|
VI. Aл-Я'кубий.
(ум. после 904 г.). Ахмед-ибн-абу-Я'куб-ибн-Джа'фар-ибн-Вахб-ибн-Вадых ал-'Аббасий ал-Мисрий ал-Я'кубий был потомок клиента Салиха-ибн-Мансура. Известны три его сочинения: 1) Китаб-ал-Булдан, географическое сочинение, изданное A. W. Т. Juуnbо1l'ем под заглавием Liber Regionum, 2) История, изданная в 1883 г. М. Th. Ноutsmа под заглавием Ibn-Wadhih qui dicitur al Ja'qubi historiae; это сочинение написано в 278 г. Хиджры (891—892 по Р. X.) и 3) Истоpия Византийцев, которая до нас не дошла. См. de Goeje, Descriptio al-Magribi 1860 г. (перевод части Китаб-ал-Булдана); того же автора: Ueber die Geschichte der Abbasiden von al-Jakubi, в Travaux de la III session du congres international des orientalistes, St. Petersbourg, 1876 vol. II, 153 sq. — Xаджи-Xальфа, I, 185; II, 110. Цифры на полях означают страницы II-го т. издания М. Th. Houtsma. Поход в Му'ту. /Стр. 66/ В 8-м году (1 Мая 629—19 Апр. 630 г. по Р. X.) пророк отправил с войском в Сирию Джа'фара-ибн-абу-Талиба, Зейда-ибн-Харису и 'Абдуллу-ибн-Раваху сражаться против румов. Некоторые рассказчики говорят, что Мухаммед сказал: начальником войска будет Зейд-ибн-Хариса: [95] если Зейд-ибн-Хариса будет убит, то начальником будет Джа'фар-ибн-абу-Талиб; а если будет убит Джа'фар-ибн-абу-Талиб, то — 'Абдулла-ибн-Раваха; а если будет убит 'Абдулла-ибн-Раваха. то пусть мусульмане изберут кого захотят. Другие же говорят: нет, на первом месте стоял Джа'фар, затем /Стр. 67/ Зейд-ибн-Хариса, затем 'Абдулла-ибн-Раваха. И пришло войско в место, называемое Му'той, что в Сирии, в ал-Белка, в земле дамасской. И взял Зейд знамя и сражался, пока не был убит. Затем знамя взял Джа'фар. Ему отрубили правую руку, он стал сражаться левой, и левая была отрублена. Затем его ударили в середину тела его. Затем знамя взял 'Абдулла-ибн-Раваха и был убит... И начальником этого войска стал Халид-ибн-ал-Валид. Поход в Тебук. Пошел посол Божий с многочисленным войском /Стр. 69/ в Тебук, что в земле сирийской, с целью отомстить за кровь Джа'фара-ибн-абу-Талиба. И послал Мухаммед к вождям племен и родов, вызывая их на войну и возбуждая в них желание совершить поход за веру... И выступил посол Божий в первый /Стр. 70/ день месяца Раджеба 9-го года (Раджеб 9 года — 14 Окт.—12 Ноябр. 630 г. по Р. X.), оставил 'Алия наместником Медины, дал аз-Зубейру знамя мухаджиров (Выселившиеся с Мухаммедом в Медину мусульмане) и назначил Тальху командовать правым крылом, а 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Ауфа левым крылом... И прибыл посол Божий в Тебук в Ша'бане (Ша'бан — 13 Ноябр.— 11 Дек. 630 г. по Р. X.), и явился к нему Иоанн, сын Ру'бы, епископ Айлы, [96] заключил с ним мирный договор, уплатил ему поголовную подать, и Мухаммед написал ему грамоту. И удалился посол Божий... Выступление Мухаммеда в поход произошло в Раджебе, а назад он пошел в месяце Рамадане (Рамадан — 12 Дек. 630 г. пo Р. X.—10 Янв. 631 г. по Р. X.)..... /Стр. 125/ Через несколько дней после своего прибытия в Медину, после прощального паломничества (Прощальное паломничество имело место в 10 году хиджры; посвященный паломничеству месяц Зу-л-Хиджжа в этом году соответствовал промежутку от 28 Февр.—28 Март. 632 г. по Р.X.), Мухаммед назначил Усаму-ибн-Зейд-ибн-Харису начальником отряда, составленного из лучших мухаджиров и ансаров, и приказал ему идти в то место земли сирийской, где был убит отец его. Рассказывают со слов Усамы: посол Божий приказал мне: сделай утром нападение на Юбну, что в земле палестинской, затем сожги ее. По словам других, посол Божий приказал ему потоптать конницей землю ал-Белка. В этом отряде находились Абу-Бекр и 'Омар (Впоследствии преемники Мухаммеда). Некоторые люди стали роптать говоря: Усама — юноша, ему 17 лет! Тогда Мухаммед сказал: если вы порицаете его, то ведь вы же до него порицали отца его (См. выше “IIоход в Му'ту”), хотя они оба явились достойными повелевать. И заболел посол Божий до отправления этого войска, в то время как Усама стоял при ал-Джурфе. И когда здоровье Мухаммеда ухудшилось, он сказал: отправьте войско Усамы! Это он повторил несколько раз. И был он болен 14 дней и скончался 2-го числа месяца Рабия 1-го. [97] И приказал Абу-Бекр (Выбранный халифом после смерти Мухаммеда) Усаме-ибн-Зейду /Стр. 142/ отправиться во главе своего войска и просил его оставить ему 'Омара в качестве его помощника. И сказал Усама: как ты сам полагаешь? Он ответил: племянник мой, ты видишь, как поступил (После смерти Мухаммеда многие арабские племена отпали от ислама и повсюду вспыхнули восстания) народ; оставь мне 'Омара и ступай своей дорогой. И выступил Усама со своим отрядом, и Абу-Бекр проводил его и сказал ему: я не буду читать тебе наставлений и не буду давать тебе приказов; я только прикажу тебе то, что приказал тебе посол Божий. Ступай куда назначил тебя посол Божий. И Усама совершил поход и пробыл в отсутствии со времени выступления в путь из Медины 60 или 40 дней, затем вступил в Медину................. И захотел Абу-Бекр послать отряд против /Стр. 149/ румов и посоветовался с многими сподвижниками посла Божьего. Одни из них советовали идти вперед, другие не советовали. Абу-Бекр спросил совета у 'Алия-ибн-абу-Талиба, и тот посоветовал идти в поход и сказал: если ты это сделаешь, то одержишь верх. И сказал Абу-Бекр: добрую весть ты возвещаешь! И встал Абу-Бекр среди народа, произнес речь и приказал им снаряжаться против румов. И промолчал народ, и встал 'Омар ('Омар-ибн-ал-Хаттаб, впоследствии преемник Абу-Бекра) и сказал: если бы дело шло о цели близкой и о путешествии недалеком, тогда вы изъявили бы свою готовность! И поднялся 'Амр-ибн-Са'ид и сказал: нам ли ты приводишь притчи лицемеров (Лицемерами (мунафиками) назывались тe арабы, которые приняли ислам не по внутреннему убеждению, а по материальным соображениям и которые повиновались пророку лишь настолько, насколько им это было выгодно. Нередко они под различными предлогами тормозили приведение в исполнение замыслов Мухаммеда, который много раз обличал их публично посредством притч. О них говорится более чем в тридцати местах Корана), о [98] Ибн-ал-Хаттаб? тебе-то чем мешает то, за что ты нас порицаешь? /Стр. 150/ И стал говорить Халид-ибн-Са'ид, заставил замолчать своего брата и сказал: мы готовы повиноваться! И Абу-Бекр поблагодарил его, затем объявил народу об отправлении в поход под начальством Халида-ибн-Са'ида. Халид был одним из правителей посла Божьего в Йемене, прибыл после смерти посла Божьего, отказался присягнуть Абу-Бекру и склонялся на сторону хашимитов. И когда Абу-Бекр назначил Халида, 'Омар сказал ему: ты назначаешь Халида, хотя он медлил присягнуть тебе и сказал хашимитам известные тебе слова? Клянусь Богом, я не советую тебе посылать его. И Абу-Бекр сместил Халида и призвал Язида-ибн-абу-Суфьяна, Абу-'Убейду-ибн-ал-Джарраха, Шурахбиля-ибн-Хасану и 'Амра-ибн-ал-'Аса, назначил их предводителями и сказал: если вы сойдетесь вместе, то главнокомандующим войска будет Абу-'Убейда. И прибыли к Абу-Бекру племена из Йемена, и он послал их в Сирию отряд за отрядом. И когда войска прибыли в Сирию, то Абу-'Убейда написал Абу-Бекру, извещая его о наступлении царя румов с громадным войском, и Абу-Бекр стал отправлять к Абу-'Убейде отряд за отрядом. один за другим, из тех арабских племен, которые прибывали к нему. Затем к Абу-Бекру стали прибывать одно за другим письма Абу-Убейды, сообщавшие ему все известия об армии румов. И отправил [99] Абу-Бекр 'Амра-ибн-ал-'Аса во главe отряда корейшитов и иных. Затем Абу-Бекр предписал Халиду-ибн-ал-Валиду идти в Сирию и оставить наместником в Ираке ал-Мусанну-ибн-Харису. И отправился Халид с теми из бывших у него, которые были сильны, и оставил ал-Мусанну-ибн-Харису шейбанита во главе остального своего войска в Ираке. И пошел Халид в Сирию... Затем прибыл в Хауран и стал энергично сражаться против /Стр. 151/ врагов. Говорят, что Халид шел восемь дней по степи и пустыне, пока не дошел до мусульман. И они одержали победы при Бусре, Фихле и Аджнадейне, что в Палестине. И при Аджнадейне, произошли между ними и румами большие битвы. И во всех этих сражениях Бог обращал в бегство румов, и дело кончалось в пользу мусульман. Hекоторые передают, что Халид-ибн-ал-Валид пошел в Гуту дамасскую, затем спустился с нее к горной тропе, имея с собой белое знамя, называемое „орлом"; по имени этого знамени была названа Орлиная горная тропа. И пошел он в Хауран, устремился к городу Бусре и стал воевать против жителей его. Они просили мира, и он заключил с ними мирный договор. Затем он пошел в Аджнадейн, где находилась армия румов, и вступил с ними в сильный бой, и армия неверных рассеялась. Битва при Аджнадейне произошла в субботу 28 Джумады I 13-го года (30 июля 634 г. по Р.Х.)..................... При Абу-Бекре войском сирийским /Стр. 157/ командовал Халид-ибн-ал-Валид. [100] /Стр. 158/ И написал 'Омар Абу-'Убейде, извещая его о смерти Абу-Бекра, и послал письмо с Ярфа'ом, своим клиентом. И написал Абу-Бекр Абу-'Убейде о назначении его правителем Сирии вместо Халида-ибн-ал-Валида, и послал письмо с Шеддадом-ибн-Аусом, а Халида назначил на место Абу-'Убейды. 'Омар, не смотря на то, что Халид был его двоюродным братом по женской линии, вследствие отзыва Халида о нем, был о нем дурного мнения. Между тем, уже за четыре дня до смерти Абу-Бекра, Халид-ибн-ал-Валид и бывшие с ним мусульмане одержали победу при Мердж-ас-Суффаре, что в земле дамасской, и осадили Дамаск. Полученное им известие Абу-'Убейда скрыл от Халида, пока не прибыло другое письмо от 'Омара к Абу-'Убейде с приказанием отправиться в Химс и в округа сирийские. Тогда он известил об этом Халида, и тот сказал: да помилует Бог Абу-Бекра! Если бы он был в живых, то не сместил бы меня. И написал 'Омар Абу-'Убейде: если Халид объявит, что он солгал, сказав известные слова, то назначь его правителем; в противном случае сорви чалму его и отними от него половину имущества его. И посоветовался Халид с сестрой своей, и она сказала: клянусь Богом, Ибн-Хантама (Сын Хантамы. Хантама — имя матери 'Омара) только и добивается, чтобы ты объявил себя солгавшим, а затем он прогонит тебя с твоего места. Не делай этого. И он не сознался во лжи. И встал Билаль и сорвал чалму его, и Абу-'Убейда отнял от него половину имущества его, взял даже один из сандалиев его. И мусульмане по-прежнему осаждали Дамаск целый год /Стр. 159/ и несколько дней. Абу-'Убейда стоял у Джабийских [101] ворот, Халид у Восточных, 'Амр-ибн-ал-'Ас у ворот Фомы, а Язид-ибн-абу-Суфьян у Малых. И когда правитель Дамаска увидел, что осада все продолжается, то послал к Абу-'Убейде, сдался ему на капитуляцию и отворил ему Джабийские ворота. Халид, когда дошло до него известие о том, что Абу-'Убейда намеревается заключить с врагами мирный договор, и что враги уже уверены в заключении с его стороны мира, энергично атаковал Восточные ворота и взял их приступом. И сказал Халид Абу-'Убейде: обрати жителей в рабство, так как я взял город приступом. И Абу-'Убейда сказал: нет, я даровал им безопасность. И вступили мусульмане в этот город, и мир был завершен. Это было в Раджебе 14-го года (21 Авг.