|
12. Яхъя Антиохийский. Наша задача относительно этого писателя значительно облегчается благодаря тому обстоятельству, что тщательное исследование как его биографии, так и его сочинения уже произведено бароном В. Р. Розеном в его известном труде "Василий Болгаробойца". Мы не можем льстить себя надеждою прибавить что-либо новое к данной им характеристике Яхъи, тем более, что нашему рассмотрению подлежит только часть текста этого автора, а потому ограничимся лишь немногими словами для тех из наших читателей, у которых указанное сочинение может не оказаться под рукою. [166] Свою летопись, служащую продолжением труда Евтихия, Яхъя написал дважды: один раз в Египте, около 398 г. хиджры (1006—7) (Bacилий Болгаробойца, стр. 033), а второй раз в Антиохии, гдe в 405 (1014—15 по Р. X.) г. (Ibid. стр. 053), ознакомясь с новыми источниками, он переделал свою рукопись и продолжал вести ее до 458 (1066 по Р. X.) г. (Ibid. 054— 55). Сообщаемые в ней события сгруппированы с одной стороны по царствованиям халифов багдадских, потом фатимидских, а с другой стороны по странам (Ibid. 057). Автор обыкновенно соединяет события в одной стране за два, за три года только, а затем излагает события за те же годы в другой стране (Ibid. 058). О судьбе восточных мусульманских владений, Персии, Средней Азии, Индии, равно как и обо всех странах на запад от Египта, Яхъя нам почти ничего не дает (Ibid. 070). Зато тем подробнее его сведения о событиях в Сирии, о делах церковных того времени и о судьбах Византии (Ibid. 071). Здесь он сообщает много фактов, не упомянутых другими историками, ни христианами, ни мусульманами (Ibid.). Главный же предмет мыслей и забот Яхъи — Египет и судьбы христианского его населения (Ibid. 073). По заключениям барона Розена. Яхъя переселился в Антиохию в 405 г. в 35—40 летнем возрасте (Ibid. 055), следовательно, родился около 370г, хиджры; поэтому его надо считать не только современником, но и в значительной степени очевидцем происходившего в Египте от 385 по 405 г. Относящаяся к этому времени часть его летописи имеет наибольшую в этом отношении ценность (Ibid. 074). Что касается последующих годов, то пребывание Яхъи в [167] Антиохии давало ему возможность получать обстоятельные и точные сведения о том, что происходило в его время и, так сказать, на его глазах в Сирии и Палестине; относительно же Египта он мог получить подробные известия от оставшихся там родственников и знакомых, или от приезжавших в Антиохию египтян (Ibid. 073). — Источников своих Яхъя нигде не указывает (Ibid. 075). Сообразно этому, при рассмотрении переведенных нами отрывков надо иметь в виду, к какому времени и к какой стране они относятся. Отрывки на стр. 329—359 перевода (от 327 по 386 г. хиджры) относятся к тому времени, о котором Яхья мог получить сведения только из сочинений и рассказов. Сведения о событиях с 350 г. (стр. 336 перев.) (За 20 лет до предполагаемого года, рождения Яхъи) он мог уже слышать от современников и очевидцев. Начиная со стр. 359 (386 г. хиджры), Яхъя мог быть сам свидетелем происходившего в Египте (В 385 г. ему могло быть 15 лет, а в этом возpacте египтянин может сознательно относиться к общественным делам). Наконец, со стр. 381 (о зиммиях в 408 г.) данные Яхъи о Египте основаны на показаниях современников египтян, быть может очевидцев. Эти общие соображения приводят нас к следующим заключениям. События, о которых сообщается на стр. 329—333 перевода (смуты между христианами; разрушение церкви в 'Аскалане; Ибн-Раик; патриарх александрийский; антиохийские патриархи; года: 327—330), происходили приблизительно за 40 лет до рождения Яхъи. Рассказ о разрушении церкви в 'Аскалане не датирован, но, [168] несомненно, относится к 328 г., так как ему предшествует сообщение о смерти Евтихия в 328 г., а за ним следуют битва при ал-Леджжуне в том же году и посвящение патриарха александрийского в 329 г. Год кончины Феодсия, патриарха антиохийского (330 г.) не назван (стр. 333 перев.), но выводится из указания Евтихия (стр. 293 перев.), что Феодосий был назначен в 323 г., и из сообщения Яхъи, что