Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

17. Ан-Нававий. В сочинении этого автора находится ряд сведений о лицах, принимавших участие в завоевании Сирии и Палестины. Некоторые из них погибли во время войны, другие пережили ее, поселились в завоеванной стране и похоронены в Святой земле. Эти сведения, несмотря на их отрывочность, дополняют изложение историков и могут послужить пособием при разборе их противоречивых версий. Конечно, ан-Нававий — писатель позднейшего времени (ум. 676 хиджры); но он черпает свои данные из сочинений целого ряда более ранних писателей и дает сведения, выдержавшие критику нескольких поколений арабских ученых. Как бы мало мы ни ценили их труды и проницательность, все-таки их выводы, нередко основанные на недошедших до нас материалах, следует принять во внимание.

В начале своего сочинения ан-Нававий перечисляет свои источники, но не все. Не останавливаясь на разборе его длинного списка, мы ограничимся указанием [203] тех авторов, которыми он пользовался в переведенных нами отрывках. Их немного. Ан-Нававий, указав в предисловии главнейшие свои источники, далеко не всегда называет их, когда пользуется ими. Так, Ибн-ал-Асир назван в переведенных отрывках только один раз (стр. 579 перев.), а между тем сличение их с параллельными местами Усуд-ал-Габе Ибн-ал-Асира убеждает нас, что ан-Нававий пользовался этим сочинением и там, где не ссылается на него.

В статье о Халиде-ибн-ал-Валиде (стр. 572 перев.) все сведения ан-Нававия, за исключением ссылки на ал-Бyxapия, есть и в Усуд-ал-Габе. — Переведенная нами часть статьи о Селиме-ибн-Хишаме (стр. 573 перев.) да и вся статья, за исключением ссылки на "Оба Сахиха", взята из У. Г. (II, 341) (У. Г. = Усуд-ал-Габе). — В статье об 'Убаде-ибн-ас-Самите (стр. 574 перев.) повторяются и сведения Ибн-ал-Асира и его ссылка на ал-Ауза'ия (У. Г. III, 106—7); но в У. Г. нет сведений о числе хадисов со слов 'Убады, принятых ал-Бухарием и Муслимом (Подобные сведения ан-Нававий берет не из Ибн-ал-Асира). — По всей вероятности взяты, из У. Г. статьи об 'Абд-ар-Рахмане-ибн-'Османе (стр. 575-6 пер.; У. Г. III, 308—9) и 'Османе-ибн-Тальхе (стр. 576 перев.; У. Г. III, 372). — Еще более убедительно сравнение статей обоих авторов об 'Икриме-ибн-абу-Джахле (стр. 576—8 перев.; У. Г. IV, 4—6), 'Амре-ибн-Ма'ди-Карибе (стр. 578 перев.; У. Г. IV, 132) (Эта статья повторяет буквально текст У. Г. с теми же ссылками на Абу-'Омара-ибн-'Абд-ал-Барра, Ибн-ал-Кельбия, ал-Вакидия. Кое-где вместо *** стоит ** а вместо *** ***), 'Ияше-ибн-абу-Раби'и со ссылкой на ат-Табария (стр. 578 перев.; У. Г. IV, 161), [204] Ферве-ибн-'Амире (стр. 578 перев.; У. Г. IV, 178). — В статье об ал-Фадле-ибн-ал-'Аббасе (стр. 578—9 перев.; У. Г. IV, 183) все сведения ан-Нававия встречаются и в У. Г., но расположены в ином порядке. В статье об ал-Мугире-ибн-Шубе (стр. 579 перев.; У. Г. IV, 407) переведенная часть взята из У. Г. и в арабском тексте ан-Нававия (стр. 573) снабжена ссылкой на Ибн-ал-Асира. Статьи о Ну'айме-ибн-'Абдулле (стр. 579 пер.; У. Г. V, 32—3), Хишаме-ибн-Хакиме (стр. 579 перев.; У. Г. V, 61—2) (Со ссылкой на ибн-ал-Асира). Василе-ибн-ал-Аска' (стр. 579 перев.; У. Г. V, 77) (У ан-Нававия есть вставка), Язиде-ибн-абу-Суфьяне (стр. 579 перев.; У. Г. V, 112—13) повторяют у ан-Нававия данные Усуд-ал-Габе.

