Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

18. Ибн-Халликан. Для составления своего биографического словаря этот автор располагал [211] громадным материалом. В списке его источников (Указатель к изд. Wuestenfeld, стр. VI sqq. ***) находится около 170 названий (Wuestenfeld, Ueber die Quellen des Werkes Ibn Challikani, Got-tingen, 1837 (aus den Gotting, gel. Anzeigen besonders abgedruckt), стр. 2, говорит: “es ergibt sich, dass Ibn Challikan aus alien Fachern der Wissenschaft schopfte”), в числе которых 47 летописей (та'рихов), не считая других сочинений по истории, озаглавленных иначе; некоторые из них были весьма объемисты (Например истории ат-Табария, Ибн-ал-Асира, ал-Мас'удия; Сахих aл-Бyxapия, Табакаты Ибн-Са'да, Китаб-ал-Агани и т. д.); далеко не все дошли до нас.

В переведенных нами отрывках речь идет, по большей части, о Египте и Сирии. Для истории Египта и сопредельных стран Ибн-Халликан пользовался не дошедшими до нас трудами Ибн-Юнуса (ум. 347), Абу-'Омара ал-Киндия (ум. 350), Ибн-Зулака (ум. 387), ал-Мусаббихия (ум. 420) (Сочинение ал-Мусаббнхия о Египте состояло из 13 тысяч листов. См. Wuestenfeld, op. cit. стр. 15 и Ибн-Халликан, № 664. Одна четверть этого сочинения, состоящая из 12 томов, сохранялась в Эскуриальской библиотеке. Wuestenfeld, ibid.: Geschichtsch. d. Araber, стр. 59; в переводе de Slane (Ibn Khallikan's biograph. dictionary, translated ...... III, 88) сказано, что в сочинении ал-Мусаббихия было 26000 страниц (= 13000 листов)) и другими.

Ибн-Халликан провел всю свою жизнь в Египте и Сирии, о которых и идет речь в переведенных нами отрывках. Он начал писать свое сочинение в 654 г.. а окончил его в 679 г. т. е. через полтора столетия после V в. хиджры и через два с половиною после IV в., о которых, главным образом, и говорится в наших извлечениях.

Об источниках переведенных отрывков мы узнаем частью по ссылкам в переведенном тексте, частью по ссылкам, находящимся в той биографии, [212] из которой взят данный отрывок. Без сомнения, ссылка в биографии не значит, что вся биография была заимствована из сочинения указанного автора; но она не значит также, что Ибн-Халликан взял из сочинения указанного автора только те строчки, которые подкреплены ссылкой.

В биографиях, из которых взяты отрывки об ал-Афдале и Ортоке (стр. 682—3 перев.), Ибн-Халликан своих источников не называет. Весьма возможно, что для составления этих биографий автор пользовался тем же самым сочинением ал-Аздия (ум. 623 г.) "Китаб-ад-дуваль ал-мункатиа", которым пользовался для биографий ал-Афдаля, о чем см. ниже. В статье об 'Абд-ал-Мелике и ал-Хаджжадже (стр. 583 перев.) Ибн-Халликан ссылается на ат-Теймия, т. е. на Абу-Убейду Ма'мара-ибн-ал-Мусанну (См. изд. de Slane, том I, 221, примеч. 5 его перевода: the historian at Teimi is better known as Abu Obaida ibn al Muthanna) (ум. 209 г.), историка, который оставил много сочинений; перечень их есть в Фихристе, 53, и у Ибн-Халликана № 741.

В отрывке о зиммиях (стр. 583 перев.) — ссылка на ал-Мубаррада (ум. 285 г.), который был лично свидетелем сообщаемого, так что лучшего источника нельзя и требовать.

В жизнеописании, из которого взяты сведения об Ибн-Тагадже (стр. 584 перев.), есть ссылка на Ибн-'Асакира (ум. 571 г.) (И. Халл. № 132, стр. **), писателя основательного.

В биографии о Джа'фаре-ибн-Фалахе, в которой говорится и о кармате ал-А'саме (стр. 584—5 перев.), ссылок нет; но ал-Макризий, говоря о том же ал-A'caме (стр. 671 перев.), ссылается на египетского [213] историка Ибн-Зулака (ум. 387 г.), сочинениями которого Ибн-Халликан пользовался. Поэтому весьма возможно, что и данная статья этого последнего составлена, хотя бы отчасти, по Ибн-Зулаку. Это тем более вероятно, что Ибн-Зулак скончался всего через 27 лет после сообщаемых событий, был их современником и имел возможность подробно описать их.

В статье об Абу-Таглибе (стр. 685—6 перев.) Ибн-Халликан ссылается (В непереведенной части № 174) на Ибн-ал-Асира (ум. 630 г.), на Мухаммеда (-ибн-'Абд-ал-Мелика) ал-Хамазания (ум. 521 г.) (X. X. I, стр. 192) и на ал-Магрибия (ум. 418 г.) (И. Халл. № 192). Этот последний, родившийся в 370 г. и бежавший из Египта в 400 г., мог иметь надежные сведения о событиях 369 г., о которых говорится в данном отрывке.

