|
3. Ибн-Са'д. Арабские писатели считали Ибн-Са'да передатчиком, заслуживающим доверия. Автор Фихриста (стр. 99) отзывается о нем, как о лице надежном и знающем. Ал-Белазурий, один из лучших арабских историков (Как мы увидим ниже), ссылается на Ибн-Са'да (по Index'y к изд. Китаб-Футух-ал-Бульдан 48 раз, что показывает, насколько он ценил его. Из позднейших писателей весьма сочувственно отзывается об Ибн-Са'де Абу-Бекр ал-Хатиб (ум. 463), автор Истории Багдада (Он говорит: *** См. Ибн-Халл. Изд. Wuestenfeld. № 681). Ан-Нававий (ум. 676) упоминает Ибн-Са'да, как один из главнейших своих источников, считая его надежным "несмотря на слабость его шейха, ал-Вакидия" (Нав. изд. Wuestenfeld, стр. 7—8: ***). Сочинением Ибн-Са'да пользовался [16] Ибн-ал-Асир для своего словаря сподвижников (Cм. X. X. Т, 279, Цитата у Loth, das Classenbuch des Ibn Sa'd, Leipzig, 1860, стр. 11). Автор другого большого биографического словаря, Ибн-Хаджар (ум. 852), помещает Ибн-Са'да в числе наиболее выдающихся авторов, из сочинений которых он черпал свои сведения. Ибн-Халликан (ум. 681) называет Ибн-Са'да писателем правдивым и надежным (И. Хал., изд. Wuestenfeld, № 656. О других авторах, отзывающихся об Ибн-Са’де, см. Loth, op. laud. Стр. 10-11) Что касается иснадов переведенных нами отрывков из сочинения Ибн-Са'да, то известия стр. 31— 34,17, не сопровождаются указаниями на источники. Но, так как этим отрывкам предшествует ссылка на ал-Вакидия, то их следует считать принадлежащими этому последнему (См. Wellhauzen. Skizzen, Heft, 4, Стр. 88: Das erste Kapitel, uber die Boten und Schreiben des Propheten, ist fast ganz dem Vakidi entlehnt, ausgenommen nur 10. 48-56). Известие стр. 34,18—35,9 снабжено иснадом: ал-Мадаиний (ум. 215), 'Амр-ибн-'Абд-ар-Рахман аз-Зухрий (не найден). Замиль-ибн-'Амр (не найден). Промежуток времени от описываемого события до года смерти ал-Мадаиния слишком велик (около 205 лет), чтобы аз-3ухрий мог быть передатчиком со слов очевидца. Вероятно, иснад не полон и очевидцем был не Замиль. а лицо, со слов которого он передавал, но имя которого не сохранилось. Известие стр. 35,10—29, без иснада. Оно восходит к ал-Вакидию. Известие стр. 35,30—30,13, со слов ал-Вакидия (ум. 207). Я'куба аз-3афария (не найден). 'Асима (ум. 120), 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Джабира со слов его отца. Иснад полон, но 'Абд-ар-Рахман, как передатчик [17] со слов своего отца, заслуживает мало доверия (Wuestenfeld, Register zu den genealog. Tabell. стр. 33: “verdient wenig Glauben in den Ueberliefernngen von seinem Vater” (со ссылкой на Ибн-Са'да)). По своему содержанию сообщение подозрений не возбуждает. Известия стр. 36,14—37,7 со слов ал-Вакидия. На стр. 37 следующие иснады: Ал-Вакидий (ум. 207). Ибн-абу-Зи'б (ум. 159), Салих, клиент Тау'амы (ум. 125). Иснад неполон. Ал-Вакидий (ум. 207), Мухаммед-ибн-'Абдулла (ум. 152), аз-Зухрий (ум. 124), 'Убейдулла-ибн-Абдулла-ибн-'Утба (ум. 98). Иснад неполон, так как наш 'Убейдулла во время описываемого события был слишком молод, чтобы запомнить его в подробностях; следовательно передает со слов какого-нибудь сподвижника, в иснаде не упомянутого. Хишам-ибн-ал-Кельбий (ум. 204), 'Абдулла-ибн-Язид-ибн-Раух-ибн-Зинба', со слов своего отца (даты смерти обоих последних неизвестны). Иснад неполон. Даже дед 'Абдуллы, Раух (ум. 83), едва ли был свидетелем описываемого события. Известие стр. 38,19—ult. передается со слов Хишама-ибн-ал-Кельбия (ум. 204), 'Абдуллы-ибн-Язида (год смерти которого неизвестен), сына Кайса-ибн-Натиля (не найден). Иснад неполон. |
|