24. Такий-ад-дин ал-Фасий. Из
сочинения этого автора, современника Ибн-Халдуна
(Он встречался с ним в Халебе (Wuestenfeld,
die Chroniken der Stadt Мекка, Leipzig, 1859, т. II, стр. VII)), мы
заимствовали только один отрывок о восстании
Абу-л-Футуха в начале V в. хиджры. Свое сочинение
ал-Фасий составил спустя более, чем 400 лет, на
основании целого ряда трудов своих
предшественников. Издатель ал-Фасия,
Вюстенфельд, хвалит его прилежание и
добросовестность, сообщает список (Неполный)
его источников и называет их лучшими и наиболее
ценными историческими сочинениями.
В переведенном нами отрывке (стр. 643-5
пер.) ал-Фасий ссылается на Сибта-ибн-ал-Джаузия
(ум. 664 г.), ан-Нувейрия (ум. 732 г.), aз-3exeбия (ум. 748 г.) и
на Ибн-Халдуна (ум. 808 г.). На этого последнего
ал-Фасий ссылается, по своим собственным словам,
только потому, что у него есть сведение,
отсутствующее у других писателей (ср. стр. 635
перев.). Ссылки на Сибта-ибн-ал-Джаузия,
ан-Нувейрия и аз-3ехебия находятся в конце
отрывка и касаются даты восстания Абу-л-Футуха.
Что же касается самого рассказа, то в нем ссылок
нет. Он почти что совпадает с таковым же
рассказом Ибн-Халликана (стр. 596-8 перев.). Но, хотя
в общем редакция этого последнего пространнее
редакции ал-Фасия, в ней все-таки не хватает
кое-каких подробностей, которые есть [249]
у ал-Фасия. С другой стороны ал-Фасий ссылается на
Ибн-Халликана во всем своем сочинении только
один раз (Wuestenfeld, op. cit. стр. ХIII),
хотя, вообще говоря, не скупится на ссылки (На стр. 202 — 210 издания Вюстенфельда
свыше 25 ссылок). Поэтому чрезвычайное
сходство редакций ал-Фасия и Ибн-Халликана
следует объяснить их зависимостью от одного и
того же источника. Таковым надо считать
ал-Мусаббихия (ум. 420 г.), египетского историка,
служившего у халифа ал-Хакима. Ибн-Халликан
широко пользовался ал-Мусаббихием (См.
стр. 217 Введения, примеч. 2), который был
известен и ал-Фасию (При ссылке на
стр. 204 изд. Вюстенфельда. В тексте *** но это описка); но этот последний
пользовался им, по-видимому, не прямо, а в
сокращении некоего ар-Рашида-ибн-аз-Зекия
ал-Мунзирия (*** Ibid.), чем и
объясняется то обстоятельство, что редакция
данного отрывка у ал-Фасия короче, чем у
Ибн-Халликана.
Для оценки достоинства сохранившегося
текста достаточно сказать, что он написан лицом,
бывшим с 898 г. секретарем того самого халифа, при
котором в 401 или 402 г. произошло описанное событие.
|