—19 Сент. 635 г. по Р. X.). Ал-Вакидий говорит, что мир с ними заключил Халид-ибн-ал-Валид, написал их епископу грамоту с условием мира и обеспечил их безопасность, что и утвердил Абу-'Убейда. ....... И отправил Абу-'Убейда 'Амра-ибн-ал-'Аса в Урдунн и Палестину. Враги собрали войска, чтобы отразить 'Амра и его отряд. Тогда Абу-'Убейда послал к 'Амру Шурахбиля-ибн-Хасану. И направился Абу-'Убейда по направлению к войску румов. И был взят Урдунн с бою, за исключением Табарии, жители которой сдались на условии сохранить половину жилищ и церквей своих. Это было делом Шурахбиля-ибн-Хасаны. Еще до этого румы, услыхав о наступлении Абу-'Убейды, переместились в Фихль. Абу-'Убейда построил мусульман в боевом порядке и поставил во главе своего правого крыла Му'иза-ибн-Джебеля, во главе левого своего крыла Хашима-ибн-'Утбу, во главе пехоты [102] Са'да-ибн-Зейда (Есть два более известных Абу-л-А'вара: 1. Абу-л-А'вар ас-Суламий 'Амр-ибн-Суфьян. 2. Абу-л-А'вар ал-'Адавий Са'ид-ибн-Зейд Первый, суламит (Усуд-ал-Габе, IV, 109), чаще называется по кунье (ibid. V, 138); он родился во время язычества; сомневаются, был ли он сподвижником; о его присутствии при завоевании Сирии в Усуд-ал-Габе не упоминается. Второй в списке по куньям в У. Г. не упомянут, а помещен под своим именем Са'ид (У. Г. II, 306), причем в статье упомянута его кунья и сказано, что он присутствовал при Ярмуке и при осаде Дамаска (ibid. 307, ult.). Он был одним из выдающихся сподвижников, одним из 10 лиц, которым Мухаммед обещал рай. Умер он в 51 или 58 году. У ан-Нававия, стр. 280, такие же сведения. О первом Ибн-Кутейба (стр. 237) упоминает кратко, в одной строчке, называя его: Абу-л-А'вар 'Амр-ибн-Суфьян ас-Суламий; о втором (ibid. стр. 126-7) он говорит значительно подробнее (целая страница) и относит его смерть к 51 году. Ибн-Хаджар, II, стр. 284-5, изд. Шпренгера в Biblioth. indica, излагает согласно Усуд-ал-Габе, но о первом Абу-л-А'варе прибавляет подробности, из которых видно, что при Омаре I он считался одним из праведнейших людей в Сирии. Которого же из двух разумеют летописи, говоря об Абу-л-А'варе, предводителе при Ярмуке, Фихле, под Табapией? Первый более известен по кунье; о втором мы читаем в Усуд-ал-Габе, что он был выдающийся сподвижник, присутствовал при Ярмуке и под Дамаском. A priori вероятно, что в летописях речь о втором. Между тем ат-Табарий, упомянув об участии в битве при Ярмуке Абу-л-А'вара-ибн-Суфьяна (S I, 2093), т. е. первого, сообщает далее о посылке в Фихль Абу-л-А'вара ас-Суламия (S I, 2150), т. е. того же, первого, а затем говорит, что Абу-л-А'вару была дана доля из взятой в Дамаске добычи (2154); что Абу-л-А'вар (2156), стоявший под Фихлем, послан в Табарию и стоял под ее стенами (2158). От стр. 2093 по 2158 текста Са'ид-ибн-Зейд, второй Абу-л-А'вар, не упоминается. Ясно, что речь идет об одном и том же лице, именно об суламите, т. е. о первом. Ибн-ал-Асир в своей хронике, в соответственном месте (II, 322), называет Абу-л-А'вара, а на стр. 149, т. Ш, называет Абу-л'-А'вара суламита, правителя Урдунна в 35 году. Но Я'кубий (II, 102), говоря о Фихле, называет Са'да-ибн-Зейда предводителем пехоты. Са'д-ибн-Зейд, бывший при Фихле, у других летописцев не упоминается. Если читать: Са'ид-ибн-Зейд, то это второй Абу-л-А'вар, и если бы у Я'кубия вместо имени стояла только кунья, то это известие вполне согласовалось бы с текстом ат-Табария; только под Абу-л-А'варом мы разумели бы, полагаясь на ат-Табария, первого Абу-л-А'вара, суламита. Не опустил ли ал-Я'кубий кунью именно во избежание недоразумения? Но если он прав, то ат-Табарий ошибается. У обоих идет речь об одном и том же лице; оба историка были современники (ат-Табарий старше ал-Я'кубия не более, как на 19 лет), оба могли ошибиться. Возможно еще, что у ал-Я'кубия стояло сперва: Абу-л-А'вар; переписчик, вспомнив о знаменитом Са'иде-ибн-Зейде, прибавил его имя, а сле-дующий переписчик опустил кунью. С другой стороны Усуд-ал-Габе, Ибн-Кутейба, Ибн-Хаджар говорят за ал-Я'кубия; они ничего не знают о военных подвигах ас-Суламия при завоевании Сирии. Суламит известен только, как ярый приверженец Му'авии. Странно, что ат-Табарий не упоминает о Са'иде-ибн-Зейде ни при Ярмуке, ни при Дамаске), а во главе конницы /Стр. 160/ Халида-ибн-ад-Валида. И выступили румы, и первый, кто встретил их, был Халид. И Бог обратил румов в бегство, и они просили мира с условием уплаты поголовной подати, на что Абу-'Убейда изъявил согласие и удалился, оставив 'Амра-ибн-ал-'Аса распоряжаться остальной частью Урдунна. И отправил Абу-'Убейда Халида во главе своего авангарда в Ба'албек и землю ал-Бика, и он завоевал ее и пошел в Химс. И нагнал его Абу-'Убейда, и они стали усиленно осаждать жителей Химса. Затем те предложили сдаться. Абу-'Убейда заключил с ними мирный договор, оставляя за ними все их местности, с ycлoвиeм уплачивать сто семьдесят тысяч динаров хараджа. Затем мусульмане вошли в этот город, и Абу-'Убейда разослал своих сборщиков податей по округам химсским. Затем до него дошло известие о войсках, собранных злодеем румов во всех его городах, и о том, что он отправляет против мусульман такую силу, с которой им не справиться. Тогда Абу-'Убейда возвратился в Дамаск и написал об этом 'Омару-ибн-ал-Хаттабу, и написал им 'Омар: ваше возвращение из земли химсской в Дамаск заслуживает порицания. И Абу-'Убейда стянул к себе мусульман и стал лагерем при Ярмуке. Авангардом румов командовал Джебела-ибн-ал-Айхам, гассанит, начальник войска, состоявшего из его соплеменников. И поставил Абу-'Убейда Халида-ибн-ал-Валида во главе своего авангарда, и он сразился с многобожниками и встретил Махана, предводителя румов. Войска дрались ожесточенно. И подошел к Халиду Абу-'Убейда и остальные мусульмане. Это сражение было чрезвычайно важно: [103] громадное число румов было убито, и Бог даровал победу мусульманам. Это случилось в 15-м году (15 года Хиджры — 14 Февр. 636 - 1 Февр. 637 г. по Р. X.).........