Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

10. Первые победы арабов. Ал-Белазурий дает нам три известия о первых успехах мусульман (стр. 45).

Одно из них — со слов Абу-Михнафа. При ал-'Арабе 3000 румов разбиты Абу-Умамой, который, преследуя их, наносит им второе поражение при ад-Дуббийи (или ад-Дабийи).

Другое, со слов Абу-Хафса, сирийца, подтверждает, что первая битва произошла при ал-'Арабe.

По третьему, без указания источника, первая победа была одержана при Дасине, одном из селений Газзы. Кто предводительствовал арабами, не сказано. Преследовать врагов отправляется Язид и, узнав о их присутствии при ал-'Арабе, посылает Абу-Умаму, который нападает и убивает вождя румов. [429]

Так как это последнее сообщение не сходится ни с показанием Абу-Хафса, ни с известиями Абу-Михнафа, ни с рассказом ал-Мада'иния (о котором ниже), и так как Ибн-Исхак обо всем этом умалчивает, то вероятно, что в данном случае источником ал-Белазурия был ал-Вакидий.

Ат-Табарий излагает о первых победах по ал-Мада'инию (стр. 171). Согласно этому последнему, первая победа (не считая взятого Абу-'Убейдой на капитуляцию Меаба) была одержана при ал-'Арабе Абу-Умамой, которого послал туда Язид. Затем тот же Абу-Умама разбил румов при ад-Дасине (*** или ***).

Кроме того у нас есть coобщение Евтихия (стр. 256), который говорит, что арабы остановились при Тадуне, одном из селений Газзы.

Сопоставляя эти известия, мы замечаем, что сообщения Абу-Михнафа и ал-Мада'иния в сущности тождественны. Оба утверждают, что обе победы были одержаны Абу-Умамой, оба называют сначала ал-'Арабу, между тем, как третий источник ал-Белазурия ставит на первое место Дасин. Относительно названия местности, где произошло второе столкновение, Абу-Михнаф и ал-Мада'иний по-видимому расходятся. У одного ад-Дуббийя или ал-Дабийя, у другого ад-Дасина или ад-Дасин. Но только они, и никто другой. дают по два названия; эти названия, будучи написаны по-арабски, без диакритических точек, поразительно схожи: *** ад-Дасина, *** ад-Дуббийя, *** ад-Дабийя, *** ад-Дасин (у Евтихия *** Тадун). В безымянном источнике то же название, но без члена (в одной рукописи ***, в другой ***, а на полях [430] *** издатель исправил *** по Якуту, который свои сведения о Дасине берет именно из данного места ал-Белазурия) (См. стр. 1016-17 перев.). Сходство начертаний у Абу-Михнафа и ал-Мада'иния убеждает нас, что у обоих идет речь об одной и той же местности. Ал-Мада'иний (ум. 215 г.) мог пользоваться Абу-Михнафом (ум. 130 г.), но здесь вероятнее предположить общий источник (Де-Гуе (Memoire, etc.22-3) говорит, что первая победа была одержана при ал-‘Арабе, причем врагов преследовали до ал-Дабии, а вторая при ад-Дасине. Таким образом он соединяет известия Абу-Михнафа и ал-Мада’иния, отбрасывая показание безымянного источника ал-Белазурия и считая ад-Дабию и ад-Дасину за различные местности. Преклоняясь, вообще говоря, перед авторитетом де-Гуе, мы думаем, что в данном случае не было обращено достаточно внимания на сходство начертаний). Которая же из двух побед была одержана раньше? На ал-'Арабу указывают Абу-Михнаф, ал-Мада'иний и Абу-Хафс, сириец. На ад-Дасин — один только безымянный источник ал-Белазурия. Если бы мы знали в точности, где находятся названные местности, мы могли бы окончательно решить вопрос. Но относительно ад-Дасина указания недостаточно точны. Ал-Белазурий говорит, что это — одно из селений Газзы; по Евтихию, Тадун, который заменяет у него ад-Дасин, — одно из селений Газзы, в местности, прилегающей к Хиджазу. Что касается ал-'Арабы, то она, по указаниям ал-Белазурия и ал-Мада'иния, находится в земле палестинской. Де-Гуе (Memoire etc., 23, со ссылками на Косен де Персеваля и Робинзона) склонен признать ал-'Арабу за продолжение ал-Гаура до Айлы, причем замечает, что если это так, то Абу-Хафс прав, считая победу при ал-'Арабе первым сражением мусульман с румами. По карте Бедекера (Palasina und Syrien, 1891, стр. 142-3), почти вся долина от Мертвого моря до [431] Айлы называется Вади-л-'Араба. Имея в виду, что Абу-Хафсу, Абу-Михнафу и ал-Мада'инию мы можем противопоставить только безымянный источник ал-Белазурия, остается лишь присоединиться к заключению де-Гуе, что первая победа была одержана при ал-'Арабе (Отождествление ад-Дасина с библейским Дофаном (кн. Бытия, XXXVII, 17) и ал-'Арабы с 'Аррабой де-Гуе (Меm. 38-39) считает неосновательным, с чем можно только согласиться).

