|
2. Ал-Вакидий. Ал-Вакидия, как и Ибн-Исхака, некоторые арабские писатели считают ненадежным авторитетом в области хадиса потому, что ал-Вакидий был шиит (Фихрист, 98; Ибн-Халликан. изд. Wuestenfeld. № 655). Так ан-Неса'ий (ум. 303) и Ибн-Ма'ин (ум. 233) (Нававий изд. Wuestenfeld. 631) не считают его надежным *** (Dahabi, Liber classium virorum. изд. Wuestenfeld, par. I, стр. 74). О шиитстве ал-Вакидия говорит и Вюстенфельд в своем сочинении die Geschichtschreiber der Araber. 11-12. Это значит, что когда речь идет о прославлении 'Алия и его потомков или о порицании его противников — ал-Ва-кидию верить нельзя. Шпренгер отмечает стремление ал-Вакидия о [10] каждом событии собрать возможно более редакций (Sprenger, Das Leben und die Lehre des Mohammad. Berlin, 1869 т. III, стр. LXXIII) и решительно предпочитает ал-Вакидия Ибн-Исхаку (ZDMG. 1849, стр. 452. Цитата у Wellhausen, Muhammed in Medina, стр. 11). Велльхаузен восстает против такого взгляда. Его возражения сводятся к следующему: чаще всего, при разногласии обоих авторов — у Ибн-Исхака лучший и древнейший извод; ал-Вакидий, хотя никогда не называет Ибн-Исхака, тем не менее заимствует от него; большая часть сведений, которых нет у Ибн-Исхака, отличается у ал-Вакидия легендарной окраской. При этом Велльхаузен не отрицает достоинства ал-Вакидия, как хронолога и вполне признает, что по обилию данных он превосходит Ибн-Исхака (Wellhausen, op. cit. стр. 11—15). Ал-Вакидий родился в начале 130 г. (И. Кут. 259). Свои сведения о походах Мухаммеда он мог начать собирать около 145 г., когда ему было 15 лет; большая же часть передаваемых им сообщений была собрана, надо полагать, значительно позже. Поэтому промежуток времени, отделяющий ал-Вакидия от событий первых десяти лет хиджры определяется не менее, как в 135 лет, вернее около 150 лет. Ал-Вакидий ссылается на следующие иснады: стр. 17: Раби'а-ибн-'Осман-ибн-ал-Хакам (ум. 154). Иснад недостаточен. — В год смерти этого передатчика ал-Вакидию было 24 года. Стр. 17. Ибн-абу-Сабра (ум. 162) (Абу-Бекр 'Абдулла. См. И. Кут. 246), Исхак-ибн-'Абдулла-ибн-абу-Тальха (ум. 132), Рафи'-ибн-Исхак (не найден), Зейд-ибн-Аркам (ум. 68). Иснад полон и доходит до очевидца события. Стр. 18. Абу-Сафван, Халид-ибн-Язид. Ни тот, [11] ни другой не найдены; иснад не полон, так как не хватает имени по крайней мере одного передатчика. Приказ Мухаммеда сходен с наставлениями Абу-Бекра при отправлении в поход отряда Усамы (по Сейфу у ат-Табария, стр. 139—140) и с приказом того же Абу-Бекра при отправлении армии для завоевания Сирии (по Евтихию, стр. 256). В последней редакции опущен приказ щадить отшельников, но рубить священников. Стр. 18. Абу-л-Касим-ибн-'Умара-ибн-Газийя, его отец (ум. 140), 'Ата-ибн-абу-Муслим (ум. 135). Иснад не полон; родившийся в 50 г. 'Ата не мог слушать Мухаммеда. Стр. 19. Зейд-ибн-Аркам. Промежуточные звенья опущены; если восстановить их, руководствуясь иснадом стр. 17, то этот иснад окажется и правильным и полным. Стр. 20. Раби'а-ибн-'Осман (ум. 154), ал-Макбурий (ум. 123) (И. ТГР., I, 322), Абу-Хурейра (ум. 56 или 59). Промежуток между обоими последними (64 года) с первого взгляда кажется слишком великим; однако, если предположить, что ал-Макбурию в год смерти Абу-Хурейры было 30 лет, то он умер в 123 году 94 лет от роду, что возможно; если же ал-Макбурий слушал Абу-Хурейру раньше 30 лет, то их прямые сношения еще допустимee. Между Раби'ем и ал-Вакидием (ум. 207) промежуток в 53 г., но мы положительно знаем, что ал-Вакидий, родившийся в 130 г.. мог слушать Раби'а, скончавшегося в 154 г. Таким образом этот иснад надо считать правильным и восходящим до очевидца битвы; к тому же содержание сообщения не внушает никаких подозрений. [12] Стр. 20. Букайр-ибн-Мисмар (год смерти неизвестен), Ибн-Ка'б ал-Куразий (ум. 108). Иснад не полон. По ан-Нав., 116 (Изд. Wuestenfeld), Ибн-Ка'б передавал, между прочим, со слов Зейда-ибн-Аркама, принимавшего участие в походе в Му'ту. Если в данном иснаде предположить случайное опущение имени Зейда, то иснад окажется правильным и полным. Стр. 20. Ибн-абу-Сабра (ум. 162), Умара-ибн-Газийя (ум. 140). Иснад не полон. (Не хватает Газийи?) Содержание сообщения, опирающегося на два предшествующие иснада вполне правдоподобно; поэтому, с нашей точки зрения, неполнота этих иснадов не важна. Стр. 20. 