешествия на военную
границу, следовательно не мог быть в Палестине в
начале года. Таким образом смещение Ибрахима с
должности правителя Палестины не могло
состояться [747] в 165 году, даже
если предположить, что тотчас после смещения он
отправился в Египет на новое место. Дата
ал-Я'кубия неверна. По-видимому, Ибрахим был
плохим правителем: в 167 г. он уволен позорным
образом за бездеятельность и казнокрадство
(Ибн-Тагриберди, стр. 695-6 перевода).
О посещении ал-Мехдием Иерусалима, но
без даты, сообщает еще автор Мусир-ал-Гарама.
Здaния, возведенные ал-Мансуром, его преемник
застал в развалинах и приказал восстановить их,
уменьшив при этом длину и увеличив ширину мечети.
Это и было исполнено в его царствование (стр. 625-6
перев.).
При ал-Мехдии скончался в 160 г.
Ибрахим-ибн-Адхам, основатель ордена факиров
Адхамитов в Дамаске (См. стр. 954,
примеч. I и стр. 1293, прим. I перев.). У ал-Казвиния
сохранился любопытный рассказ этого Ибрахима о
посещении им одного христианского отшельника
при монастыре Св. Симеона около Дамаска (стр. 1128-9
перевода).
Что касается положения зиммиев при
ал-Мехдии, то, по Ибн-ан-Наккашу, они приобрели
такое большое значение, что вызвали жалобы на них
халифу, который приказал правителям не брать к
себе на службу писцов христиан (стр. 1855-6
перевода). Из сообщений Ибн-ан-Наккаша мы видим,
что в то время суд производился в мечети и что
иноверцам не дозволялось вступать в мечеть на
судебное разбирательство далее известного
предела. Но, пользуясь покровительством властей,
христиане нарушали это правило.
|