5. Абу-Ханифа ад-Дейнаверий. Об этом
писателе у нас имеются лишь весьма скудные
биографические сведения. С другой стороны
переведенные нами отрывки слишком малочисленны
и кратки, чтобы [29] послужить
прочным основанием для суждения о направлении
нашего автора. Тем не менее мы можем с некоторой
достоверностью утверждать, что Абу-Ханифа был
шиит; на это указывает его происхождение, а также
та речь, которую он влагает в уста Шурахбиля (стр.
92) во время его объезда Сирии с целью
восстановить народ против 'Алия. Шурахбиль прямо
говорит, что халифа 'Османа убил 'Алий; между тем
невероятно, чтобы таково было и мнение
Абу-Ханифы, который, однако, ничего нам не
сообщает об убиении 'Османа, ограничиваясь
словами: затем был убит 'Осман (*** изд.
В.Гиргаса, Лейден,1-88,стр. **). Поклонник 'Османа
изложил бы подробнее трагическую кончину
престарелого халифа. Из распоряжений 'Османа наш
автор сообщает главным образом о назначении
правителями родственников халифа (Ibid.
***, **), что было одной из причин
восстания против него, а избрание халифом 'Алия
передает в таких выражениях и сопровождает такой
речью 'Алия, что читателю остается признать 'Алия
вполне законным халифом, а его противников —
бунтовщиками. В таком случае влагаемая
Абу-Ханифой в уста Шурахбиля речь имеет целью
показать недобросовестность омейядов.
По отзыву Мюллера (Litterarisches
Centralblatt, 1889, № 18), Абу-Ханифа совершено
независим от ат-Табария и дает богатый материал
для истории древней Пepcии и для времен омейядов.
Нолдеке (Ibid, и Noldeke, Sasaniden, 1879, стр. XXVI)
замечает, что наш автор много черпал из
романоподобных сочинений, а Ван Гельдер (Litter. Centr. loc. cit.) приходит к
заключению, что когда Абу-Ханифа [30]
расходится с ат-Табарием или дополняет его, то
почти всегда уклоняется от истины и
справедливости.
Ни иснадов, ни указания источников в
помещенных здесь отрывках у Абу-Ханифы нет.
|