Абу-'Убейда вернулся в Химс и послал вслед за рунами Халида, и он пришел в Киннесрин (Дальше идет рассказ о взятии Халеба войсками Халида и Абу-'Убейды)....... И вернулся Абу-'Убейда в /Стр. 161/ Урдунн и осадил жителей Илии, — а это Иерусалим. Они оказали ему сопротивление и задержали его. И отправил Абу-'Убейда 'Амра-ибн-ал-'Аса в Киннесрин, и он заключил мир с жителями Халеба, Киннесрина и Менбиджа и наложил на них харадж, как то сделал Абу-'Убейда в Химсе. И была собрана добыча, взятая при Ярмукe, в ал-Джабии. И написали 'Омару, и он ответил им: оставьте добычу, не трогая ея, пока не возьмете Иерусалима. Когда румы были разбиты при Ярмуке, то Джебела-ибн-ал-Айхам, гассанит, вернулся со своими войсками домой. И послал Язид-ибн-абу-Суфьян сказать ему: уплати за свою землю харадж и поголовную подать! Он ответил: только варвары платят поголовную подать, я же араб. ...И написал Абу-'Убейда 'Омару, извещая его /Стр. 167/ о задержке, причиняемой жителями Илии и о их стойкости. Некоторые говорят, что жители Илии просили Абу-'Убейду, чтобы с ними заключил мир сам халиф. Абу-'Убейда взял с них клятвы и обязательства, написал 'Омару, и тот выехал в Сирию и оставил наместником в Медине 'Османа-ибн-'Аффана (Впоследствии преемника ‘Омара), приблизил к себе Халида, cделaл его приближенным и назначил его эмиром. И Халид пошел, командуя войском, во главе его [104] авангарда. Это было в Paджeбе 16-го года (Раджеб 16 года хиджры — 29 июл.—27 авг. 637 г. по Р. X.). 'Омар остановился в ал-Джабии, что в земле дамасской, затем пошел к Иерусалиму, взял его на основании мирного договора и написал жителям его грамоту: во имя Бога Всемилостивого и Всемилосердого! Это — грамота, данная 'Омаром-ибн-ал-Хаттабом жителям Иерусалима: неприкосновенны ваша кровь и ваше имущество и ваши церкви; они не будут ни обитаемы мусульманами, ни разрушены, разве что вы провинитесь в полном нарушении установленного порядка. И были приглашены свидетели. И принес 'Омару 'Амр-ибн-ал-'Ас тила (Ликер) и сказал 'Омар: как это приготовляется? ''Амр сказал: варится, пока не испаряются две трети и не остается одна треть. И 'Омар /Стр. 168/ сказал: не вижу в этом беды. Относительно мирного договора с Иерусалимом сведения расходятся; одни говорят, что 'Омар заключил мирный договор с евреями, другие говорят — с христианами; общепринятое мнение, что он заключил мир с христианами. И обратился к 'Омару Билаль и сказал: о повелитель верующих! Предводители сирийских войск ничего не едят, кромe птичьего мяса и чистого хлеба, между тем как простые воины не имеют этого. Тогда 'Омар обязал сирийских предводителей обеспечить мусульманам ежедневно по два хлеба каждому человеку и достаточное для него количество уксуса и оливкового масла. И приказал 'Омар разделить добычу между людьми поровну, за исключением лахмитов и джузамитов, и сказал: я не поставлю на одну доску того, кто пришел издалека против врага своего, и того, кто только вышел из дома своего. И обратился к нему один человек и [105] сказал: если бы Бог предназначил Мухаммеду выселиться к нам (Букв.: если бы Бог положил известное выселение по направлению к нам и т.д. Говоривший хотел сказать, что не вина лахнитов и джузамитов, если они живут близ врага; на то воля Божия; несправедливо обижать их при разделе добычи) и затем мы вышли бы из домов наших на врага, то лишились ли бы мы нашей доли? Возвращаясь в Медину 'Омар встретил людей, которых мучили за неуплату хараджа. И сказал 'Омар: отпустите и не мучьте их, ибо я слышал, как посол Божий говорил: тех, которые мучат людей на земле, Бог будет мучить на том свете в день воскресения мертвых. И 'Омар послал приказание отпустить их. И пришел к нему Джебела-ибн-ал-Айхам и сказал ему: ты возьмешь с меня садакат. как ты это сделал с арабами. Он сказал: нет, поголовную подать, а иначе ступай к тем, кто одной веры с тобой. И он ушел с тридцатью тысячами своих родичей и остался в стране румов. И раскаялся 'Омар в своем поведении в этом деле... Затем, в 17-м году (17 г. хиджра 23 Янв. 638—11 Янв. 639 г. по Р. X.), 'Омар отправился, желая /Стр. 171/ посетить Сирию, и дошел до Серга и, узнав, что чума усилилась, вернулся. Его встретили сирийские эмиры; Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах уговаривал его самым настоятельным образом и сказал: неужели ты хочешь избежать предопределенного Всемогущим Богом? 