|
19. Абу-л-Фарадж. Из "Сокращенной истории династий" этого автора нами переведено лишь небольшое число отрывков. Сочинение Абу-л-Фараджа [218] невелико и не может выдержать сравнения ни по своему объему, ни по обстоятельности, ни по древности с трудами предшествующих арабских (Переведенных нами) писателей, за исключением, разве, ал-Мекина. При такой оценке Абу-л-Фараджа не надо, однако, забывать, что он имел в виду составить вовсе не пространную историю, а лишь сокращенную. Тем не менее у него есть сведения, которых нет у других, рассмотренных нами, историков. Владея, кроме арабского, греческим и сирийским языками, Абу-л-Фарадж мог пользоваться такими источниками, которые были недоступны его предшественникам мусульманам. Кроме Сокращенной истории, Абу-л-Фарадж оставил еще ряд других сочинений. В одном из них, а именно в Церковной Летописи, написанной на сирийском языке (Gregorii Barhebraei chronicon ecclesiasticum ….. ediderunt et latine donarunt …. J.B. Abbeloos et T.I.Lamy, Lovanii, 1872), находится ряд сведений об отношениях мусульман к христианам - яковитам. Эти сведения, без сомнения опирающиеся на различные летописи и записи, безусловно необходимо принять во внимание при суждении о причинах, вызвавших не-однократные преследования христиан. Не желая удлинять наш труд, и без того достаточно пространный, и уклоняться от намеченных нами пределов (Переводить только с арабского языка), мы не будем останавливаться на всех тех местах Церковной Летописи, где говорится об отношениях мусульман к христианам; но мы считаем нужным сказать несколько слов о впечатлении, вынесенном из просмотра этого сочинения, и остановиться на наиболее важных местах. Среди яковитов неоднократно возникали раздоры; [219] в своих спорах они сами напрашивались на вмешательство халифов, предъявляя им жалобы на своих собственных единоверцев и обвинения против своих иерархов (Chronicon ecclesiast. стр. 310—12, 324, 340, 366-8). Сами отдавая себя на суд мусульман и прибегая к их содействию для торжества путем насилия над теми, кого они считали уклонившимися от пути истинного (Ibid. 334, 354—8), яковиты должны были испытать последствия такого своего поведения и терпеть во главе своей церкви патриархов, назначенных по приказу и выбору халифов (Ibid. 316, 320, 326. Правом утверждения пользовались все халифы. Патриарх Дионисий говорит ал-Ма'муну: твои отцы присуждали вам патриаршество и выдавали нам дипломы, как и ты мне. Ibid. 370). Если мы вспомним, что, кроме яковитов, в мусульманской империи существовали еще несториане и православные, что представители этих трех вероисповеданий считали друг друга еретиками и были не прочь воспользоваться для своих целей содействием власти, — мы составим себе некоторое понятие о том жалком положении. в каком находились христиане среди мусульман, господствующих в государстве и считавших их многобожниками, обратить которых в ислам — заслуга перед лицом Аллаха. Наиболее важны следующие сообщения Абу-л-Фараджа. В 721 г. по Р. X. патриарх Илия в торжественном шествии вступил в Антиохию и освятил новую, построенную его стараниями, церковь. В следующем году он освятил другую новую церковь в антиохийском округе (Ibid. стр. 298. Мы пользовались латинским переводом). В 754 г. по Р. X. после смерти патриарха Иоанна, [220] ал-Мансур приказал признать патриархом Исаака Харранского, монаха, который уверил халифа, что умеет превращать свинец в золото. Ал-Мансур дал ему полномочие повсюду отыскивать необходимые снадобья; но, когда через год Исаак был вызван к халифу и оказался в науке несведущим, ал-Мансур велел удавить его и труп выбросить в Евфрат (Chron. eccles. Стр. 316-18). Во время патриаршества Кириака, выбранного в 793 г. по Р. X., при халифе ар-Рашиде (786—809 по Р. X.), Анания, епископ Маридина и Кефертусы, воздвиг церковь и устроил монастырь в найденной им древней постройке около Маридина (Ibid. 334). После этого сообщения следуют известия о 798 г. по Р. X. При Харуне ар-Рашиде яковиты делились на две партии, из которых одна проклинала память патриарха Юлиана, а другая — Севера. Патриарх Кириак отказался утвердить одного выбранного епископа и назначил, взамен его, другого. Тогда противная Кириаку партия донесла халифу, что Кириак — греческий шпион и сносится с врагами (Ibid. 340: Iste exploratory est Graecorum in regione nostra et defert litteras et nuncia). Раздраженный халиф приказал опустошить нововозведенные церкви. Вспыхнуло преследование, распространившееся по Антиохийской области и до Иерусалима. Разрушали не только новые, но и древние церкви. Кириак, которого было приказано схватить, поспешил явиться к халифу и броситься к его ногам. Ар-Рашид смягчился и велел своему нотариycy, Измаилу Варсалеху, рассмотреть дело. Тот, будучи другом Кириака, выгородил его (Ibid. 36-40). [221] В 825 г. по Р. X., когда 'Абдулла-ибн-Тахир уехал в Египет, его брат Мухаммед принялся разрушать новопостроенные церкви в Едессе. Патриарх поехал в Египет жаловаться. 'Абдулла ласково принял его и написал своему брату, упрекая его и запрещая ему притеснять патриарха и разрушать церкви (Ibid. 360-1). При халифе ал-Ма'муне евреи пожаловались ему на некоторых из своих единоверцев, нарушающих постановления их веры. Чтобы положить предел подобным жалобам и избавить себя от докучного труда разбираться в тонкостях различных вероисповеданий, халиф постановил, что если где сойдутся десять единомышленников, евреев, христиан или огнепоклонников, то могут образовать особую религиозную общину и никто не имеет права препятствовать им (Ibid. 366). Странно, что Абу-л-Фарадж ни слова не говорит о преследовании христиан при ал-Мутеваккиле (847— 861 по Р. X.) в своем изложении патриаршества Иоанна (патриаршил 846—873 по Р. X.) (Ibid. 386-88), а с другой стороны плачется на невыносимые притеснения христиан в промежутке между 837 и 846 г. (ал-Му'тасим царствовал: 833—842; ал-Васик: 842—846 по Р. X.). причем приводит выписку из летописи современника преследования, патриарха Дионисия, скончавшегося в 845 г. по Р. X. (Ibid. 384-6). У других писателей нет никаких сведений о преследовании при ал-Му'тасиме. |
|