27. Джелаль-ад-дин ас-Суютий. Из двух
сочинений этого плодовитого писателя (Оставил 500 сочинений), в которых мы
могли рассчитывать встретить подходящие для
нашей цели сведения, нами переведено только
небольшое число отрывков. Оба эти сочинения
сравнительно невелики. История халифов —
очевидно компиляция компиляций.
"Хусн-ал-Мухадара" — сборник кратких
сведений о всех выдающихся лицах, бывавших в
Египте, (Сподвижники, равии, факихи,
поэты, судьи, правители, везири, историки и т. д.
Более подробно об эйюбитах и об аббасидских
халифах в Египте с 659 г. (есть копии их грамот).
Целый отдел занимает перечень сочинений автора),
с пpибавлением описания Каира.
В большей части переведенных нами
отрывков источники указаны. Особенный интерес
представляют для нас отрывки о зиммиях (стр. 710
перев.), о первой заново построенной церкви в
Египте (стр. 714 перев.) и о мерах ал-Хакима (стр. 715
перев.). [269] Первый и второй
отрывки взяты из сочинения Ибн-'Абд-ал-Хакама (ум.
257 г.) и снабжены иснадами. Первый иснад полон и
правилен (Ибн-'Абд-ад-Хакам
действительно передавал со слов
'Абд-ал-Мелика-ибн-Масламы (см. И. Тгр. I, 33);
ал-Касия-ибн-'Абдулла действителъно передавал со
слов 'Абдуллы-ибн-Динара (Нав. 505), а этот последний
со слов 'Абдуллы-ибн-'Омара (Зех. Class. part. I, стр. 22)),
но один из его членов пользуется очень плохой
славой: Ахмед-ибн-Ханбаль считает
ал-Касима-ибн-'Абдуллу лжецом, а другие знатоки
хадисов лишь немного лучшего о нем мнения (Этот ал-Касим аттестован у ан-Нававия
(изд. Wuest. 505) так: *** ……). Мы
должны, поэтому, считать данное сообщение
подозрительным. Второй иснад (стр. 714 перев.)
неполон: нет имен свидетелей события; кроме того,
упомянутый в нем Ибн-Лехи'а считался
передатчиком слабым (Его считают
слабым Ибн-Ма'ин, ал-Лейс-ибн-Са'д, ал-Бyxapий,
ан-Hecаий, Ибн-Са'д; aл-Бейхакий говорит, что все
традиционисты считают его слабым (Нав. 505)),
хотя не лжецом.
|