При сравнении полных статей обоих авторов почти всегда оказывается, что ан-Нававий сокращает. Так, в статье об 'Икриме перед словами: "в день битвы при Ярмуке" (стр. 577, 19 перев.), опущен иснад, находящийся в У. Г. (IV, 6), а дальше (стр. 577,26—7 перев.) слова: "нам передавали со слов аз-3ухрия", заменяют длинный иснад, сохранившийся в У. Г. IV, 6,14—17. Но наряду с сокращениями у ан-Нававия есть и прибавления; в той же статье об 'Икриме строчки 14—18 страницы 577 — вставка ан-Нававия.

Такие заимствования, хотя бы без ссылок, нисколько не удивительны; было бы странно, если бы ан-Нававий, скончавшийся на 46 лет позже Ибн-ал-Асира, не воспользовался в широких paзмеpax обширным сочинением своего знаменитого предшественника.

В остальных статьях ан-Нававия встречаются сведения, которых в У. Г. нет. При составлении [205] этих статей ан-Нававий, вероятно, справлялся и в У. Г., но добавлял их по другим источникам. Из них в переведенных отрывках названы: Абу-Мусхир ум. 218 г. (стр. 573 перев.); Ибн-Са'д ум. 230 г. (стр. 573 перев.); аз-Зубейр-ибн-Беккар ум. 256 г. (стр. 272 перев.); ал-Бухарий ум. 256 г. (стр. 570—3 перев.) и Ибн-абу-Хатим ум. 327 г. (стр. 570 перев.). Но нет сомнения, что, кроме того, ан-Нававий пользовался еще другими. Сходство сведений ан-Нававия и Ибн-ал-Асира в статьях о сподвижниках, где, однако, у первого есть данные, отсутствующие у второго, объясняется тем обстоятельством, что оба автора пользовались одними и теми же источниками, а именно биографическими словарями (*** Нав. стр. **) Ибн-Менды (ум. 396), Абу-Ну'айма ал-Исфахания (ум. 430), Ибн-'Абд-ал-Барра (ум. 463) и Абу-Мусы (ум. 581) (См. арабский текст ан-Нававия, стр. ** и У. Г. I, стр. 3—5). Ибн-ал-Асир так часто пользуется ими, что нередко заменяет их имена условными буквами (У. Г. I, стр. 5).

Сведения ан-Нававия о нижеследующих лицах вполне или отчасти независимы от Ибн-ал-Асира:

Шуджа-ибн-Вахб (стр. 570 перев.; У. Г. II, 386). Ан-Нававий сообщает о нем не в отдельной статье, а в главе о пророке Мухаммеде. В У. Г. есть отдельная статья с указанием источников и разноречий. Ибн-Менда (ум. 396 г.) и Абу-Ну'айм (ум. 430 г.) сообщают, опираясь на иснад, доходящий до Ибн-Исхака (ум. 151 г.) и ал-Мисвара (ум. 64 г.) (И. Кут. 218), что Шуджа' был послан к ал-Харису-ибн-абу-Шимру; те же самые авторы, опираясь на иснад, доходящий до 'Абдуллы-ибн-Бурейды (ум. 114 г.) (И. Ас. V, 134), сообщают, что Шуджа' был [206] послан к Джебеле-ибн-ал-Айхаму. Следовательно, в IV в. хиджры, а если верить ссылкам, то уже во II в., мнения относительно Шуджа' расходились. Абу-'Омар (-ибн-'Абд-ал-Барр ум. 463 г.) сливает оба известия и говорит, что Шуджа' был послан и к тому и к другому. Ан-Нававий придерживается известия, восходящего к Ибн-Исхаку.