Согласно ал-Белазурию, Ибн-Исхаку, ал-Мада'инию и Сейфу (стр. 43-4; 141-2; 171; 147), 'Амр пошел в Палестину через Айлу, так что неминуемо должен был двигаться по долине Вади-л-'Арабе или пересечь ее. По Ибн-Исхаку (стр. 170, 175) и ал-Мада'инию (стр. 171), 'Амр остановился при Гамр-ал-'Арабате. Де-Гуе предполагает, что это место находится в долинe ал-'Арабы (Mem. 24). На карте Бедекера почти посередине Вади-л-'Арабы мы находим 'Айн-Гамр (буквально: Источник-пучина = Глубокий источник). Эта местность находится там, где ряд потоков сливаются и направляются в главный сток северной половины ал-'Арабы. Гамр-ал-'Арабат значит "Пучина потоков", Здесь же проходит один из трех путей, ведущих из ал-'Арабы в Газзу; остальные два, которые соединяются далее в один, проходят приблизительно в 15 и 30 километрах севернее 'Айн-Гамра. По Ибн-Исхаку, Гамр-ал-'Арабат в ал-Гауре; Гауром называется не только впадина от Тивериадского озера до Мертвого моря, но и ее продолжение к югу от этого последнего. Ал-Мукаддасий (ум. 375 г.), описывая южную часть Палестины, называет ал-Гамр и говорит, что он находится в двух переходах [432] от Айлы (Стр. 839-40 перев.). Ал-Гамр, Гамр-ал-'Арабат и 'Айн-Гамр названия одной и той же местности.

По ал-Белазурию (стр. 43-4), Сейфу (стр. 149) и Ибн-Исхаку (стр. 141-2), 'Амр отправился в Палестину по береговой дороге, через Айлу (с которой уже при Мухаммеде был заключен договор) (См. стр. 321 Введения). Остальные вожди пошли через Тебук в Заиорданье. Судя по этому, первые победы, если только были одержаны в Палестине (Ал-Белазурий и ал-Мада'иний (стр. 45, 171) утверждают, что ал-'Араба в земле палестинской), должны были достаться на долю 'Амра. Между тем, по безымянному источнику ал-Белазурия, после Дасина в погоню за врагами идет Язид; он же посылает Абу-Умаму в ал-'Арабу; по Абу-Михнафу, обе победы одержаны Абу-Умамой; по ал-Мада'инию, Язид посылает Абу-Умаму, и тот дважды разбивает врага. Об 'Амре ни слова. Между тем ал-Мада'иний и Ибн-Исхак согласно утверждают, что Язид пошел в ал-Белька. Но тогда как он очутился в Палестине? Это противоречие разрешается при рассмотрении карты (Бедекер, Palastina und Syrien, 1891, стр. 142-3). Дорога сирийских паломников в Мекку проходит через Му'ан; нисколько севернее она пролегает всего верстах в 30 от Вади-л-'Арабы. Можно допустить, что Язид, который выступил в поход раньше других, оказался вблизи ал-'Арабы прежде, чем 'Амр вступил в нее, вследствие чего, узнав о присутствии врагов, и был вовлечен в военные действия в пределах Палестины. 'Амр шел по более далекому пути, по береговой дороге, которая от Медины идет сначала на юго-запад к морю, а уже потом к северо-западу — по берегу. Почему соединенные войска 'Амра и [433] Язида не проникли в самую глубь Палестины, как Язид очутился немного позже в ал-Белька и, даже, около Бусры; что заставило 'Амра вскорe после первых побед просить подкрепления, — все это объясняется предположением де-Гуе, согласно которому вожди поняли (прибавим: быть может, ценой поражения), что своим успехом они обязаны неожиданности своего нападения, почему 'Амр, полагая, что ему не устоять против собираемой Ираклием армии, отошел в Гамр-ал-'Арабат и, в ожидании подкреплений, отпустил Язида, Абу-'Убейду и Шурахбиля в ал-Белька и Хауран (Memoire etc. 23-4). При этом мы заметим, что если в текстах есть указания на присутствие Язида и в южной Палестине и в ал-Белька, то в тех же текстах говорится о пребывании Абу-'Убейды и Шурахбиля только в Заиорданьи, но не в Палестине; отсюда мы заключаем, что последние два предводителя в движении на Газзу вероятно не участвовали, а пошли прямо в ал-Белька и дальше.

Что касается действий арабов в Заиорданье, то, по ал-Мада'инию (стр. 171) Абу-'Убейда взял Меаб и дошел до ал-Джабии, Шурахбиль остановился под Бусрой. При этом движении не все попутные города были заняты. Абу-Хафс, сириец (стр. 63-4), говорит, что Азри'ат и 'Амман были взяты Язидом уже после прибытия Халида-ибн-ал-Валида. Этому можно верить, так как промежуток между прибытием его и битвой при Аджнадейне (48 дней) не только допускает, но даже предполагает остановки на пути от Бусры до Аджнадейна. Кроме того у Абу-Хафса назван сперва Азри'ат, а потом 'Амман, как оно [434] и должно было быть при движении с севера на юг (Азри'ат верстах в 40 к северу от 'Аммана по прямой линии; по дорогам — верст 50 и больше).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.