он правил 7 лет. Несколько ближе ко времени рождения Яхъи относятся происшествия, изложенные на стр. 333—335 перев. (ал-Ихшид, патриархи). Свидание ал-Ихшида с халифом ал-Муттаки было в 333 г. (См. стр. 497-8 перев.). В сообщении о патриархах говорится о 5, 7 и 14 годах царствования ал-Мути', т. е. о 338, 340, 347 гг. хиджры (Ал-Мути' царствовал 334—363 хиджры). Возможно, хотя сомнительно, чтобы Яхъя мог получить сведения об этих годах от очевидцев. Его данные относительно патриархов взяты, по всей вероятности, из записей, просмотренных в Антиохии. Начиная с разгрома церквей в Египте в 349 году (стр. 335 перев.), возможность, что Яхъя получил свои сведения от современников излагаемых событий, возрастает. Люди, жившие в 349—352 гг. (стр. 335— 37 перев.), могли быть в живых и во времена возмужалости Яхъи; если в 350 г. им было около 20 лет, то в 385 г. им могло быть 55-60 лет, и они могли хорошо помнить смуты в Египте, приключившиеся во времена их молодости. Рассказ о смутах в Антиохии и Иерусалиме в 355 г. (стр. 338—42 перев.), поскольку он касается Антиохии. был, вероятно, исправлен или проверен [169] в этом последнем городе после 405 г., когда Яхъя переселился туда. Что же касается разрушения храма Воскресения в Иерусалиме, то он настолько подробен, что Яхъя или слышал его от очевидца, или взял из современных этому событию записей. Рассказ об убиении патриарха антиохийского в 356 г. (стр. 343—6 перев.) мог быть, в общих чертах, внесенеым уже в первую редакцию летописи Яхъи; но, надо полагать, был им исправлен или дополнен после переселения в Антиохию в 405 г., причем едва ли на основании показаний очевидцев, так как в 405 г. прошло 49 лет со времени данного события. Вероятнее, что в этом случае Яхъя пользовался местными записями. Этими же документами, по нашему мнению, Яхъя пользовался и при составлении известий об Антиохии и ее патриархах в 359 (стр. 347), 367 (стр. 349—51), 386 (стр. 358—9) годах, хотя бы при проверке их в 405 и следующих годах, так как нельзя отрицать, что уже в бытность Яхъи в Египте у него были сведения об Антиохии и даже некоторые документы, как то копия с письма Агапия к патриарху александрийскому (Вас. Болгароб., стр. 6. С этим письмом Яхъя мог ознакомиться в архивах патриархии александрийской). Сообщения о карматах в 357—8 (стр. 346) и 361 (стр. 348—9) годах с указаниями дней недели, чисел месяца, годов хиджры — должны восходить к современникам данных событий. Трудно решить, получил ли Яхъя эти сообщения прямо от очевидцев, или через посредство третьего лица. Судя по датам, более одного посредника между Яхъей и современником событий 357—61гг. не требуется. Сведения о патриархе Христодуле (стр. 346 — 7). [170] скончавшемся в Египте в 358 г., взято, вероятно, из местных записей. К числу таких заимствований мы относим все те данные о патриархах, в которых точно указаны дни недели, число месяца, год посвящения и продолжительность пребывания в сане патриаршем, причем речь идет о временах до рождения Яхъи (370 г.). Количество таких сведений и их определенность заставляет сомневаться, чтобы они дошли до Яхъи путем одной устной передачи без справок в записях, отрицать существование которых нет оснований. Краткие сведения о завоевании Сирии фатимидами в 359—60гг. (стр. 347—8) могли быть получены Яхъей от современников данного события прямо или через посредство только одного передатчика. Рассказ об Алф-текине в 365—368гг. (стр. 352—4) мог быть записан Яхъей со слов современников и очевидцев. Количество весьма определенных дат заставляет предполагать, что человек, сообщивший эти сведения, хорошо помнил то, о чем рассказывал. Если же эти сведения получены не прямо от современника, то они должны опираться на относящиеся к тому времени документы: донесения, архивные записи. Мы не знаем, пользовался ли Яхъя этими документами прямо, или через чье-либо посредство. Яхъя "должно быть или сам имел возможность наблюдать халифа (ал-Хакима) или — что еще вероятнее — знал лично того врача, т. е. Абу-Якуба, сына Ибрахима, сына Анастаса, которого лечение имело такое благотворное