Ал-Варканий (стр. 570 перев.). В У. Г. о нем не говорится. — Аслам (ibid.). Источники ан-Нававия указаны им. — Ал-Аш'ас-ибн-Кайс (ibid.). Вcе данные этой статьи ан-Нававия (Изд. Wuestenfeld, стр. 160-1), за исключением двух строчек (Цитата из Корана и число хадисов со слов ал-Аш’аса) находятся и в У. Г. I, 97—8. — Аус-ибн-ас-Самит (стр. 570 перев.). Между ан-Нававием и У. Г. I, 146-7, есть разница в родословных данных и в дате. — Билаль (стр. 570—1 перев.). В У. Г. I, 209, не названы ни Баб-Кейсан, ни Дарая. Помещенное у ан-Нававия сведение о погребении Билаля при Малых воротах опирается в У. Г. на свидетельство Ибн-Са'да. Сочинения этого последнего были в руках ан-Нававия (Изд. Wuestenfeld, стр. 7). — Темим ад-Дарий (стр. 571 перев.). Эта статья не зависит от У. Г. I, 215. Сличение текста обоих авторов показывает, что часть сведений ан-Нававия (стр. 571,18—20 перев.) взята им из сочинения Абу -'Омара-ибн-'Абд-ал-Барра (Нав. изд. Wuestenfeld 179,12-14 = У. Г. I, 215,18-20 со ссылкой на Абу-‘Омара. В самом арабском тексте Нав. 179 есть ссылка на Ибн-Менду, Абу-Ну’айма и Абу-‘Омара). — Джа'фар-ибн-абу-Талиб (стр. 571 перев.). Сведения от первой ссылки на ал-Бухария (Стр. 571,27 перев.) взяты не из У. Г., а прямо из сборника хадисов ал-Бухария. Последние строчки прибавлены ан-Нававием от себя. — Дихъя [207] (стр. 572 перев.). В У. Г. II, 130, нет сведений о Бусре и Ярмуке. — Статьи о Раджа (стр. 572—3 пер.) в У. Г. нет. — Аз-Зубейр (стр. 573 перев.). Сведений от ссылки на ал-Бухария в У. Г. II, 196—9, нет. — Зейд-ибн-Сабит (стр. 573 перев.). Сведений о Ярмуке и Сирии в У. Г. II, 221 —3, нет. — Са'ид-ибн-Зейд (стр. 573 перев.). Эта статья взята не из У. Г. II, 306—7 (Ср. Нав. изд. Wuest. 280).Сувейд-ибн-Гафала (стр. 574 пер.). Сведений о Ярмуке и проповеди 'Омара в У. Г. II, 379—80, нет. — Шеддад-ибн-Аус (стр. 574 перев.). У ан-Нававия есть сведения, которых в У. Г. II, 387 (Ср. Нав. изд. Wuest. 312), нет, в том числе показание самого ан-Нававия о сохранившейся до его времени могиле Шеддада. — Сафван-ибн-Умейя (стр. 574 перев.). Сведения о Ярмуке в У. Г. III, 22—23, нет. — Показание о могиле ал-Фадла (стр. 574 перев.) принадлежит самому ан-Нававию. — 'Абдулла-ибн-Раваха (стр. 574 — 5 перев.). В этой статье у ан-Нававия есть сведения, которых в У. Г. нет (Нав. изд. Wuest. 340-1 " У. Г. III, 156-9). — 'Абдулла-ибн-ас-Са'дий (стр. 575 перев.). Сведения об Урдунне в У. Г. III, 175 нет. — 'Абдулла-ибн-Селам (стр. 575 перев.). Об Иерусалиме и ал-Джабии в У. Г. III, 176—7, не упомянуто. — 'Абдулла-ибн-'Омар (ibid, перев.). Переведенные данные находятся и в У. Г. III, 227, но в непереведенной части у ан-Нававия есть сведения, которых нет в У. Г. — 'Абдулла-ибн-'Амр (стр. 575 перев.). О Палестине в У. Г. III, 233—5, нет.— 'Абдулла-ибн-Мухейриз (стр. 575 перев.). Сведения о Ирусалиме в У. Г, III, 252, нет; отсутствуют в У. Г. и многие другие сведения ан-Нававия об Ибн-Мухейризе (Нав. изд. Wuest. 369); зато известие о кончине [208] Ибн-Мухейриза при 'Омаре II, помещенное в тексте ан-Нававия без ссылки, снабжено ею в У. Г. и относится к ал-Хейсаму (-ибн-'Адию ум. 209 г.). — 'Абдулла-ибн-Мас'уд (стр. 575 перев.). Эта статья не из У. Г. (Ср. Нав. изд. Wuest. 369-73; У. Г. III, 256-60). — 'Абд-ар-Рахман-ибн-Ганм (стр. 576 перев.). Для составления этой статьи ан-Нававий и Ибн-ал-'Асир пользовались одними и теми же источниками (Они называют их: Нав. изд. Wuest. 388; У. Г. III, 318), но каждый по-своему. Сведения о Палестине в У. Г. нет. Опущение ан-Нававием рассказа об отношениях 'Абд-ар-Рахмана к Абу-д-Дарда, признаваемого Ибн-ал-Асиром сомнительным, можно принять за доказательство, что при составлении этой статьи ан-Нававий справлялся в У. Г. — 'Абд-ар-Рахман-ибн-ал-Касим (стр. 576 перев.). В У. Г. о нем сведений нет. — 'Адий-ибн-Хатим (стр. 576 перев.). Сравнение полного текста статей об 'Адии обоих авторов (Нав. изд. Wuest. 415; У. Г. III, 392) показывает, что они пользовались одними и теми же источниками; статья ан-Нававия короче, но тем не менеe у него есть сведения, которых у Ибн-ал-Асира нет (Из И. Кутейбы, например). Переведенные данные в У. Г. имеются. — Укба-ибн-'Амир (стр. 576 перев.). Эта статья не из У. Г. III, 417, где не сказано, в какой срок 'Укба прибыл из Дамаска в Медину (Нав. изд. Wuest. 426, сообщает, что возвратный путь 'Укба совершил в 2,5 дня, благодаря молитве у гроба Мухаммеда и его заступничеству. Этого в У. Г. тоже нет). — Ал-Мусейяб (стр. 579 перев.). Если исключить небольшие пояснения и добавления ан-Нававия, то на эту статью можно смотреть, как на взятую из У. Г. IV, 366; но возможно, что у обоих авторов был один и тот же источник. — Му'аз-ибн-Джебель (стр. 579 перев.). В этой статье у [209] ан-Нававия (В арабском тексте со ссылкой на Абу-Дауда и ан-Несаия) есть сведения, которых в У. Г. IV, 376—8, нет. Указание на место, где находится могила Му'аза, принадлежит самому ан-Нававию. — Абу-Суфьян (стр. 580 перев.). Судя по различию в некоторых выражениях, эта статья, у ан-Нававия, — не сокращенная копия статьи У. Г. V, 216, но взята из одних и тех же источников. В У. Г. интересно опровержение рассказа об отношении Абу-Суфьяна к арабам и румам при Ярмуке (см. стр. 196 перев.). Так как Абу-Суфьян в этой битве потерял глаз, то Ибн-ал-Асир не верит, чтобы он находился в отдалении от сражающихся. Тут же сообщается (без ссылок), что Абу-Суфьян во время этой битвы сражался под знаменем своего сына Язида и молил Бога об ycпехе мусульман. — Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах (стр. 580 перев.). Взято не из У. Г. V, 249. Сведения о могиле принадлежат лично ан-Нававию, посетившему её. — Абу-Муса ал-Аш'арий (стр. 580 перев.). Эта статья не из У. Г. V, 308, где нет сведений об Урдунне и ал-Джабии. — Асма (стр. 580 перевода). Здесь ан-Нававий ссылается на летопись дамасскую, т. е. на сочинение Ибн-'Асакира (См. Нав. изд. Wuest. стр. 8 арабского текста). В У. Г. V, 392, сведений о Ярмуке нет. — Хинд (стр. 580 перевода). Эта статья взята не из У. Г. V, 562—3.

