27. Сулейман (96-99 г.). Известие о своем
воцарении Сулейман получил в Рамле (ал-Я'кубий,
ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, Абу-л-Фида, стр. 111, 214, 460, 608
перев.). Только один Абу-'Амр (-ибн-ал-'Ала ум. 154; у
Якута, стр. 1047 перев.) утверждает, что Сулейман в
это время был в местности Себа'. По Абу-л-Фида,
известие было получено через 7 дней. [703]
В Мусир-ал-Гараме (стр. 621 перев.)
упоминается о бане, построенной Сулейманом при
мечети иepyсaлимской. У ал-Белазурия и ал-Бекрия
(стр. 67, 895 перев.) мы находим известие о
путешествии Сулеймана по Палестине и его
нежелании посетить Хеврон из опасения
подвергнуться проклятию пророка, даровавшего
эту местность в исключительное владение
Темиму-ад-Дарию и его роду. Якут сообщает об одном
монастыре, находившемся в котловине ал-Гаур,
между Иерусалимом и Дамаском, и получившем
название "монастыря евнухов" по случаю
оскопления в нем, по приказу Сулеймана, одного
человека, осмелившегося ухаживать за его рабыней
(стр. 1026 перев.).
У ал-Я'кубия и у Ибн-ал-Асира (стр. 111, 406-1
перев.) сохранился рассказ об отравлении, по
приказу Сулеймана, в 99 году, внука 'Алия,
'Абдуллы-ибн-Мухаммеда, в местности, занятой
лахмитами и джузамитами между резиденцией
халифа и ал-Хумеймой. Причина отравления —
боязнь, что 'Абдулла окажется тем претендентом на
престол, о котором ходили слухи и предсказания,
распространяемые приверженцами 'алидов и
'аббасидов. Умирающий 'Абдулла передал свои права
на престол 'аббасиду Мухаммеду-ибн-'Алию, отцу
первых двух 'аббасидских халифов, ас-Сеффаха и
ал-Мансура.
При вступлении на престол Сулейман
утвердил правителем Египта
'Абд-ал-Мелика-ибн-Руфа'у, назначенного за
несколько дней до кончины ал-Валида. 'Абд-ал-Мелик
был человеком хорошим, честным и справедливым (Ибн-Тагриберди, I, 256-7); к
несчастью сбор податей был не в его руках.
Заведующий хараджем, Усама-ибн-Зейд, взыскивал
подати самым жестоким образом, [704]
беспощадно, стремясь наполнить казну и угодить
Сулейману, писавшему ему: дои корову, пока молоко
не иссякнет, и выжимай кровь до последней капли! (Ibid. 257. Ал-Валид увлекался постройками,
Сулейман — женщинами и едой (Т. S II, 1272-3)) Неистовства
Усамы описаны у ал-Мекина и ал-Макризия (стр. 550, 652
перев.). Монахам вместо расписки в уплате подати
он накладывал на руки клейма раскаленным
железом; тем, которые оказывались при проверке не
отмеченными, Усама рубил руки и головы. Такие
жестокости возбудили негодование людей всех
племен и вероучений и, вероятно, привели бы к
всеобщему восстанию, если бы Сулейман не умер, и
его преемник, 'Омар II, не поспешил, еще до
погребения покойного халифа, послать приказ об
аресте Усамы (Ibid. 258). Его увезли в
кандалах и колодках; такова была всеобщая против
него ненависть, что конвоиры замучили его по
дороге до смерти. Христиане сильно пострадали от
него, но гонения не было. Целью преследования
было — выжать возможно больше денег все равно от
кого, от христиан или мусульман.
|