|
11. Поход Халида-ибн-ал-Валида. О времени его прибытия к Дамаску мы уже говорили. Но так как эта дата находится, между прочим, в зависимости от времени, необходимого для совершения перехода из Ирака в Сирию, то следует по возможности точно определить путь, по которому следовал Халид, вывести отсюда время, какое понадобилось для похода, и сравнить его с предположенным нами выше сроком. Известия древних арабских авторов о пути Халида расположены на прилагаемой таблице. Вторая часть пути Халида определяется, в настоящее время, довольно легко. На карте Морица (В. Могitz, Zur antiken Topographie der Palmyrene, Berlin, 1889) есть станции Арака, Тадмор. ал-Карьятейн, Хувварин, Кусам (Casama). Правда, что эту последнюю станцию Мориц отказывается отождествить с Касамой своей карты. В своем совершенно правильном рассуждении он доказывает, что Халид не мог иметь ни времени, ни разумного основания переместиться из Арака на 80 миль к югу в Думет-ал-Джендаль, затем оттуда на такое же расстояние в Касаму и от нее в Тадмор, отстоящий всего милях в двух от Арака (Могitz, op. cit. 21). Мы совершенно согласны с Морицем, но его рассуждение направлено против списка станций ал-Белазурия и нисколько не колеблет показания ал-Мада'иния, который помещает Кусам между Хувварином и Мердж-Рахитом, т. е. именно там, где находится у Морица Касама. [435]
Что касается Думет-ал-Джендаля, то его надо совершенно вычеркнуть из списка местностей, через которые прошел Халид по пути в Сирию. Если отыскать на карте Хиру, Тадмор и Дамаск, то Думет-ал-Джендаль оказывается на таком огромном расстоянии к югу от этого пути, что такое отклонение Халида совершено невероятно. Думет-ал-Джендаль назван только в списке ал-Белазурия, рядом с неверно помещенным Кусамом. В списке Сейфа назван не Думет-ал-Джендаль, а Дума, да и сам он в другом месте (Т. SI, 2065) рассказывает о походе Халида в Думет-ал-Джендаль до его отправления в Сирию. Думет-ал-Джендаль опускают Абу-Юсуф, Ибн-Исхак, ал-Я'кубий, ал-Мада'иний. Этот последний (Т. SI, 2077) говорит, что Халид ходил из 'Айн-ат-Темра в Думет-ал-Джендаль в 12 году, после чего возвратился в Хиру. По ал-Вакидию (У ал-Белазурия, изд. de Goeje, стр. **), Халид, по пути в Сирию, прошел через Думет-ал-Джеедаль, но его отрывочное известие не стоит в связи с описанием всего пути Халида и не может считаться достоверным. Быть может, как то полагает де-Гуе (Memoire etc. 28-9), вместо Думет-ал-Джендаля надо читать Думет-ал-Хира и разуметь местность, находившуюся недалеко от Хиры. Так как в списке ал-Бeлaзypия Думет-ал-Джендаль назван рядом с неверно помещенным Кусамом, то вполне допустимо, что помещены неверно оба названия; если же Кусам и Думет-ал-Джендаль перенести и поставить между Хувварином и Мердж-Рахитом того же списка, то, взглянув на карту, мы находим на пути Халида между Кусамом и Дамаском Думу. Мы думаем, что [436] первоначально в списке станций Халида значилась именно эта Дума; затем иракские переписчики, не знавшие о существовании Думы дамасской, сочли показанную Думу за Думет-ал-Джендаль; одни из них, не прибавляя ничего, перенесли название "Дума" поближе к Хире, на основании своих географических соображений (Список Сейфа), другие к слову "Дума" прибавили "ал-Джендаль" (Список ал-Белазурия); третьи сделали и то, и другое (Известия ал-Вакидия). Де-Гуе полагает (Memoire etc. 29), что ал-Мудайях и ал-Хусайд были взяты еще до отправления Халида в Сирию, так как едва ли он имел время заняться их покорением при своем поспешном движении на помощь мусульманам. В подтверждение своего мнения де-Гуе ссылается на ат-Табария, который, следуя Сейфу, помещает взятие упомянутых мест до отправления Халида (Т. SI, 2068-9). Соглашаясь с этим, мы только прибавим к указанным селениям Сандауда, которое, по Абу-Юсуфу (Китаб-ал-харадж, Булакск. изд. стр. **), было взято до получения Халидом приказа двинуться в Сирию. Но вполне возможно, что Халид проходил через эти, уже покоренные, местности и во время своего похода в Сирию; они должны были находиться недалеко от Хиры и 'Айн-ат-Темра. К сожалению, их расположение нам точнее неизвестно. Из окрестностей 'Айн-ат-Темра можно отправиться на Араку двумя путями: или прямо через пустыню, или берегом Евфрата до Каркисии. а оттуда по караванной дороге на Араку. Первый путь бесспорно короче второго, но тяжелее и опаснее. Ал-Белазурий и Абу-Юсуф