Сочинение ан-Нававия гораздо короче, чем труд Ибн-ал-Асира; их задачи были различны. Задачей ан-Нававия было составить биографический словарь, в котором можно было бы найти правильное чтение имен лиц, упомянутых в шести богословско-юридических [210] трактатах (Эти трактаты названы на стр.3 изд. Wuestenfeld’а. Имена их авторов и года их смерти находятся в статье Вюстенфельда Uber das Leben und die Schriften des Scheich Abu Zakarija Jahja el-Nawawi, стр. 157 (Abhandlunger den Konig. Gesellschaft der Wissenschaft zu Gottinden, IV Bnd. Goettingen, 1850, стр. 115) , и сведения об этих лицах. Ибн-ал-Асир дает биографии только сподвижников пророка, но зато всех, какие только были ему известны. Согласно с поставленной себе целью, ан-Нававий в каждой своей статье сообщает, в каком из шести избранных им трактатов упоминается данное лицо; дает подробное родословие этого лица и если встречается имя, относительно произношения которого может быть сомнение, определяет правильное произношение, описывая начертания букв и называя гласные значки. Кроме того, он перечисляет тех передатчиков, со слов которых передавало данное лицо, и тех. которые передавали с его слов. К этим сведениям он прибавляет оценку данного лица, число хадисов, сообщаемых от его имени и принятых ал-Бухарием и Муслимом, и биографические сведения.

Итак, что касается источников, то ан-Нававий (ум. 676) пользовался и очень древними авторами (Ибн-Исхак, ал-Вакидий, Ибн-Са'д) и позднейшими компиляциями. К числу последних относится и сочинение Ибн-ал-Асира, которым, как мы видели, ан-Нававий пользуется довольно часто. В этих случаях достоинство сообщений ан-Нававия зависит, конечно, от достоверности сведений Ибн-ал-Асира.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.