10. Ал-Мас'удий. По количеству и
ценности сведений, которыми располагал этот
автор, он считается одним из наиболее выдающихся
арабских писателей. По мнению Катрмэра, его
эрудиция была необъятна, он был в высшей степени
образованным человеком, обладал громадной
памятью и удивительной начитанностью (Journ. Asiat. ser. III, t. VIII, 1839: “son erudition pour le temps ou
il vivait parait avoir ete immense (стр. 7); une erudition presque uni-verselle
(стр. 8); profondement instruit, doue d'une vaste memoire, ayant lu prodigieusement”
(стр. 21)). В его сочинениях есть ценные
данные, которые не находятся у других писателей;
он знал историю Востока лучше, чем ее знали в
последующие века (Ibid. стр. 8, 22;
Вюстенфельд отзывается об ал-Мас'удии: “einer der besten
Arabischen Schriftsteller wegen seiner grundlichen Kentnisse vornehmlich in der Geschichte
und Geographie” (Geschichtsch. d. Arab. стр. 38)). К сожалению,
самое ценное и объемистое его сочинение "Китаб
Ахбар-аз-земан" не дошло до нас (По
указанию Буркхарта (у Quatremere loc. cit. стр. 12) в
библиотеке Св. Софии хранится неполный
экземпляр: в каталоге каирской библиотеки мечети
ал-Азхар значится великая хроника ал-Мас'удия
рядом с его жe Золотыми лугами (X. X. т. VII, 19)). [164]
В переведенных нами отрывках
ал-Мас'удий сообщает ряд записанных им в своих
путешествиях сведений о различных местностях, о
их населении, о сектах, существовавших в его
время, о замечательных зданиях, о праздниках (О Наве и Джаулане (стр. 308 перев.); о
Мертвом море (стр. 309); о Иерусалиме (стр. 310); о
самаритянах (стр. 310—11); о Назарете (стр. 311); о
яковитах (стр. 312); о празднике в Иepycaлиме (стр.
313—4); о церквах в Антиохии (стр. 314—5); о надписи в
дамасской мечети стр. 318)). Эти данные
ценны, как сообщения современника и очевидца.
Другой ряд сведений — рассказы об исторических
событиях от начала походов мусульман до первой
половины IVв. хиджры (Битва при
ад-Леджжуне в 328 г. См. стр. 323 и 331—2 перев.).
Здесь ал-Мас'удий своих источников не называет,
за исключением одного места (стр. 318 перев.), где он
ссылается на 'Абдуллу-ибн-Исхак-ибн-Селлама. Этот
последний, автор исторического сочинения
"Китаб-ал-Ахбар-уа-л-Ансаб", упомянут в
Фихристе, 114, где назван "правдивым" (***). Год
его смерти не указан. Но, так как он помещен в
числе писателей, перечисленных между
ал-Белазурием (ум. 279) и Абу-л-Фараджем
ал-Испаханием (ум. 356); так как он был
современником Кабихи, матери халифа ал-Му'тазза (Фих. 114), скончавшейся в 264 г. (И. Ас. VII, 223) и, наконец, передает у
ал-Мас'удия со слов Мухаммеда-ибн-Хабиба (ум. 245) (И. Тгр. I, 754), то надо полагать, что он
скончался около конца IIIв. хиджры. Ал-Мас'удий,
скончавшийся в 345 г. и уже путешествовавший в 303 г.
(Wuestenfeld, Geschichtsch. d. Araber, стр. 38) мог
застать 'Абдуллу-ибн-Исхака в живых и слышать
данное сообщение от него лично. Оно восходит к
Мухаммеду-ибн-Хабибу, который, между прочими
своими сочинениями, [165]
оставил Книгу о халифах (*** Фих. 106).
Итак, первоисточник данного рассказа
относится к началу Ш в., т. е. ко времени,
отстоящему на сто лет от времени ал-Валида I (ум.
96), о котором идет речь. Мухаммед-ибн-Хабиб
считался знатоком истории, а его сочинения
пользовались доброй славой (*** Фих. 106).
Остальные исторические сообщения
ал-Мас'удия не снабжены указанием источников, а
потому их достоинство можно определить только
при сравнении с параллельными местами других
авторов, что составляет задачу особого труда.
|