|
22. My'авия (35 — 60 г.). — До 40-го года Му'авия распоряжался в Сирии в качестве наместника, назначенного покойным 'Османом; в 40-м году ему присягнули, как халифу. К первому промежутку времени относится восстание в Палестине, упомянутое в рассказе ат-Табария (стр. 200 пер.). Судя по контексту, оно произошло тогда, когда 'Алий двинулся со своими войсками против Му'авии. т. е. до битвы при Сиффйне. Известие восходит до 'Абдуллы-ибн-ал-Мубарака (ум. 181) и Хармалы-ибн-'Имрана (ум. 160). Сходный с вышеупомянутым рассказ мы встречаем в сочинении ад-Динаверия (ум. 282), но в нем умалчивается о восстании в Палестине (Изд. В. Гиргаса, стр. 167). Мы думаем, что восстание действительно было. Провозглашенный в Медине и признанный в Аравии 'Алий пошел походом на утвердившихся в Бacpе Тальху и аз-Зубейра и разбил их в битве при Верблюде, вследствие чего покоренные арабами области к востоку от Тигра подчинились победителю. Одновременно с этим Египет [645] перешел на его сторону. Одна Сирия колебалась. Это было время, благоприятное для честолюбивого Натиля-ибн-Кайса. Он захватывает Палестину и ее казну, под предлогом содействия 'Алию, которому все, по-видимому, сулит успех, и который, разбив Му'авию, без сомнения, утвердил бы Натиля в захваченной им области. Но, когда Му'авия, по мудрому совету 'Амра, послал Натилю свое coгласие оставить в его власти Палестину, то Натиль рассудил, что его цель достигнута. 'Алий далеко, a My'aвия близко, и снова перешел на сторону правителя Сирии, под знаменами которого и сражался при Сиффине против 'Алия во главе лахмитов палестинских (стр. 92 пер.). Перестав нуждаться в Натиле, Му'авия сменил его; по ат-Табарию (стр. 203 пер.), при Му'авии и Язиде I правителем Палестины был Хассан-ибн-Малик ал-Кельбий. После смерти Язида I Натиль отомстил омейядам, овладев Палестиной от имени Ибн-аз-Зубейра (стр. 203 пер.), но пocле победы омейядов при Мердж-Рахите должен был бежать в Мекку (стр. 211 пер.). Убийство 'Османа вызвало величайшее негодование в Сирии, управляемой Му'авией, двоюродным братом убитого (Собственно, My'авия был троюродным братом 'Османа. См. стр. 201 перев.). По словам посла My'aвии к 'Алию, 50,000 шейхов орошали свои бороды слезами над выставленной напоказ окровавленной рубашкой 'Османа (Ад-Динаверий, изд. В. Гиргаса, стр. 150-1). С целью направить это негодование против 'Алия, Му'авия распустил слух, что 'Алий помогал убийцам покойного халифа. По совету 'Амра-ибн-ал-'Аса, приехавшего из своего имения в южной [646] Палестине в Иерусалим (Ibid. 167; о соглашении ‘Амра с Му’авией в Иерусалиме: Муджир-ад-дин, стр. 1250 перев.), и содействие которого было куплено ценой уступки Египта, Му'авия хитростью убедил в достоверности распущенного слуха самого влиятельного человека среди сирийских арабов, Шурахбиля-ибн-ас-Симта ал-Киндия (Ад-Динаверий, изд. Гиргаса, стр. 169). Шурахбиль стал объезжать сирийские округа и побуждать народ стать под знамя Му'авии для отмщения 'Алию (Ад-Динаверий, стр. 91-2 перев.). Вся Сирия, за исключением нескольких жителей Химса, поднялась и последовала за Му'авией. В рядах его войска, в битве при Сиффине, против 'Алия сражались арабы Палестины и Урдунна. Ад-Динаверий перечисляет их отряды и предводителей. Урдуннские куда'иты, хамданиты, гассаниты и палестинские лахмиты образовали отдельные полки (Ад-Динаверий, стр. 92 перев.). Победа при Сиффине была вырвана из рук 'Алия благодаря хитрости 'Амра, и обе стороны решили подчиниться третейскому суду. Вследствие коварства уполномоченного Му'авии, решение было постановлено в его пользу, но 'Алий отказался признать его. Занятый борьбой против восставших хариджитов, он долго не мог снова выступить с плохо повинующимся ему войском против My'авии, который воспользовался отсрочкой для укрепления своей власти, сеял измену среди владений 'Алия и послал 'Амра овладеть Египтом. В числе сирийских войск 'Амра ал-'Якубий называет палестинцев и урдуннцев. Этими последними предводительствовал Абу-л-А'вар, суламит (Ал-Я’кубий, стр. 107 перев.), который при 'Османе был правителем Урдунна от имени Му'авии. [647] В 40-м году 'Алий был убит фанатиком хариджитом. В тот же день Му'авия был ранен в мечети во время утренней молитвы соумышленником убийцы 'Алия. (T. SI, 3464-5; Ад-Динаверий, изд. Гиргаса, стр. 229). Цель убийц была восстановить единство мусульманской общины посредством устранения виновников раздора. Сопоставляя это известие с сообщением ат-Табария (стр. 198 пер.) о присяге Му'авии, как халифу, в Иерусалиме (Ат-Табарию следуют Ибн-ал-Асир (стр. 454 перев.), Абу-л-Фида (стр. 607 перев.), Абу-л-Фарлдж (стр. 600 перев.)), мы приходим к заключению, что покушение было произведено именно в этом городе. Присяга была, без сомнения, принесена тотчас после получения известия о кончине 'Алия (По ат-Табарию, преступник, покушавшийся на жизнь Му'авии, сам сообщил ему, что 'Алия нет болеe в живых. Т. SI, 3464-5), под свежим впечатлением устранения единственного соперника Му'авии. Но сам Му'авия был тяжко ранен. Если он был в Дамаске, то едва ли ему было удобно, да и не было в том надобности, ехать для принятия присяги в Иерусалим. Присяга была принята там, где был ранен Му'авия. Источники не говорят, где было произведено покушение. Некоторое подтверждение нашего заключения мы видим в известиях Насири-Хосрау (стр. 864 пер) и Муджир-ад-дина (стр. 1265 пер.) о существовании в Иерусалиме в мечети ал-Аксе, рядом с главным михрабом, михраба My'aвии, огороженного решеткой. Ат-Табарий и ад-Динаверий (Т. SI, 3465; ад-Динаверий, изд. Гиргаса, стр. 229) говорят, что покушение на My'aвию побудило его отгородить свое место в мечети посредством решетки. По другим известиям, Му'авию стали титуловать [648] халифом уже в 37-м году, после третейского суда (T. SI, 3359; Ибн-ал-Асир, III, 279; Абу-л-Фида, стр. 607 перев.). Это известие не противоречит, в сущности, предшествующему. Титуловать еще не значит присягать. Третейский суд не прекратил розни; 'Алий обвинял уполномоченного Му'авии в мошенничестве. Многие в Сирии недоумевали, за будущее никто не мог ручаться. При таких обстоятельствах осторожный Му'авия едва ли решился потребовать торжественной присяги, в которой многиe могли отказать ему, ссылаясь на неопределенность положения дел. Во время царствования Му'авии Палестина пользовалась полным спокойствием. К его мерам, коснувшимся, без сомнения, и Палестины, относится захват, вопреки постановлениям 'Омара, в свою собственность имений патрициев, погибших во время войны или бежавших. Раньше эти имения отдавались лишь в аренду. Му'авия конфисковал их и роздал своим родственникам и приближенным (Ал-Я’кубий, стр. 197 перев.). Якут (Стр. 1046, 1099 перев., по Ибн-‘Асакиру и Ибн-абу-л-Аджа’изу) называет два таких имения, принадлежавших Му'авии в Хаулане, в округе дамасском. В 42-м году Му'авия переселил в Антиохию многих персидских начальников из Куфы и Басры (Ал-Белазурий, стр. 53 перев.). Это были ревностные шииты, оставлять которых в Ираке было опасно. Мера эта была принята халифом вскоре после того, как в 41-м году Хусейн за деньги отказался от своих прав в пользу Му'авии. В том же 42-м году персы, жившие в Ба'лабекке, Химсе и Антиохии, были переведены в приморскую часть Урдунна, в 'Акку, Сур (Ал-Белазурий, стр. 52 перев.), 'Ирку, Тарабулус, [649] Джубейль, Сайду, Бейрут (Ал-Я'кубий, стр. 727 перев.). Целью Му'авии было заселить все еще пустующее побережье и еще более удалить от родины недостаточно надежную часть населения Сирии. Если сирийские персы были мусульмане, то, быть может, они принимали участие в отказe некоторых жителей Химса (и других местностей?) следовать за Му'авией на войну против 'Алия (Стр. 92 перев.), и в таком случае их переселение было наказанием. В 49-м году, вследствие морского набега румов на сирийское побережье, Му'авия устроил в 'Акке морской арсенал (Стр. 53 перев.). В 50-м году Му'авия, будучи в Медине, пожелал перенести кафедру Мухаммеда и его посох в Сирию. Его целью было увеличить свое обаяние в глазах мусульман