'Омар сказал: да, я бегу от назначенного Богом к назначенному Богом (Следует рассказ о событиях 17-го и 18-го годов).... И усилилась чума в Сирии — это была чума /Стр. 172/ 'амавйсская — и умер Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах, и оставил 'Ияда-ибн-Ганма наместником Химса и прилегающей к нему части Киннесрина, а [106] Му'аза-ибн-Джебела — наместником Урдунна. Спустя несколько дней Му'аз-ибн-Джебель скончался. И умерли Язид-ибн-абу-Суфьян и Шурахбиль-ибн-Хасана. И назначил 'Омар Му'авию правителем области Язида. И умерло в этом году от чумы 'амавасской двадцать пять тысяч человек, кроме тех, которые не попали в счет. И повысились цены, и некоторые люди стали скупать хлеб, не продавая его, и 'Омар запретил делать это. В этом году скончался в Палестине Ал-Фадл-ибн-ал-Аббас-ибн-'Абд-ал-Мутталиб; Палестина была уже завоевана, за исключением Кайсарии, под стенами которой стоял Му'авия-ибн-абу-Суфьян; он завоевал ее в 18-м году (18 г. хиджры — 12 Янв. 639—1 Янв. 640 г. по Р. X.). Говорят, что в ней. было восемьдесят тысяч воинов ......................... /Стр. 176/ И учредил 'Омар джунды и обратил в джунды: Палестину, ал-Джезиру, ал-Маусил и Киннесрин. /Стр. 180/ И (в 23-м году (Известию о завоеванин 'Аскалана непосредственно предшествуют известия о завоеваниях 22-го и 23-го годов. 23-й год хиджры — 19 Ноября 643 - 6 Ноября 644 г. по Р. X.)) Му'авия-ибн-абу-Суфьян завоевал 'Аскалан. /Стр. 186/ При 'Омаре Му'авия-ибн-абу-Суфьян правил частью Сирии... /Стр. 206/ При 'Османe Сирией правил Му'авия-ибн-абу-Суфьян-ибн-Харб... /Стр. 226/ После смерти 'Османа Му'авия-ибн-абу-Суфьян отправил 'Амра-ибн-ал-'Аса правителем в Египет, согласно заключенному между ними условию ('Амр согласился поддерживать Му'авию с условием пожизненно быть правителем Египта), и прибыл [107] 'Амр в Египет в 38-м году (38 г. хиджры — 9 Июня 658—28 Мая 659 г. по Р. X.), имея с собой громадное войско, состоявшее из сирийцев. Дамаскинцами командовал Язид-ибн-Асад, баджалит; палестинцами — Шумейр, хас'амит, урдунцами — Абу-л-А'вар, суламит. И назначил Му'авия христианина Ибн-Усала /Стр. 265/ сборщиком хараджа в Химсе; до него же ни один халиф не назначал христиан на такое место. И напал на Ибн-Усала с мечем в руках Халид-ибн-'Абд-ар-Рахман-ибн-Халид-ибн-ал-Валид и убил его. Му'авия арестовал его на несколько дней, заставил его уплатить пеню, но не позволил пролить кровь его в отмщение за убитого. Ибн-Усал умертвил 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Халид-ибн-ал-Валида, подослав ему отравленное питье. И срамил Халида этим ал-Мунзир-ибн-аз-Зубейр-ибн-ал-'Аввам, говоря ему: ты беседуешь в то время, как Ибн-Усал в Химсе приказывает и запрещает? Му'авия первый.... назначил христиан писцами.... /Стр. 276/ При Му'авии харадж Палестины равнялся /Стр. 277/ четыремстам пятидесяти тысячам, харадж Урдунна — ста восьмидесяти тысячам, харадж Дамаска — четыремстам пятидесяти тысячам динаров....... И Му'авия в Сирии в ал-Джезире и в Йемене, как /Стр. 278/ и в Ираке, конфисковал все принадлежавшие царям имения, обратил их в свою исключительную собственность и давал из них наделы своим родственникам и приближенным; он был первый обладавший “отобранными” (Ас-сауафи. Так назывались имения персидского царя и его семейства, имения, хозяева которых исчезли, одним словом все земли, оказавшиеся после завоеваания свободными. Такие земли были и в Сиpии: это были имения, обладатели которых, греческие патриции, погибли во время войны или убежали вместе с императорской apмией. Эти земли были отданы мусульманскими правителями в аренду земледельцам, которые арендную плату уплачивали в пользу государства. Халифы 'Осман, Му'авия и 'Абд-ал-Мелик раздавали их в собственность с условием уплаты десятины. Последний роздал также все сирийские земли, оказавшиеся свободными по случаю смерти их владельцев. Эти земли были розданы родственникам или политическим приверженцам и в руках первых послужили началом обширных имений фамилии омейядов. Max van Berchem, La propriete territoriale etc. 41—43) имениями во всех областях [108] даже в Мекке и Медине, ибо у него было в этих двух местах нечто, дающее ежегодно много вьюков фиников и пшеницы..... /Стр.299/ И (Перед этим отрывком у Я'кубия сообщается, что когда мединцы выгнали из своего города омейядов, Язид-ибн-Му'авия, второй омейядский халиф, вызвал из Палестины Муслима-нбн-'Укбу и послал его в поход против Медины) состояло войско Муслима из пяти тысяч человек: тысяча палестинцев под командой Рауха-ибн-Зинба', джузамита, тысяча урдунцев под командой Хубейша-ибн-Даладжы, каинита, тысяча дамаскинцев... тысяча химсцев... и тысяча киннесринцев. /Стр. 303/ Когда скончался Язид-ибн-Му'авия, то население всех стран склонилось на сторону Ибн-аз-Зубейра. /Стр. 304/ В Египте правителем от имени Ибн-аз-Зубейра был 'Абд-ар-Рахман-ибн-Джахдам, фихрит, и население Египта повиновалось Ибн-аз-Зубейру; в Палестине был Натиль ибн-Кайс, джузамит; в Дамаске — ад-Даххак-ибн-Кайс, фихрит; в Химсе — ан-Ну'ман ибн-Бешир ал-Ансарий; в Киннесрине и в ал-'Авасиме — Зуфар-ибн-ал-Харис, килабит; в Куфе — 'Абдулла-ибн-Мути; в Басре —ал-Харис-ибн-'Абдулла-ибн-абу-Рабия; в Хорасане — 'Абдулла-ибн-Хазим, суламит. На сторону Ибн-аз-Зубейра склонились все решительно области, за исключением Урдунна, гдe тогда был главой [109] Хассан-ибн-Бахдаль, кельбит... И прибыл Мерван в Сирию после смерти Му'авии-ибн-Язида, в то время, как в Сирии была смута, и провозгласил себя государем, и собрались люди в ал-Джабии, что в земле дамасской, рассмотрели положение Ибн-аз-Зубейра и услуги, оказанные им раньше омейядами, и хотели провозгласить халифом Халида-ибн-Язид-ибн-Му'авию, а его преемником — 'Амра-ибн-Са'ид-ибн-ал-'Аса. И склонялся Раух-ибн-Зинба', джузамит, на сторону Мервана, и