31. Ал-Валид II, Язид III, Ибрахим (125—127). Ал-Валид
II был кутила и неверующий (Ибн-ал-Асир,
V, 198. Будучи назначен предводителем хаджжа, он
хотел поместить своих собак в палатке на крыше
Ка'бы), которого тщетно старался исправить
его дядя Хишам. После своего вступления на
престол ал-Валид не изменился. Попойки, кутежи,
охота, явное неверие нового халифа возбуждали
всеобщий ропот (Ибн-ал-Асир, V, 211).
У Якута (стр. 900, 1025 пер.) сохранилось два рассказа
о попойках ал-Валида II в монастыре Дейр-Мурране,
около Дамаска, и в монастыре Дейр-Баванна, на краю
Гуты дамасской. В этом последнем ал-Валид с
товарищами подражали в шутку христианскому
богослужению и, как выразился сам ал-Валид, стали
"кяфирами". Возбуждая таким поведением
всеобщее [726] неудовольствие,
ад-Валид еще подлил масла в огонь тем, что стал
притеснять своих двоюродных братьев, сыновей
халифов ал-Валида I и Хишама (Ибн-ал-Асир,
V, 211). Сулейману-ибн-Хишаму он приказал дать
сто уда-ров плетью, обрить ему голову и бороду и
отправил его в ссылку в 'Амман, в Заиорданье
(ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, стр. 216-7, 463 пер.). К числу
недовольных присоединились иемениты и куда'иты,
из которых состояла большая часть сирийских
войск (Ibid.). Претендентом на
престол выступил двоюродный брат халифа, Язид,
сын ал-Валида I. Находившийся, по случаю чумы (Ибн-ал-Асир, V, 213,15-16), на
окраинах ал-Белька, около 'Аммана, в степи,
сначала при ал-Агдафе, а потом в ал-Бахра (Ibid. 215,16 и ат-Табарий, стр. 216, примеч.
2 перев.), ал-Валид II был убит; Язид III был
провозглашен халифом. Царствовал ал-Валид II
около 14 месяцев (От 6 Раби’ II 125 г. по 27
Джумады II 126 г.).
После его смерти в Палестине, Урдунне,
Химсе произошли восстания против нового халифа.
Са'ид-ибн-Раух-ибн-Зинба', самый
влиятельный из палестинцев, предложил стать во
главе их Язиду, сыну халифа Сулеймана,
построившего Рамлу. Сыновья Сулеймана жили в
Палестине и пользовались любовью ее жителей.
Язид-ибн-Сулейман принял предложение, палестинцы
собрались и принудили находившегося в ас-Сабе
правителя Палестины от имени покойного ал-Валида
II. его дядю, Са'ида-ибн-'Абд-ал-Мелика, удалиться.
Узнав о том, что делается в Па-лестине, жители
Урдунна отказались признать халифом Язида III и
выбрали своим вождем его дядю, Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика
(ат-Табарий, стр. 217-18 перев.).
Восстали также братья [727]
Язида III, ал-'Аббас, Бишр, 'Омар (Ал-Я’кубий,
стр. 113 перев.; о сыновьях ал-Валида I см.
Ибн-Кутейба, изд. Wuestenfeld, стр. 183), сыновья
ал-Валида I. Причиной борьбы между родными и
двоюродными братьями было желание каждого из них
захватить власть, пользуясь недовольством,
вызванным скупостью Язида III, который уменьшил
жалование, выдаваемое внесенным в
государственные списки и только что увеличенное
ал-Валидом II (Ибн-ал-Асир, V, 201). По
этому случаю Язид III был прозван ан-Накисом
(Уменьшающим) (Ал-Я’кубий, стр. 113
перев.). Прежде всего ему пришлось бороться с
жителями Химса, которые, узнав об убиении
ал-Валида II, пошли на Дамаск, но были разбиты
войском Язида III и принуждены покориться ему.
Затем новый халиф послал против
Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика и
Язида-ибн-Сулеймана, соединившихся в Табарии,
Сулеймана-ибн-Хишама, который, узнав о смерти
ал-Валида II, вырвался из своей тюрьмы в 'Аммане и,
забрав бывшую в этом городе казну, пошел в Дамаск
к Язиду III (Ат-Табарий, стр. 217 перев.).
