32. Муджир-ад-дин. Мы находим у этого
писателя самое подробное из дошедших до нас
описаний Иерусалима. К сожалению, оно составлено
слишком поздно — в 901 г. хиджры (1496 по Р. X.) — после
крестовых походов, так что пользоваться им для
наших целей мы можем не иначе, как с величайшей
осторожностью. Сравнение доступного нам текста
Мусир-ал-Гарама с текстом Муджир-ад-дина уже
показало нам, что этот последний часто списывает
сочинение своего предшественника. Сличение
обоих полных текстов привело Конига к
заключению, что почти все содержание Мусира
внесено в сочинение Муджир-ад-дина, причем 9/10
текста Мусира списано буквально (О
своем сличении Кониг говорит: “das Resultat einer genaueren
Einsicht in dieses ziemlich umfangreiche Werk — es ist 712 Druck-Seiten stark — war
ein uberraschendes! Fast das ganze Material, das uns das Buch des Sihabeddin Abu Mahmud
(т. e. Mycиp-ал-Гарам) bietet, ist in dies Werk Mugireddins heineingearbeitet und
zwar neun Zehntel in woertlicher Ubereinstimmung!!” (Коеnig, Der Kitab Mutir
al-garam, стр. 20)). Благодаря работе Конига. мы
можем [291] отнести
значительную часть сведений Муджир-ад-дина к
половине VIII века хиджры и применить к его
сочинению все сказанное нами о Мусир-ал-Гараме. —
Описание Иерусалима, других местностей и зданий
мы можем считать верным для IX в. хиджры; сообщения
же об исторических событиях тем достовернее, чем
ближе время этих событий к IX в.
Весьма интересно сообщение
Муджир-ад-дина о копии грамоты, данной Мухаммедом
Темиму ад-Дарию (Стр. 1300-2 перев.). В
дальнейшем изложении мы сопоставим данные
Муджира с данными других авторов и представим
выводы, к которым привело нас это сличение.
|