поднялся для произнесения речи и сказал: о сирийцы! вот Мерван-ибн-ал-Хакам, старейшина корейшитов, мститель за кровь 'Османа, сражавшийся против 'Алия-ибн-абу-Талиба в битве Верблюда и в битве при Сиффине. Так присягните же старцу и назначьте заместителем его молодого с тем, чтобы затем уже царствовал 'Амр-ибн-Са'ид. И они присягнули Мервану-ибн-ал-Хакаму с тем, что его преемником /Cтр. 305/ будет Халид-ибн-Язид, а преемником того — 'Амр-ибн-Са'ид....... Затем (Этому отрывку у Я'кубия предшествует рассказ о торжестве Мервана) выступил Мерван, намереваясь идти в Египет. Придя в Палестину он нашел, что этой страной овладел Натиль-ибн-Кайс, джузамит, выгнав из нее Рауха-ибн-Зинба'. И Мерван стал воевать с ним; и когда Натиль оказался не в силах бороться с Мерваном, то бежал и пристал к Ибн-аз-Зубейру (Следует у Я'кубия рассказ о занятии Египта Мерваном)... Когда Мерван, возвращаясь из Египта, прибыл в ас-Синнабру, что в земле урдуннской, то узнал, что Хассан-ибн-Вахдаль уже присягнул 'Амру-ибн-Са'иду. Тогда он призвал Хассана и сказал ему: до меня дошло, что ты присягнул 'Амру-ибн-Са'иду? Хассан стал отрицать это; тогда Мерван сказал ему: присягни [110] 'Абд-ал-Мелику! И он присягнул 'Абд-ал-Мелику и 'Абд-ал-:Азиз-ибн-Мервану в качестве его преемника. И Мерван не удалялся из ас-Синнабры до кончины своей... /Стр. 311/ И 'Абд-ал-Мелик (Предшествует рассказ о воцарении 'Абд-ал-Мелика) запретил сирийцам совершать хаджж. Дело в том, что во время совершения ими хаджжа Ибн-аз-Зубейр заставлял их присягать себе. Узнав об этом, 'Абд-ал-Мелик запретил сирийцам отправляться в Мекку. И возроптал народ, говоря: ты запрещаешь нам пocещать священный дом Божий, когда это есть обязанность, возложенная на нас Богом? И он сказал им: вот Ибн-Шихаб аз-Зухрий передает вам, что посол Божий сказал: люди будут отправляться только к трем мечетям: к мечети меккской, к моей мечети и к мечети Иерусалимской. Последняя заменит вам мечеть меккскую, а эта скала (ас-Сахра), про которую передают, что посол Божий, поднимаясь на небо, ступил на нее, заменит вам Ка'бу. И он построил над Сахрой купол, повесил над ней парчевые занавеси, приставил к ней служащих и приказал людям обходить вокруг нее, как обходят вокруг Ка'бы. И это исполнялось во времена омейядов... /Стр. 321/ И Сирия покорилась 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мервану, за исключением Палестины, ибо в ней держался Натиль-ибн-Кайс. И когда 'Абд-ал-Мелик собрался в поход против него, дошло до него известие, что злодей румов (Т. е. царь румов) уже осадил ал-Миссису. И 'Абд-ал-Meлику не хотелось быть занятым войной против него (Против царя румов), при неурядице в своем государстве. [111] Он послал к нему заключить мир и прислал ему значительные суммы, чтобы удалить его. Когда 'Абд-ал-Мелик привел в порядок дела Сирии и отправил Рауха-ибн-Зинба', джузамита, в Палестину, то уехал из Дамаска (Затем у Я'кубия следует рассказ о возмущении в Дамаске 'Амра-ибн-Са'ид-ибн-ал-'Аса. Дальше царствование ал-Валид-ибн-'Абд-ал-Мелика, о котором, между прочим, сообщается, что мечеть дамасскую он начал строить в 88 году). Известие о том, что он сделался халифом, /Стр. 351/ Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик получил в Рамле, где было его местопребывание. Он построил в Рамле соборную мечеть и правительственный дворец и перевел в Рамлу людей из Лудда, который был городом, где они жили. Сулейман стал разрушать их жилища в Лудде и строить в Рамле. Он наказывал тех, которые оказывали ему в этом дел сопротивление, разрушал их дома и пресек подвоз к ним продовольствия, так что они переселились, и Лудд запустел...... Приехал к Сулейману Абу-Хашим /Стр. 356/ 'Абдулла-ибн-Мухаммед-ибн-'Алий-ибн-абу-Талиб, и сказал Сулейман: я никогда не говорил с корейшитом. подоб-ным этому, и не сомневаюсь, что он никто иной, как тот, о котором нам говорили. И Сулейман одарил его и исполнил все его просьбы и просьбы бывших с ним. Затем 'Абдулла-ибн-Мухаммед отправился, намереваясь посетить Палестину. И послал Сулейман в местности, занятые лахмитами и джузамитами, людей, снабженных отравленным молоком. Они разбили шатры и поместились в них. И прошел мимо них 'Абдулла, и они сказали ему: о 'Абдулла! не хочешь ли напиться? Он ответил: да [112] воздастся вам добром! Затем он прошел мимо других, и они сказали ему то же самое, и он ответил им так же. Затем он прошел мимо третьих и попросил напиться. Они напоили его. Когда их молоко подействовало на его внутренности, он сказал своим спутникам: клянусь Богом, я человек мертвый! Посмотрите, что это за люди! Они посмотрели, и оказалось, что эти люди уже снялись с лагеря. Тогда он сказал: ведите меня к моему двоюродному брату Мухаммеду - ибн - 'Алий - ибн- 'Абдулла - ибн -'Аббасу; он в земле аш-Шера. И они поспешили дойти до Мухаммеда-ибн-'Алия в ал-Хумейму, что в земле аш-Шера. Прибыв к нему, 'Абдулла сказал: о мой двоюродный брат! Я пришел к тебе, будучи человеком мертвым; вот завещание, данное мне моим отцом. В нем сказано, что наше дело перейдет к тебе и к твоему потомству (Дальше 'Абдулла посвящает Мухаммеда в тайны заговора и ставит его во главе парии, замышлявшей о низвержении омейядов. Мухаммед наследует права 'Абдуллы)....... /Стр. 358/ И уехал Сулейман из Мекки (Куда он ездил на богомолье в 97 году хиджры = 5 Сент. 715 г.