Сулейман двинулся против Табарии во главе 84
тысяч войска (Ibid. 218). О дальнейшем
ходе дел у нас есть несколько различных
рассказов со слов лиц, посланных с целью
добиться, мирным путем, подчинения урдуннцев и
палестинцев. Каждое из этих [728]
лиц. естественно, приписывает весь успех самому
себе. Но, вникая в их рассказы, мы приходим к
заключению, что они, по всей вероятности,
действовали разновременно и были посланы не
одним и тем же лицом. У ат-Табария выписаны
сообщения 'Алия ал-Мада'иния со слов трех лиц:
Мухаммеда-ибн-Рашида, 'Османа-ибн-Дауда и
Мухаммеда-ибн-Са'ид-ибн-Хассана (стр. 218-220 перев.).
Ал-Я'кубий называет 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Мусада
(стр. 113 пер.). По его словам, 'Абд-ар-Рахман был
послан самим халифом пообещать урдуннцам по 1,000
динаров. Другой посланец, 'Осман-ибн-Дауд, был
также отправлен самим Язидом III. 'Осман свиделся с
Мухаммедом-ибн-'Абд-ал-Меликом, как предводителем
урдуннцев, и Дыб'аном-ибн-Раухом, одним из вождей
палестинцев. И тому и другому 'Осман надавал
обещаний. Оба вышеупомянутые лица действовали
прямо от имени халифа. Сулейман-ибн-Хишам со
своей стороны послал Мухаммеда-ибн-Рашида,
который вошел в переговоры с старшинами
палестинцев и урдуннцев. Дыб'аном и Са'идом,
сыновьями Рауха, и ал-Хакамом и Рашидом,
сыновьями Джирва. Они соблазнились данными им
обещаниями и согласились покориться. Но тут
внезапно появляется новый радетель Язида III, его
бывший шпион в Урдунне,
Мухаммед-ибн-Са'ид-ибн-Хассан, назначенный Язидом
III заведывать хараджем в этой области. Не
дожидаясь конца переговоров, а, быть может, не
зная о них, он страстно пожелал отличиться и
просил Сулеймана-ибн-Хишама, стоявшего на месте
со своей армией, дать ему конницу для набега на
Taбapию. Сулейман отказал, надеясь, вероятно,
кончить дело миром и полагаясь на искусство [729] своего посланца к мятежникам.
Тогда Мухаммед поскакал к Язиду III, убедил его и
получил приказ Сулейману отпустить ему
требуемое войско. С 5000 всадников Мухаммед поехал
в ал-Батиху, местность к северу от Тивериадского
озера, и приказал воинам рассеяться и обшарить
селения, мужское население которых находилось
под знаменами в Табарии. Узнав о разграблении
своих домов, урдуннцы поспешили на защиту своих
селений, и скопище в Табарии рассеялось, ограбив
предварительно помещения Язида-ибн-Сулеймана и
Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика. Старшины
палестинцев и урдуннцев, вероятно, разъехались,
согласно уговору, еще раньше. Вскоре Язиду III
присягнули сначала в ас-Синнабре, а затем и в
Табарии, куда Сулейман-ибн-Хишам переехал на
лодке через Тивериадское озеро. Достигнув своей
цели, Сулейман послал к Язиду III 'Османа-ибн-Дауда
сообщить об ycпехе и о назначении, по своему
собственному распоряжению, новых правителей
Палестины и Урдунна. Но Язид III не одобрил его
выбора, нарушавшего данные вождям мятежников
обещания, и в свою очередь назначил правителем
Урдунна — своего брата Ибрахима, а правителем
Палестины — Дыб'ана-ибн-Рауха, которому это было
обещано 'Османом-ибн-Даудом.
Язид III царствовал около 6 месяцев; он
вступил на престол 27 Джумады II 126 г., а 19
Зу-л-Хиджжы того же года скончался. Его преемник,
Ибрахим, продержался только 4 месяца и был
низложен Мерваном II, последним халифом семейства
Омейядов. При Ибрахиме диваном палестинским
управлял секретарь его, Ибн-абу-Джум'а (T. SII, 839, 7; стр. 221 перев.). [730]
|