'Абдулла-ибн-Мухаммед (ум. 145), его отец. Иснад не полон. Сообщение опирается на передатчика ненадежного (Об 'Абдулле-ибн-Мухаммеде, внуке 'Акиля-ибн-абу-Талиба (брата павшего при Му'те Джа'фара) ан-Нав., 368, говорит: ***) и по своему содержанию возбуждает подозрения. Мы считаем его недостоверным. Стр. 20. Нафи'-ибн-Сабит и т. д. Иснад полон, но за отсутствием сведений о датах кончин упомянутых лиц не мог быть проверенным. Стр. 20. Мухаммед-ибн-Салих (не найден), один араб, его отец, Иснад далеко не образцовый и проверке недоступный. Несмотря на это мы считаем сообщение, на него опирающееся, весьма достоверным: надо питать сильную любовь к истине, чтобы решиться признаться в "позорнейшем бегстве" с поля битвы. [13] Стр. 21. Ибн-абу-Сабра (ум. 162), Исхак-ибн-'Абдулла (ум. 132). Ибн-Ка'б-ибн-Малик (год смерти неизвестен), его родственники. Иснад полон и сообщение весьма правдоподобно. Стр. 21. Измаил и т. д. Иснад не полон, упомянутые лица не найдены. Стр. 21. 'Аттаф-ибн-Халид. Не хватает имен по крайней мере двух передатчиков; кроме того, сообщение, по своему содержанию, следует считать подложным, сочиненным ради прославления ислама. Стр. 21. Давид-ибн-Синан и т. д. Иснад не полон. Стр. 21. Халид-Ибн-Альяс и т. д. Сведений о первых двух передатчиках мы не нашли. Сподвижнику Абу-Са'иду ал-Худрию было 13 лет в год битвы при Вале (*** См. Усд. Г. V, 211) в 5 г. хиджры, следовательно в 8 г., когда разбитые при Му'те мусульмане возвращались в Медину, ему было 16 лет, и он вполне мог быть свидетелем этого возвращения, тем более, что принадлежал к числу аснаров. т. е. жителей Медины. Стр. 22. 'Ауф-ибн-Малик (ум. 73). Не хватает имен по крайней мере двух передатчиков. В сообщении нет ничего неправдоподобного. Стр. 22. Букайр-ибн-Мисмар (не найден). 'Умара-ибн-Газийя (ум. 140), его отец. Между битвой при Му'те (в 8 г.) и годом смерти 'Умары промежуток в 132 года; если считать иснад правильным, то придется допустить, что 'Умара скончался в глубокой старости. Предположим. что он дожил до 90 лет; в таком случае он родился в 150 г. через 42 года после битвы при Му'те, при которой однако его отец [14] совершил подвиг, следовательно, был не ребенком, а юношей лет 16—20; следовательно в год рождения 'Умары его отцу было около 60 лет, что, конечно, возможно, хотя не совсем в порядке вещей. Что касается содержания сообщения, то приобретение драгоценного камня и возвращение в живых из похода нам кажутся стоящими в причинной связи: захватив, так или иначе, камень, Газийя, очевидно думавший не столько о победе, сколько о добыче, не стал больше соваться в свалку, а благоразумно позаботился о сохранении драгоценной вещи и своей жизни, иначе говоря, был в числе тех, которые обратились в позорнейшее бегство (стр. 21). Что касается его единоборства, то оно сомнительно. На стр. 23 приводится 14 имен передатчиков. Некоторых из них, кроме как у ал-Вакидия, мы не нашли (Ибн-абу-Хабиба, 'Абд-ар-Рахман-ибн-'Абд-ал-Азиз, Я'куб-ибн-Му-хаммед); даты смерти пяти из остальных неизвестны ('Абдулла-ибн-'Абд-ар-Рахман, 'Омар-ибн-Сулейман, Муса-ибн-Мухаммед, 'Абд-ал-Хамид-ибн-Джа'фар, Эйюб-ибн-ан-Ну'ман). Из числа тех упомянутых передатчиков, год смерти которых известен, Абу-Ма'шар (ум. 170) считается несколькими знатоками хадисов недостоверным (Зех. Class, part. I, стр. 51: ***). Стр. 24. Рифа'а и т. д. Иснад полон и доходит до Зейда-ибн-Сабита (ум. 45), секретаря Мухаммеда. Сообщению можно верить. Стр. 24. Я'куб-ибн-Мухаммед и т. д. Иснад полон, но даты смерти Я'куба и 'Абд-ар-Рахмана нам неизвестны. Стр. 25. Яхъя-ибн-Хишам со слов ал-Мунзира. Эти лица нами не найдены. [15] Стр. 25. 'Абдулла-ибн-Джа'фар (ум. 178), аз-Зухрий (ум. 124), 'Урва (ум. 93). Усама (ум. 54). Иснад полон и внушает доверие. Стр. 28. Хишама-ибн-'Асим и т. д. Иснад не полон, упомянутые лица нами не найдены. С точки зрения строгих требований арабских традиционистов следовало бы забраковать многие из иснадов ал-Вакидия. Для нас неполнота иснадов служит указанием на добросовестность ал-Вакидия, который не захотел восполнить пробелы вымышленными именами. При этом нельзя не признать, что ал-Вакидий не делал выбора, а собирал все сведения, какие только мог добыть, и ограничивался распределением их в отдельные кучи, расположенные в хронологическом порядке. |
|