обладанием этих реликвий, а выставленный им предлог — не оставлять эти вещи в городе убийц халифа 'Османа. Но Му'авию отговорили. Впоследствии стали рассказывать, что само небо помешало ему привести в исполнение его замысел: солнце затмилось, и на небе появились звезды (Ат-Табарий, по ал-Вакидию, стр. 199, 1736-37 перев.; стр. 123-4 Введения). Отношения Му'авии (О положении христиан при халифе 'Алии см. стр. 92-3 перев.; правитель Урдунна во время кончины 'Османа, Абу-л-А'вар ас-Суламий, был сыном христианки (стр. 758 перев.)) к христианам явствуют из следующих сообщений: По ал-Я'кубию. Му'авия первый назначил христиан писцами (стр. 107 пер.). По ал-Макризию, при том же халифе во главе канцелярии по делам Сирии стоял христианин Серджун-ибн-Мансур, а затем сын его (стр. 651 пер.). Сирийские реестры были написаны по-гречески (ibid.) (См. еще ал-Белaзypий, стр. 89 перев.). Когда Му'авия захотел [650] присоединить к мечети в Дамаске церковь Св. Иоанна, и христиане воспротивились ему, он отказался от своего намерения (Ibid. стр. 62). Один из приближенных халифа был грек Фанак, через посредство которого он заключил, перед походом в Сиффин, перемирие с греческим императором (Ал-Мас’удий, стр. 312 перев.). В Египте при Му'авии выстроили в Фустате новую церковь; на упреки воинов-арабов представитель халифа отвечает, что церковь выстроена не на их участке. Так как после такого ответа войско успокоилось, то можно заключить, что постройка церквей на не принадлежащих мусульманам участках дозволялась (По Ибн-‘Абд-ал-Хакаму, стр. 714 перев.). Кроме того, у нас есть сведения о двух других церквах, построенных в Александрии при Му'авии (Стр. 573 перев.). Сборщиком хараджа в Химсе был назначен Ибн-Усала, христианин (Ат-Табарий, стр. 198-9 перев., Ал-Я’кубий, стр. 197 перев.). Ал-Я'кубий утверждает, что до этого ни один халиф не назначал христиан на такое место. Это значит, что ни Абу-Бекр, ни 'Омар, ни 'Осман, ни 'Алий этого не делали, т. е. не назначали христиан заведывать сбором с целого округа; окружными сборщиками назначались мусульмане, но их подчиненные, непосредственно соприкасавшиеся с населением, в руках которых были, податные списки на греческом языке, были, без сомнения, христиане (См. Ал-Белазурий, стр. 90 перев.и стр. 616 Введения). Ибн-Усала был убит Халидом, внуком знаменитого Халида-ибн-ал-Валида, в отмщение за смерть его отца, отравленного, по слухам, Ибн-Усалой по поручению Му'авии, который опасался возраставшего среди народа влияния [651] 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Халида. Едва ли он, действительно, был так опасен для Му'авии, тем болee, что не вмешивался в государственные дела. Вероятнее, что эта клевета была делом мусульман, завидующих месту Ибн-Усала (Охотников распоряжаться казенными деньгами всегда было много). Му'авия арестовал Халида и заставил его заплатить пеню, но не позволил пролить его кровь за убитого (Ал-Якубий, 107 перев.). Из последнего можно заключить, что такое требование было предъявлено родственниками Ибн-Усала. Это указывает, насколько хорошо было положение христиан при Му'авии, так как сомнительно, чтобы в более позднее время христианин осмелился потребовать крови мусульманина за своего убитого единоверца. В 47 г. патриархом Иерусалимским был назначен Иоанн (Евтихий, стр. 272 пер.). Его предшественник, Софроний, был выбран во 2-м году правления 'Омара (ibid. 260), т. е. в 14 г. хиджры, патриаршил 4 года, и после него престол пустовал 29 лет (ibid. 270). Наместником Му'авии в Палестине был Хассан-ибн-Малик ал-Кельбий (Ат-Табарий, стр. 203 перев.). Он был, по всей вероятности, преемником Натиля-ибн-Кайса. Правителем в Иерусалиме был при Му'авии, но когда именно — неизвестно, Селлам или Селама-ибн-Кайсар (Муджир-ад-дин, стр. 1250-1 перев.; по Ибн-Хаджару, II, стр. 220, он жил в Египте, но скончался в Иерусалиме, гдe и погребен). По ал-Я'кубию (стр. 107 пер.), при Му'авии харадж Палестины равнялся 150 тысячам, а харадж Урдунна — 180 тысячам динаров. |
|