В биографии ал-Магрибия, (№ 192), из которой взяты сведения о джаррахидах (стр. 586—7 перев.), есть ссылка на Абу-л-Касима 'Алия-ибн-Мунджиба-ибн-Сулеймана Ибн-ас-Сайрафия, автора "Известий о египетских везирах" (см. И. Халл. № 111). Этого писателя у других авторов мы не нашли (В указателе Wuestenfeld к И. Халл. его нет. У других авторов тоже не нашли. Чтение имени по изданию dе S1аnе).

В жизнеописании Халида ал-Kacpия, откуда взят отрывок стр. 587—8 перев., есть ссылки на Хишама Ибн-ал-Кельбия (ум. 204 г.), ат-Табария (ум. 310 г.) и Абу-л-Фараджа ал-Испахания (ум. 356 г.). У ат-Табария переведенного нами рассказа нет (T. SII, 1641-1658); из сообщений этого последнего писателя видно, что Халид был смещен главным образом потому, что страшно нажился (Говорили, что у него 12 миллионов доходу). Вюстенфельд в своей биографии ал-Касрия (Register z. d. genealog. Tabell) ссылается [214] на Ибн-Халликана и на Ибн-Са'да (ум. 230 г.). Сочинения этого последнего были в руках Ибн-Халликана.

В биографии ал-Афдаля, из которой взято сообщение об 'Аскалане (стр. 588 перев.), есть ссылка (И. Халл. № 285, стр. 108) на "Китаб-ад-дуваль ал-мункати'а" (Угасшие династии). Это сочинение в 4 томах Джемаля-ад-дина ал-Аздия Ибн-Зафира (ум. 623 г.) (X. X. III, стр. 239; Weil, Gesch. d. Chalifen, II, стр. IX и X; Wuestenfeld, Geschichtsch. d. Arab., стр. III; барон В. Розен, Василий болгаробойца, стр. 427) В нашем отрывке говорится о конце V в. хиджры. Весьма возможно, что этим же сочинением Ибн-Халликан пользовался для биографии ал-Афдаля и Ортока (стр. 582 перев.).

Рассказ о битве при Укхуване (стр. 589 перев.) ссылками не снабжен. Быть может, он взят из того же источника, как и предшествующее сообщение.

В жизнеописании ат-Тихамия, из которого заимствовано известие о Хассане-ибн-Муфарридже (стр. 589 перев.), Ибн-Халликан ссылается на летопись в виде дневника, которая была в его руках. Следовательно — здесь у нас показания современника и свидетеля.

В статье № 493, из которой взяты последние строчки стр. 589 перев., ссылок нет.

В жизнеописании Ибн-ал-Фурата, из которого взяты сведения об Абу-л-Фатхе (стр. 590 пер.), есть несколько ссылок: на историка ас-Сулия (ум. 336 г.) (И. Халл. № 659). который лично знал Абу-л-Хасана 'Алия, дядю Абу-л-Фатха (И. Халл. № 498); на ас-Сахиба-ибн-'Аббада, автора Известий о везирях (ум. 385 г.) (X. X. I, стр. 191-2); на Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Ме-лика ал-Хамазания (ум. 521 г.) (X. X. I, 192), автора "Китаб-Уюн-ас-Сияр"; на Абу-'Абдуллу Мухаммеда-ибн-Ахмеда [215] ал-фарисия, автора "Книги о везирях" (X. X. V, 168. Но в другом жизнеописании, № 710, Ибн-Халликан называет того же, по-видимому, автора “Известий о везирях” 'Абдуллой Ахмедом Ибн-ал-Кадисием), год кончины которого нам не удалось отыскать; на Абу-л-Хасана Хилаля ас-Сабия (ум. 448 г.) (И. Халл. № 789), автора "Книги о выдающихся лицах"; на ат-Табария (ум. 310 г.). Очевидно, что не у этого последнего взяты сведения о 325—327гг.. о которых идет речь в отрывке.

В статье, из которой взяты первые строчки стр. 591 перев., есть две ссылки: на ас-Сулия (ум. 336 г.) и на ат-Табария (ум. 310 г.). Речь идет о времени Ма'муна (ум. 218 г.).

В биографии Алф-текина (стр. 591 перев.) упомянута "Книга венценосная известий о Буидах", сочинение Абу-Исхака ас-Сабия (ум. 384, семидесяти одного года от роду) (И. Халл. № 14), секретаря 'Изз-ад-даулы буидского. Речь идет о второй половине IV в. хиджры.

