|
29. Якут. Хотя этот автор писал в VII веке хиджры (XIII по Р. X.), но в его сочинениях находится множество сведений, взятых из трудов писателей, значительно более древних. Так в переведенных нами отрывках он ссылается на следующих авторов, писавших до крестовых походов: на Ибн-Исхака ум. 151 г. (стр. 1065, 1088 перев.), Абу-'Амра ум. 154 г. (стр. 1047, 1056 перев.), аш-Ша'бия ум. 105 г. (стр. 1043 перев.); на Абу-Хузейфу ум. 206 г. (См. стр. 1107 примеч. 2 перев.; Якут пользовался сочинением этого писателя по списку Абу-‘Амира ал-‘Абдария ум. 554. См. стр. 969 примеч. 5 перев.) (стр. 969, 1107 перев.), Ибн-Ваддаха ум. 287 г. (стр. 970 перев.), Муслима-ибн-ал-Хаджжаджа ум. 261 г. (стр. 971 перев.), Ахмеда ас-Серахсия ум. 286 г. (стр. 973 перев.); на ал-Язидия сына ум. III в. (стр. 976 перев.), Абу-Зейда ал-Ансария ум. 214 г. (стр. 982 перев.), Абу-Мунзира Хишама-ибн-Мухаммеда Ибн-ал-Кельбия ум. 204 г. (стр. 982, 989, 1026. 1072, 1075, 1083 пер.), Абу-'Убейду Ма'мара-ибн-ал-Мусанна ум. 210 г. [279] (стр. 982, 1088 перев.), Абу-Мансура ал-Азхария ум. 370 г. (стр. 984, 1043, 1148, 1056, 1083, 1084, 1088, 1089 перев.), ал-Асрама ум. в III в. (стр. 988 перев.), ал-Бухария ум. 256 г. (стр. 994 перев.), Ибн-Хабиба Мухаммеда ал-Багдадия ум. 245 г. (стр. 996, 1008, 1018, 1021 перев.), ас-Суккерия ум. 275 г. (стр. 997 перев.), Сейфа ум. во II в. (стр. 1008 перев.), Ахмеда-ибн-абу-Хейсаму, Зухайра-ибн-Ка'ба ум. 279 г. (стр. 1009 перев.), Ахмеда-ибн-Джабира ал-Белазурия ум. 279 г. (стр. 1016-17, 1082, 1085 перев.), ал-Вакидия ум. 207 г. (стр. 1023 перев.), ал-Мазиния ум. 248 г. (стр. 1024 перев.), Ибн-ал-А'рабия ум. 231 г. (стр. 1047 перев.), Ибн-ас-Сиккита ум. 244 г. (стр. 1050 перев.), ал-Ахфаша ум. 215 г. (стр. 1062 перев.), ал-Асма'ия ум. 213 г. (стр. 1073 пер.); на Ибн-ал-Факиха (вторая половина III в.; стр. 986, 1002, 1075, перев.), Ибн-абу-л-'Аджа'иза (жил в III -IV в.; стр. 1018, 23, 32, 36, 50, 52, 55, 56, 63, 99 перев.), ал-Мухаллабия (жил в IV в.; стр. 1039, 40, 69, 72, 1105 перев.), ал-Халидия (жил в IV в.; стр. 1032, 1033 перев.), Абу-'Алия ал-Калия ум. 356 г. (стр. 983 перев.), Ибн-Дурейда ум. 321 г. (стр. 1003 перев.), Абу-л-Фараджа ал-Исбахания ум. 356 г. (стр. 1033 перев.), Абу Хатима ал-Бустия ум. 354 г. (стр. 1048 перев.), ал-Джаухария ум. 393 г. (стр. 1062 перев.), Абу-Зейда ал-Балхия ум. 340 г. (стр. 1086 перев.). — Из писателей V века упомянуты Ибн-Бутлан ум. 444 г. (стр. 1028 перев.), Ибн-Макула ум. 475 (стр. 1073 перев.), ал-Вахидий ум. 468 (стр. 1088 перев). Что же касается писателей, скончавшихся после взятия Иерусалима крестоносцами, то в переведенных нами отрывках Якут ссылается на следующих: Ал-хафиз Абу-л-Касим ад-Димешкий Ибн-'Асакир (отец) ум. 571 г. (стр. 971 и др. перев.); [280] Ибн-'Асакир сын ум. 600 г. (стр. 991 перев.); Абу-'Амир ал-'Абдарий ум. 554 г. (стр. 