—24 Авг. 716 г. по Р. X.) в Иepycaлим. Здесь его жилище окружили прокаженные и /Стр. 359/ звонили в свои колокольчики, так что помешали ему спать. Тогда он осведомился о них, узнал, какие неприятности терпят от них люди, и приказал сжечь их, прибавив: если бы в них было добро, то Бог не стал бы их так жестоко испытывать. И уговорил его 'Омар ('Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз, впоследствии преемник Сулеймана) не делать этого, и он оставил их и приказал удалить их в отдельное селение, чтобы они не ходили среди народа....... [113] Язид-ибн-ал-Валид (Этому рассказу у Я'кубия предшествуют описания царствований Омара II, Явида-ибн-'Абд-ал-Мелика, Хишама и ал-Валида-ибн-Явида, после которого на престол взошел Явид-ибн-ал-Валид) уменьшил жалованье, /Стр. 401/ выдаваемое людям, и его прозвали “Язидом Уменьшающим”. И возмутились против его власти страны, и в числe восставших были: в Химсе — ал-'Аббас-ибн-ал-Валид, которому содействовали жители Химса; в Киннесрине — Бишр-ибн-ал-Валид; 'Омар-ибн-ал-Валид в Урдунне и Язид-ибн-Сулейман в Палестине. И ал-'Аббасу помогли Абу-Мухаммед-ибн-‘Абдулла-ибн-Язид-ибн-Му'авия и Сулейман-ибн-Хишам. Язид-ибн-ал-Валид, через три дня после вступления на престол, /Стр. 402/ назначил брата своего, Ибрахима-ибн-ал-Валида, наследником и отправил его в Урдунн, жители которого выбрали ceбе эмиром Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика и вошли с ним в соглашение. И послал халиф 'Абд-ар-Рахмана-ибн-Мусада сказать им: зачем вы губите сами себя? ступайте к нам; мы устроим так, что вам будет хорошо и на земле и на том свете. Я ручаюсь, что каждый из вас получит по тысяче динаров. И они разошлись. . . И восстал Сабит-ибн-Ну'айм (Этому известию непосредственно предшествует сведение о прибытии в 128 году (=3 Окт. 746—21 Сент. 746 г. по Р. X.) в Ирак Язида-ибн-'Омара-ибн-Хубейры, которого Мерван II назначил правителем этой области), джузамит, в /Стр. 405/ области Урдунна, и отправил Мерван против него ар-Румахиса-ибн-'Абд-ал-'Азиза..... Мервин, узнав, что Абу-Муслим ведет /Стр. 409/ пропаганду в пользу Ибрахима-ибн-Мухаммед-ибн-'Алий-ибн-'Абдулла-ибн-'Аббаса, и что его считают достойным занять престол, приказал арестовать его. Вот что рассказывает 'Осман-ибн-'Урва-ибн-Мухаммед-ибн-'Аммар-ибн-Ясир: [114] я находился в ал-Хумейме вместе с Абу-Джа'фаром 'Абдудлой-ибн-Мухаммедом; при нем были двое сыновей его, Джа'фар и Мухаммед, оба в детском возрасте. Я играл с ними и забавлял их. И вот Абу-Джа'фар говорит мне: что ты делаешь с этими детьми? разве ты не видишь, что происходит с нами? Тогда я посмотрел и оказалось, что посланные от Мервана люди ищут Ибрахима-ибн-Мухаммеда. Тогда я сказал: пусти меня, я выйду! Он ответил: ты выйдешь из моего дома, будучи потомком 'Аммара-ибн-Ясира? И посланные заняли двери мечети, и им указали на Ибрахима, чтобы они взяли его. Между тем, им были описаны приметы Абу-л-'Аббаса, как человека, который погубит омейядов. И когда Ибрахима привели к Мервану, он сказал: это не тe приметы. Тогда посланный сказал: клянусь Богом, я видел человека с данными приметами, но ведь ты назвал Ибрахима-ибн-Мухаммеда, и вот Ибрахим-ибн-Мухаммед. Тогда Мерван отослал его отыскать Абу-л-'Аббаса, но оказалось, что он уже скрылся. По приказанию Мервана Ибрахима завернули в одеяло и держали, пока он не умер. Другие говорят, что его голову всунули в мех жидкой смолы и держали, пока он не умер. /Стр. 414/ И взял 'Абдулла-ибн-'Алий (Начальник 'аббасидских войск. В то время, о котором идет речь, войска омейядов были разбиты и Мерван II бежал в Сирию. Дамаск был осажден в Рамадане 132 г. (13 Апр.—12 Мая 750 г. по Р. X.). См. ал-Я'кубий, II, 427) Дамаск приступом, и был убит ал-Валид-ибн-Му'авия-ибн-Мерван-ибн-'Абд-ал-Мелик, наместник Мервана в этом городе. И спасся Мерван бегством в Палестину. И присоединился к нему 'Абдулла-ибн-'Абд-ал-Мелик, и [115] взял его в плен 'Абдулла-ибн-'Алий, и взял вместе с ним в плен 'Абдуллу-ибн-Язид-ибн-'Абд-ал-Мелика, и послал их обоих к Абу-л-'Аббасу, и он распял их в Хире. И отправился 'Абдулла-ибн-'Алий (О нижеследующем событии рассказывается через несколько страниц после рассказа о смерти Мервана II, который был убит в Зу-л-Хиджже 132 г. хиджры (11 Июля-8 Авг. 750 г. по Р. X)) в Палестину /Стр. 425/ по причине, о которой мы говорили, рассказывая о нем при изложении истории о Мерване. И когда он прибыл к реке Абу-Футруса между Палестиной и Урдунном, то собрал у себя омейядов и приказал им явиться к нему ранним утром для получения подарков и /Стр. 426/ жалованья. Затем, на другой день, он устроил заседание и позволил им войти. И вошло к нему восемьдесят мужчин омейядов; и он заранее приказал, чтобы за каждым из них встало по два человека, вооруженных палицами. Долгое время 'Абдулла не говорил ни слова. Затем поднялся ал-'Абдий и продекламировал ту свою касиду, которая начинается словами: Что касается до