В жизнеописании Кафура, из которого взяты сведения об Онуджуре (стр. 591 перев.), Ибн-Халликан ссылается на ал-Куда'ия (ум 454), египетского историка, автора книги "Китаб-ал-Хитат" (И. Халл. № 595), и на летопись (та'рих) некоего ал-Фергания. В № 356 (стр. 47) Ибн-Халликан упоминает, по-видимому, того же ал-Фергания, и называет его: Ахмед-ибн-'Абдулла-ибн-Ахмед. Такого писателя мы не нашли (Абу-Мухаммед 'Абдулла-ибн-Мухаммед ал-Ферганий, автор Та'риха, названный у X. X. II, 136—7, отождествляется в Указателе к X. X. с ал-'Убейдием ат-Тебризием, скончавшимся в 743 г. (X. X. V1, 216), т. е. через 82 г. после Ибн-Халликана. В Тарих-ал-Хукама аз-3узения (ум. 647 г.) ал-Ферганий упомянут, как продолживший летопись aл-Taбapия (de Slane, Ibn Khallikan's biogr. dictionary, translated, т. I, 290)).

В статье об аз-Зухрии (стр. 591 перев.) назван "Китиб-ат-Темхид". Из перечисленных у [216] Хаджи-Хальфы "темхидов" единственный подходящий — Темхид ан-Несефия ум. 508 г. (Ибн-Халликан ум. 681 г.). Сведения об 'Абд-ал-Мелике и 'Алии-ибн-'Абдулле (стр. 592 перев.) передаются в № 579 со слов Язида-ибн-абу-Муслима, секретаря ал-Хаджжаджа, слышавшего рассказ от самого ал-Хаджжаджа, свидетеля происшествия. Язид был убит в 102 г. (И. Ас. V, 76). Мы не знаем оставил ли он какие-либо сочинения, и склоняемся к мысли, что ссылка на Язида взята Ибн-Халликаном из того сочинения, каким он пользовался для составления данной статьи, но которого не называет.

В жизнеописании ал-Ихшида, из которого часть переведена нами (стр. 592—5 перев.), есть ссылки на Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика ал-Хамазания (ум. 521 г.); на Абу-л-Хусейна ар-Разия (ум. 347 г.); на летопись ал-Утакия (*** Под № 370 биография другого ал-Утакия, скончавшегося в 191 г. между тем, как в № 700 идет речь о 296-358гг.), автора которой мы не нашли; на летопись ал-Фергания, о котором сказано выше; на Ибн-'Аса-кира (ум. 571). К этому мы прибавим, что ал-Макризий ссылается (стр. 669 перев.) на жизнеописание ал-Ихшида, составленное Ибн-Зулаком (ум. 387 г.). Сочинения этого последнего были в руках Ибн-Халликана; более, чем вероятно, он пользовался ими и для биографии ал-Ихшида. Заметим, что ал-Ихшид скончался в 335 г. за 12 лет до смерти Абу-л-Хусейна ар-Разия и за 52 г. до кончины Ибн-Зулака. Оба эти писателя могли иметь отличные сведения об ал-Ихшиде.

Извлеченное из № 726 сведение об 'Алкаме (стр. 595 перев.) взято, по словам Ибн-Халликана, из [217] "Джамхарат-ан-насаб", сочинения Хишама Ибн-ал-Кельбия (ум. 204 г.), писателя достойного доверия.

В жизнеописании ал-Хакима, часть которого переведена нами (стр. 595—6 перев.), есть ссылка на летопись ас-Сабия, очевидно Абу-л-Хасана Хилаля (ум. 448) (И. Халл. № 789). Весьма вероятно, что для этой части своего труда Ибн-Халликан пользовался также летописью ал-Мусаббихия (ум. 420 г.), бывшего секретаря ал-Хакима, так как, вообще говоря, Ибн-Халликан много заимствовал от него (Вюстенфельд говорит об ал-Мусаббихии: als Schriftsteller hat er sich besonders durch seine von Ibn Challikan fleissig benutzte Geschichte von Egypten ausgezeichnet. (Ueber die Quellen des Werkes Ibn Challikans, Goettingen, 1837, стр. 15)).

Мы видим, что для составления переведенных нами отрывков и вообще для истории Египта и прилегающих к нему областей, в IV и V веках хиджры, Ибн-Халликан пользовался многими источниками, из которых некоторые можно считать превосходными. Сочинения Ибн-Юнуса (ум. 347 г.), ал-Киндия (ум. 350 г.). Ибн-Зулака (ум. 387 г.), ал-Куда'ия (ум. 454 г.) и в особенности громадный труд ал-Мусаббихия (ум. 420 г.) должны были заключать множество драгоценных и верных сведений о IV и V веках, в которых эти писатели были свидетелями многих событий. Поэтому сообщения Ибн-Халликана, относящиеся к упомянутым векам, заслуживают особого внимания и, по степени своей достоверности, могут быть поставлены если не наряду с данными Яхъи Антиохийского (ум. 458 г.), то лишь немного ниже их.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.