36. Ибн-ан-Наккаш. У него мы находим
самые подробные сведения о положении христиан
среди мусульман от начала ислама до VIII в. хиджры.
К сожалению, сочинение Ибн-ан-Наккаша страдает
тремя недостатками, значительно умаляющими его
цену для нас. Оно написано после крестовых
походов, в XIV ст. по Р. X.; около семи столетий
отделяют его от времен пророка, завоевания Сирии
и 'Омара I, о [297] которых речь
на стр. 1347—1350 перев., и лишь немного меньший
период от времен 'Омара II, о котором говорится на
стр. 1350-3 перев. — Оно пропитано явною ненавистью
к христианам, так что вызывает сомнение в
добросовестности автора. — Источники, за
немногими исключениями, не названы, а там, где
названы, далеко не совершены. Так на стр. 1347
ссылка на Ахмеда-ибн-Ханбаля и на
Муслима-ибн-ал-Хаджажжа (ум. 261 г.). В глазах
мусульман это — ссылка прекрасная. Мы же не
забудем, что Ахмед-ибн-Ханбаль был главою
наиболее строгой и нетерпимой юридической секты,
представители которой, при выработке
богослово-юридических норм, не разрешали
пользоваться рассуждением по аналогии, а
требовали приискания подходящего хадиса, что
имело последствием сочинение заведомо подложных
хадисов. Но и помимо этого обстоятельства мы
должны, при ссылках на хадисы, быть настороже и не
забывать, что слишком часто их сочиняли с целью
подкрепить свои личные мнения, считаемые автором
полезными для процветания ислама (См.
Goldziher, Muhammed. Studien, т. II). Ссылка на
Ахмеда-ибн-Ханбаля повторяется на стр. 1348 перев.,
где есть еще другая ссылка — на Муснад
Малика-ибн-Анаса (В тексте и переводе:
Анас-ибн-Малик, но это ошибка переписчика; здесь
надо разуметь Муснад Муватты Малика,
составленный Ахмедом-ибн-Шу'айбом ум. 303 г. (Ibid. II,
стр. 230)). Вот и все ссылки при сообщениях о
пророке и об 'Омаре I. В последующих статьях
ссылок на какие-либо сочинения нет вовсе. О
временах Мансура рассказывается со слов его
современника Шебиба-ибн-Шейбы (ум. 164 г.), а о
временах ал-Ма'муна — со слов бывшего при нем [298] 'Омара-ибн-'Абдуллы
аш-Шейбания; но каким путем эти сведения попали в
руки Ибн-ан-Наккаша, он умалчивает.
Отрицать a priori достоверность всех
сведений Ибн-ан-Наккаша было бы ошибкой. Но чем
дальше отстоят от его времени те события, о
которых он сообщает, тем осторожнее следует
относиться к его данным и проверять их. Так,
рассказ стр. 1359—1361 перев. повторяется в двух
редакциях в летописи ат-Табария (Т. S
III, 1440-7; см. Исправления и примечания, стр. 1779
перев.), хотя сравнение текстов обоих
писателей показывает, что Ибн-ан-Наккаш в этом
месте ат-Табарием не пользовался. Здесь мы можем
принять сообщение Ибн-ан-Наккаша, как
соответствующее, в общих чертах, истине. Но
немного дальше он дает поддельный указ
ал-Мутеваккиля (См. стр. 1363, примеч. 2 перев.).
Стихотворения времен ар-Ради (царствовал: 322-9),
вероятно, подлинны. Последующим сообщениям
Ибн-ан-Наккаша надо придавать все большую и
большую цену. Наибольшей достоверностью
отличается рассказ о событиях 700 года, который
следует сопоставить с сообщениями Ибн-Халдуна
(стр. 637 перев.) и ан-Нувейрия (стр. 1341 перев.),
причем наибольшего доверия заслуживает этот
последний, как современник передаваемых событий,
которые произошли на его родине.
|