называют в своих списках Каркисию; [437] остальные писатели о ней умалчивают. Если Халид действительно проходил через Каркисию, то совершенно непонятно, где же та пустыня, через которую он перешел с опасностью жизни, и о которой говорят почти все писатели. Она не может находится между 'Айн-ат-Темром и Каркисией, так как, следуя по течению Евфрата, хотя бы в некотором от него расстоянии, едва ли можно очутиться, да еще с проводниками, в таком безвыходном положении, в каком был Халид. Но эта пустыня не может находиться между Каркисией и Араком, так как на этом пути, по карте Морица, нет ни одного названия, похожего на названия станций Халида. Да и путь от Каркисии до Тадмора — путь изъезженный спокон веку, хорошо известный уже в древности, между тем как Халид шел через пустыню, где редко кто проезжал; на протяжении пяти ночей пути нельзя было отыскать ни капли воды; сам проводник был в этой пустыне только раз в своей жизни, еще юношей (Т. SI, 2122-4). Такая пустыня могла встретиться Халиду только в том случае, если он направился из 'Айн-ат-Темра прямо на Араку и Тадмор (Dе Goeje, Memoire etc. 29-30). Положение Куракира и Сувы нам неизвестны. Ибн-Исхак говорит, что Куракир — водопой племени Кельб, а Сува — водопой племени Бахра. Якут повторяет эти сведения, прибавляя, что Сува находится в ас-Самаве (Сирийской пустыне), а Куракир — там же, со стороны Ирака (Якут, III, 172; IV, 49). На одной из карт исторического атласа Шпрунера-Менке (№ 77) на пол-пути между Хирой и Тадмором показано племя [438] Бану- Бахра, а к юго-востоку от него — Бану-Кельб. Так как, по Морицу (Zur antiken Topographie des Palmyrene, стр. 21), от 'Айн-ат-Темра до Араки 10 больших переходов, а от Куракира до Сувы, по Ибн-Исхаку (Т. SI, 2122), пять ночей, то приблизительное положение этих последних мест определится на карте, если провести черту между 'Айн-ат-Темром и Аракой и отмерить с обоих ее концов по одной четверти ее длины. На основании вышесказанного, из всех дорожников Халида мы считаем наиболее достоверным дорожник, сохранившийся у ал-Мада'иния. В списке ал-Белазурия Кусам следует переставить после Хувварина, Думет-ал-Джендаль заменить Думой и поместить после Кусама, a Kapисию вычеркнуть. Так как Абу-Юсуф (Китаб ал-харадж, Булакск. изд. **) помещает ал-Кавасиль между 'Аной ('Ана находится между Раккой и Хитом (Як. III, 594)) и Каркисией, то допустить проход Халида через ал-Кавасиль значит согласиться, что он шел берегом Евфрата до Каркисии; отвергнув последнее предположение, мы должны откинуть и ал-Кавасиль; кроме Абу-.Юсуфа, его называет только один ал-Белазурий. Список Сейфа совершенно отличается от других. Он помещает ал-Мудайях не там, где он стоит в списках ал-Белазурия и ал-Мада'иния. Станции ар-Румианатейн и ал-Кесеб существуют только у Сейфа. За то у него нет ряда других, имеющихся на наших картах. В виду ненадежности Сейфа вообще, его показания о походе Халида следует отвергнуть. [439] Список Абу-Юсуфа доводит Халида только до Каркисии; если принять его показания, то негде поместить переход Халида через неведомую пустыню. Ал-Я'кубий говорит, что из 'Айн-ат-Темра Халид пошел в Анбар, который по карте Мьюра (The Caliphate, its Rise, Decline and Fall, 1892, стр. 44-5) находится на западе-северо-западе от 'Айн-ат-Темра, так что, двигаясь из этого последнего в Анбар, Халид шел спиною к Сирии, удаляясь от нее. Такое движение Халида едва ли можно допустить. Анбар следует откинуть, как и Думет-ал-Джендаль. Итак, весь путь Халида определится следующими местностями: Хира, 'Айн-Темр, Сандауда (?), ал-Мудайях и ал-Хусайд (?), Куракир, Сува, Арака, Тадмор, ал-Карьятейн, Хувварин, Кусам, Дума, Мердж-Рахит, Хауран (Cp. de Goeje, Memoire etc, 30. Мьюр, который, видимо, не пользовался работой де-Гуе, предлагает такой путь Хилида, который нам кажется совершенно невероятным. Он говорит, что Халид из 'Айн-ат-Темра пошел в Думет-ал-Джендаль (около 450 килом, к юго-востоку), затем прямо на Хауран через Вади-Сирхан; будучи уже в нескольких переходах от Бусры, он пошел на север к Тадмору, а от Тадмора снова на Хауран мимо Дамаска до Азри'ата. Bсе эти обходы Мьюр объясняет страхом наткнуться на римские гарнизоны и враждебные пленена в северной части сирийской пустыни и в Хауране (Annals of the early Caliphate, 1883, стр. 101-2). На карте № 77 исторического атласа Шпрунер-Менке показаны: Куракир, Хадуда (Сан-Дауда), Сува, Мусайих (Мудайях). Мы не знаем, по каким сведениям составлена эта карта, но если проложить по ней путь Халида согласно спискам ал-Мада'иния и ал-Белазурия, то он окажется совершенно непонятным. Указанные на этой карте Куракир и Сува едва ли могут быть теми, через которые проходил Халид. Впрочем, Якут называет две Сувы и несколько Куракиров (Як. III, 172; IV, 48-9)). Относительно срока, какого мог потребовать такой путь, Мориц (Совершивший путешествия в эти местности) говорит, что Халиду пришлось идти от 'Айн-ат-Темра до Араки десять дней усиленными [440] переходами, да три дня на сражения и грабеж; от Араки до Дамаска, на переход, стычки и отдых, по меньшей мере 13 дней, а всего от 'Айн-ат-Темра до Дамаска minimum 26 дней (Moritz, op. cit. 21). Выше мы определили время, потребное для того, чтобы гонец Абу-Бекра прибыл из Медины в Хиру, и Халид мог совершить свой переход, всего в 40 дней. От 'Айн-ат-Темра до Дамаска 26 дней; от Хиры до 'Айн-ат-Темра (около 150 верст) — не менее 3 дней; итого 29 дней. На проезд гонца из Медины до Хиры остается 11 дней. Едва ли этот проезд мог быть совершен скорее. Заметим, что на сборы Халида мы не положили ни одного дня, и тогда нельзя будет не согласится, что предположенные нами 40 дней надо считать самым меньшим промежутком времени, потребным для прохода всего означенного пути из Медины до Хиры и от Хиры до Дамаска. Что касается численности отряда Халида, то Сейф определяет ее в 9000—10000 (стр. 154, 155, 174), ал-Мада'иний в 800 или 500 человек. Велльхаузен (Skizzen etc. VI, 64) признает наиболее вероятной последнюю цифру, с чем мы вполне согласны. По Ибн-Исхаку, Абу-Бекр приказывает Халиду выбрать для похода наиболее крепких людей (Т. SI. 2121: ***). На время перехода от Куракира до Сувы были взяты 20 особых верблюдов; на каждом привале зарезали четырех и водой из их брюха поили лошадей (Ibid. 2123). Но много ли голов можно напоить таким образом? По количеству же лошадей можно отчасти судить о числе людей. Для того, чтобы несколько тысяч человек и животных напились из [441] скудных источников пустыни, пришлось бы потерять при каждом привале слишком много времени. Вероятнее, что с Халидом было несколько сотен, а не тысяч воинов. Ибн-Исхак (стр. 174), ал-Мада'иний (стр. 172) и ал-Белазурий (стр. 46) (У которого почти буквально так, как у ал-Мада'иния) говорят, что Халид, подойдя к Дамаску, напал в Мердж-Рахите на гассанитов, а затем присоединился к арабским полководцам в Канате. Сейф вместо Мердж-Рахита называет Мердж-ас-Суффар (стр. 174). Показания трех остальных предпочтительнее, так как, если правда (ал-Белазурий, стр. 46; ал-Мада'иний, стр. 172), что Халид из ал-Мерджа послал двух воевод сделать набег на Гуту, то вероятнее, что он сам находился в Мердж-Рахите, около Дамаска, а не в Мердж-ас-Суффаре, между Батанией и Джауланом. Правда, что если придерживаться текста ал-Белазурия, то под Мердж-Рахитом следует разуметь не ал-Мердж карты Палестины Гуте (F, 1, 2), а местность севернее Орлиного перевала (Тениет Абу-л-'Ата карты Гуте. См. Могitz, op. cit. 18, примеч. 1), так как по ал-Белазурию Халид прошел через этот перевал после Мердж-Рахита. По Морицу (Ibid. 21), Мердж-Рахит, о котором идет речь — равнина Кутейфы (к северу от Орлиного перевала) или же северо-восточная часть ал-Гуты. Но Якут положительно говорит (Як. II, 743), что Мердж-Рахит находится в восточной части ал-Гуты. около 'Азра, справа от того, кто идет в Химс через Орлиный перевал; по Сейфу же (стр. 167), Халид разграбил 'Азру, следовательно, несомненно проходил через нее. Вероятно, что у ал-Белазурия здесь [442] надо переставить названия: сперва Орлиный перевал, а потом Мердж-Рахит. Мы уже видели, что в этом же списке у него неправильно помещены Кусам и Думет-ал-Джендаль (Дума дамасская). Из древних писателей только один ал-Белазурий говорит об остановке Халида у ворот Дамаска и о сношении с дамасским епископом (стр. 46). По ал-Белазурию (стр. 46), Ибн-Исхаку и Сейфу (стр. 174), Халид присоединился к Язиду, Абу-'Убейде и Шурахбилю в Канате (См. стр. 1727, исправление к стр. 40 перев.). Оттуда мусульмане пошли на Бусру. После сдачи города все вожди двинулись на юг. В это же время были взяты Азри'ат и 'Амман (стр. 64). Обогнув южную оконечность Мертвого моря, арабы соединились с 'Амром и пошли к Аджнадейну, на стоявшую там армию румов. |
|