См. выше,
стр. 731 о землетрясении 130 года).
Притеснения 'Абд-ал-Мелика вызвали
возмущение коптов в 132 г. (стр. 653 перев.). Когда
Мерван II прибыл в Египет 21 или 26 Шевваля 132 г., то
ему немедленно пришлось усмирять арабов, которые
перешли на сторону 'Аббасидов (Ибн-Тагриберди,
I, 351), и коптов (стр. 653,22-25; 557,13-16
перев.). Находясь на краю гибели, Мерван, однако,
не потерял головы и не сдался. Пока в его руках
еще была власть, он жестоко отомстил коптам за
восстание, схватил патриapxa и несколько раз
отсылал его на казнь, требуя, вероятно, от него
денег. Город Миср был сожжен вместе с хлебными
складами, и Мерван переправился в ал-Джизу, уходя
от преследующих [737] его войск
'Аббасидов и решив бежать на Запад. При ал-Джизе
был женский монастырь, в котором Мерван и его
спутники произвели всяческие бесчинства (стр.
557-8, 653-4 перев.). Ал-Мекин сообщает рассказ об одной
монахине, которая путем хитрости и ценою своей
жизни спаслась от изнасилования.
Войска 'аббасидов настигли Мервана и
убили его 26 Зу-л-Хиджжы 132 г. (Т. SIII, 51).
Между тем 'Абдулла-ибн-'Алий,
'аббасидский полководец, дядя первого халифа
новой династии, Абу-л-'Аббаса-ас-Сеффаха, собрал в
своем лагере при pеке Абу-Футрус, на границе
округов палестинского и урдуннского, около сотни
Омейядов и казнил их. Об избиении Омейядов нам
сообщают ал-Я'кубий, ат-Табарий, Ибн-'Абд-Раббихи,
Ибн-ал-Асир, ал-Мекин (стр. 115, 230, 302-4, 470-2, 555-6 перев.).
Из этих сообщений нет двух, совершенно
одинаковых; они расходятся не только в
подробностях, но, иногда, и в существенных чертах.
Так, по одному из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи,
резня произошла не в Палестине, а в Амбаре, и не в
присутствии 'Абдуллы-ибн-'Алия, а перед
ас-Сеффахом. На реку Абу-Футрус и на 'Абдуллу
указывают ал-Я'кубий, ат-Табарий, один из
рассказов Ибн-'Абд-Раббихи, Ибн-ал-Асир (Стр. 471,23-4 перев.), ал-Мекин (См. еще Якут, стр. 1105 перев, и
Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 397). Наиболее
сходны рассказы ал-Я'кубия и Ибн-'Абд-Раббихи.
Этот последний называет свой источник
(аш-Шейбаний ум. 142), и часть рассказа влагается в
уста поэта ал-'Абдия, который присутствовал в
собрании и произнес там сочиненную им касиду. У
ат-Табария только две строчки; [738]
вероятно, в данном месте часть его текста
утрачена. У Ибн-ал-Асира стихи произносит не
ал-'Абдий, а Шибль-ибн-'Абдулла, причем
стихотворение, на которое указывает Ибн-ал-Асир
совершенно не то, на которое указывают ал-Я'кубий,
один из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи и ал-Мекин. Из
всех этих сообщений следует предпочесть рассказ
ал-Я'кубия и первый рассказ Ибн-'Абд-Раббихи. Это
наиболее древние сообщения и исходят они из
одного и того же источника: от поэта ал-'Абдия.
Более краткий рассказ ал-Мекина, очевидно,
относится к той же группе. Что касается второго
рассказа Ибн-'Абд-Раббихи, согласно которому
избиение было произведено ас-Сеффахом, то он
возник, по всей вероятности, как дополнение и
пояснение к знаменитому стихотворению Шибля:
Взошла заря и т. д. (Это стихотворение
попало в краткую историю халифов Ибн-ат-Тиктака
(Al-Fachri, изд. Ahlwardt, стр. 178)), которое было
произнесено в присутствии ас-Сеффаха, а не
'Абдуллы. Это стихотворение было соединено с
некоторыми другими и приурочено к казни
некоторых Омейядов, приведенных к ас-Сеффаху.
Составитель всего рассказа заменил, с целью
произвести большее впечатлениe на слушателя,
приводимых в разное время к ас-Сеффаху Омейядов
— целой толпой их, заимствовав цифру из
сообщений о казни при pеке Абу-Футрус. По
ат-Табарию, казнено было 72 Омейяда, по ал-Я'кубию -
80; по первому рассказу Ибн-'Абд-Раббихи — 82, по
второму — 80: по ал-Мекину — 80; по Ибн-ал-Асиру — 90.
По Ибн-Тагриберди — 80 (Изд. Juynboll, I, 397).
В своей ненависти к Омейядам
'Абдулла-ибн-'Алий был не менее беспощаден, чем
ас-Сеффах. По его приказанию в Дамаске были
разрыты могилы [739] омейядских
халифов. Ни в одной могилe не нашли целых тел;
только труп Хишама оказался в
неприкосновенности. 'Абдулла приказал бить его
кнутами, распять, сжечь и развеять пепел по ветру
(Ибн-ал-Асир, стр. 471 перев.).