981 перев.); Абу-Бекр Мухаммед-ибн-Муса ал-Хазимий ум. 584 г. (стр. 1000, 1002, 1048 перев.); Абу-Са'д ал-Мервезий ас-Сам'аний ум. 562 г. (стр. 1007, 1045, 1048 перев.); Ибн-ал-Катта' ум. 515 г. (стр. 1009 перев.); Ибн-Мунир ум. 548 г. (стр. 1031 перев.); Наср ал-Искендерий ум. 560 г. (стр. 969 перев.). Мы видим. что большая часть авторов, сочинениями которых пользовался (В переведенных нами отрывках) Якут, писали до крестовых походов. Некоторые из остальных, более поздних, пользуются отличной славой, так что нет основания не доверять им. Из числа переведенных нами писателей Якут пользуется следующими: Ал-Херавием (стр. 972; 1016, примеч. 1; 1031, примеч. 2; 1059, примеч. 1; 1078, примеч. 1 перев.) — Ал-Белазурием, которого Якут иногда называет (стр. 994, 1016-7; 1082, 1085 перев.), а иногда не называет (стр. 974,20—975,20 = 51-2 перев.; 982,24—983,18 = 40 перев.; 988,1-6 = 46-7 перев.; 1067,7-20 = 52-4 пер.), причем сильно сокращает его текст. — Ал-Мукаддасием ал-Бешшарием (стр. 993, примеч. 1; 1047, прим. 1; 1050, прим. 1; 1055, прим. 1; 1059. прим. 2; 1067, прим. 2; 1069, прим. 1 и 2; 1071, прим. 1; 1095, прим. 1), причем в одном месте (стр. 1040, прим. 3) у Якута сохранился текст, утраченный в рукописных экземплярах ал-Мукаддасия. — Ал-Истахрием (стр. 998,7-20 перев. = 53,1-6 издания de Goeje). — Ибн-ал-Факихом (стр. 1002, 1040, прим. 2; 1041 прим. 1; 1090-93, примечания). — Ибн-Исхаком [281] (стр. 1088; 1098,20—1099,8 пер.). — Ибн-ал-Асиром (стр. 1109 прим. 1 пер.). — Ал-Вакидием (стр. 1023 пер.). Когда Якут указывает источник своих исторических сведений, то их достоверность зависит от достоверности источника, измеряемой с одной стороны репутацией данного писателя, а с другой — промежутком времени, отделяющим его от сообщаемого события. Когда же Якут источника не указывает, и сравнение его текста с текстами других писателей не дает нам прочной опоры для определения его зависимости, тогда нам следует принять во внимание, согласимы ли показания Якута с показаниями более древних. Если Якут дает нам некоторые допол-нительные подробности — мы можем принять их, полагаясь на то множество хороших, древних писателей, которыми он пользовался. Но если источник текста Якута остается нам неизвестным, а самый текст противоречит более древним авторам, то лишь весьма веские соображения и только в исключительных случаях могут склонить нас к предпочтению текста Якута. Но такое рассмотрение, очевидно, возможно лишь при сличении каждого отдельного известия Якута со всеми однородными известиями всех других доступных нам авторов, что уже относится ко второй части Введения. Вообще говоря, Якут, как лично посетивший Палестину и имевший возможность проверить значительную часть показаний своих источников, является для нас автором весьма драгоценным (См. образец проверки источника на стр. 971 перев.). |
|