влияние на халифа" (Бapон В. Р. Pозен, Bacилий Болгароб. стр. 628). С другой стороны, с 398 г. на службе ал-Хакима состоял в [171] качестве секретаря ал-Мусаббихий, написавший историю Египта в 12 томах и, очевидно, имевший доступ к архивам. Яхъя мог получить свои сведения при помощи этих двух лиц, которые должны были быть знакомыми. Совпадение года поступления на службу ал-Мусаббихия и предполагаемого года составления Яхъей первой редакции своей летописи (Ibid. 033) может быть и не случайным. Так или иначе, сообщение об Алф-текине надо считать весьма достоверным. В сообщении об Абу-Таглибе (стр. 356—7) есть только одна дата, без обозначения дня недели и числа месяца; поэтому нет основания утверждать, что оно основано на документальных данных. По заключению барона В. Розена (Васил. Болгаробойца, 140) оно взято из сочинения Ибн-Мискавейхи. Если это так, то едва ли Яхъя ограничился одним этим заимствованием. Так как издана только часть сочинения Ибн-Мискавейхи, рукописей же его в нашем распоряжении не было, то мы и не могли сличить подходящие тексты обоих авторов. Заметим при этом, что Яхъя не мог брать у Ибн-Мискавейхи сведений о событиях позже 369 г., дальше которого не идет летопись этого последнего (И. Ас. VIII, 521,2-3). Поэтому сведения о восстании ал-Муфарриджа в 371 г. (стр. 356—7) через год после рождения Яхъи взяты из какого-нибудь другого источника. Сведения о скончавшемся в Каире иерусалимском патриархе Иосифе (стр. 356) и о назначенном в 375 г. патриархе Оресте (стр. 357—8) могли быть взяты из записей или со слов современников. Со стр. 359 перевода сведения Яхъи должны считаться в высшей степени достоверными. В 386 г. [172] (ограбление церквей в Египте) ему было около 16 лет. Если отнести первую редакцию его летописи к 398 г., то следует допустить, что все сообщения нашего автора, относящиеся к событиям 386—398гг., опираются на рассказы современников и очевидцев. Кроме того, сам Яхъя был очевидцем многого, происходившего в Египте в то время. То же следует заметить и о событиях 398—405 гг. При рассказе о возмущении в 387 г. Банджу-текина (стр. 360—1) есть настолько определенные даты, что эти сведения следует считать полученными от хорошо осведомленных современников или взятыми из записей. Кроме того, хотя сам Яхъя едва ли принимал участие в походе, но воцарение ал-Хакима, назначение Ибн-'Аммара, арест сына Нестураса и возвращение Ибн-Фалаха в Каир он мог сообщить по своим личным воспоминаниям. То же следует заметить о сведениях, касающихся: перемирия царя Василия с ал-Хакимом (стр. 361—3); разрушения церквей в Египте в 393 г. (стр. 363—4); притеснения христиан в 395 и последующих годах (стр. 364—380) до 405 г. Все эти события происходили в Египте на глазах Яхъи. Что касается относящихся к тому же времени событий в Палестине (стр. 368—9: 372—4), то Яхъя мог получить сведения о них от очевидцев, христиан и мусульман, а также из официальных донесений и правительственных указов. После 405 г. Яхъи в Египте уже не было, но его известия об этой стране все же заслуживают большого доверия, так как он, несомненно, получал свои сведения, устно или письменно, от современников и очевидцев, доставивших ему, между прочим, [173] копию с грамоты, данной ал-Хакимом настоятелю Синайского монастыря (стр. 383—5), и, если не копию, то подробное изложение грамоты аз-Захира о веротерпимости (стр. 386). — В конце нашего перевода отрывков летописи Яхъи помещен (стр. 388—90) рассказ о событиях в Палестине в 415—16гг.; эти сведения вполне могли быть получены от очевидцев. Итак, насколько дело идет об изложении и последовательности событий, описанных у Яхъи, мы можем вполне доверять ему, в особенности начиная с событий 350 г. Что же касается дат, то, доверяя Яхъи и в этом отношении, мы, однако, не должны забывать, что они могли быть искажены небрежным переписчиком, а потому, в случае разногласия даты Яхъи с датой другого писателя, надо принять во внимание и внутреннюю связь событий, и возможные в арабских цифрах и письме описки переписчиков (Как, например, *** вместо ** ; *** вместо **). |
|