призывающих в рай, то это — И сидел ан-Ну'ман-ибн-Язид-ибн-'Абд-ал-Мелик рядом с 'Абдуллой-ибн-'Алием и сказал поэту: ты солгал, сын необрезанной! И сказал поэту 'Абдулла-ибн-'Алий: напротив, ты сказал правду, о Абу-Мухаммед! продолжай! Затем 'Абдулла-ибн-'Алий обратился к ним и напомнил им об убиении ал-Хуссейна и родственников его, затем ударил в ладоши, и поставленные люди стали бить их по головам [116] палицами, пока не покончили с ними. И крикнул 'Абдулле один из тех, которые сидели подальше от него: 'Абд-Шемс, твой дед, был и нашим дедом, Мы взываем к тебе не как чужие: Родственные узы и общие интересы крепко связывают нас прочной связью. И 'Абдулла сказал: увы! убийство ал-Хусейна разорвало эти связи. Затем он отдал приказание стащить их вместе и разостлать на них ковер. Он сел на него, приказал подать кушанья, поел и сказал: этот день таков, каким был день убиения ал-Хусейна-ибн-'Алия, и все-таки отплата не полна. /Стр. 428/ И возмутился Хабиб-ибн-Мурра ал-Муррий в Хауране, поднял белое знамя и выставил претендентом некоего омейяда. И двинулся на него 'Абдулла-ибн-'Алий, убил его и разогнал войско его (Дальше идут отрывки, относящиеся к царствованию ал-Мансура). . . /Стр. 444/ И совершил хаджж ал-Мансур в 140-м году (25 Мая 757—13 Мая 758 по Р. X.)... и поехал назад по дороге сирийской, и посетил Иepyсалим, затем пошел в ал-Джезиру.... /Стр. 461/ Абу-Джа'фар (ал-Мансур) назначил своих родственников правителями областей... Мухаммеда-ибн-Ибрахима правителем Урдунна, 'Абд-ал-Ваххаб-ибн-Ибрахима правителем Палестины. . . . /Стр. 465/ В 154-м году (24 Дек. 770—12 Дек. 771 по Р. X.) Абу-Джа'фар назначил Язида-ибн-Хатима, мухаллабита, правителем Магриба, отправился провожать его, прибыл в Иерусалим и приказал Язиду отправиться. И пошел назад Абу-Джа'фар (Дальше следует отрывок из царствования ал-Мехдия). /Стр. 480/ В 165-м году (26 Ав. 781— 14 Ав. 782 по Р. X.) ал-Мехдий отправился в Басру, намереваясь совершить хаджж, но ему сообщили о [117] недостатке воды по дороге, и он остался. Получив известие о беспорядках в Синде, он послал ал-Лейсу войско из Басры, вернулся в Багдад, отправился, намереваясь посетить Сирию, и расположился лагерем при ал-Берадане. И дошло до него известие о смерти 'Исы-ибн-'Алий-ибн-'Абдулла-ибн-'Аббаса, и он уехал в Багдад, был при похоронах и шел в процессии; затем вернулся в свой лагерь, отправился и дошел до военной границы, затем дошел до Иерусалима, пробыл несколько дней и уехал (Дальше следуют два отрывка из царствования Харуна-ар-Рашида)... И назначил Харун Сулеймана-ибн-абу-Джа'фара /Стр. 494/ правителем Дамаска, и напали на него дамаскинцы из за хрустального сосуда, который находился у них в /Стр. 495/ михрабе (Ниша в мечети, показывающая куда надо обращаться при молитве), выгнали его и разграбили все, что было у него. И восстал один муррит, по имени 'Амир-ибн-'Умара, по прозвищу Абу-л-Хейзам, в Хауране, что в земле дамасской, и стал убивать йеменитов, и это случилось в 176-м году (176 г. хиджры = 28 Апр. 792—17 Апр. 793 г. по Р. X.).. И Рашид отправил против бунтовщиков ас-Синдия с многими воеводами. Абу-л-Хейзам был убит, и его скопище было разогнано. И отправился Харун в Сирию, но, узнав об убиении Абу-л-Хейзама, пошел в пограничную область. И отправил ар-Рашид (Этому отрывку предшествует рассказ о событиях 179 года хиджры = 27 Марта 795— 15 Марта 796 г. по Р. X.) Харсаму-ибн-А'яна /Стр. 496/ в Сирию, Египет и Магриб объехать эти страны и /Стр. 497/ умиротворить их. И он не переставал объезжать город за городом и умиротворять что ему желательно было умиротворить, пока не прибыл в Египет в 179-м году (Следующие два отрывка относятся к царствованию ал-Амина). [118] /Стр. 528/ И назначил ал-Амин Мухаммеда-ибн-Са'ид-ибн-ас-Сарха, кинанита, уроженца Палестины, правителем Йемена. Он пробыл там три года, затем ал-Амин сместил его и назначил правителем Джерира-ибн-Язида, баджалита. Са'ид-ибн-ас-Сарх увез из Йемена громадную сумму денег, прибыл в Палестину и обзавелся домами и имениями........................ /Стр. 534/ И в этом году, т. е. в 196-ом, умер в Ракке 'Абдулла-ибн-Салих, бывший правителем Мухаммеда-ибн-Харуна (т. е. ал-Амина) в ал-Джезире, в джунде киннесринском. в ал-'Авасиме и в Пограничной области. После его смерти в стране произошли смуты, вожди различных племен захватили власть в свои руки, и народ разделился на две партии: одна стояла за Мухаммеда, а другая за ал-Ма'муна, так что не осталось ни одной местности, где бы не возникло междоусобной войны; не было власти, которая защитила бы одних и сдержала бы других..... (Перечисляя вождей, захвативших в свои руки власть во время войны между Амином и Ма'муном, автор говорит:) и в городе Химсе захватило /Стр. 541/ власть племя Бану-с-Симт, а в ал-Миссисе, Азане и прилегающих пограничных сирийских округах — Сабит-ибн-Наср ал-Хуза'ий, который был правителем от имени ал-Амина. И когда с ал-Амином случилось что известно, то Сабит захватил власть в этой стране и остался . . . ; в Дамаске, Урдунне и Палестине захватили власть другие племена (Следующий отрывок относится к царствованию Ма’муна).... /Стр. 553/ И был Тахир-ибн-ал-Хуссейн в ал-Джезире на войне против Насра-ибн-Шабаса, и Ма'мун [119] отправил ему указ о назначении его правителем ал-Джезиры, Сирии и Египта (Этому сведению предшествует сообщение о 204 годе хиджры (=28 Июня 819—16 Июня 820 г. по Р. X.), а немного далее говорится о событиях 205 г., после чего сообщается (стр. 554), что войско возмутилось против Тахира, он уехал в Багдад, а на его место был назначен Яхъя-нбн-Му'ав. В начале 206 г. Тахир был назначен правителем Хорасана. Затем идет отрывок о назначении 'Абдуллы-ибн-Тахира)... И назначил Ма'мун 'Абдуллу-ибн-Тахира /Стр. 555/ правителем ал-Джезиры, Сирии, Египта и Магриба, дал ему все округа этих стран и приказал ему вести войну против захвативших их в свои руки. 'Абдулла отправился в 206-м году, через два месяца после отъезда отца своего в Хорасан, прибыл в Ракку, стал воевать против Насра-ибн-Шабаса ан-Насрия, захватившего власть в Кейсуме и прилегающей к ней местности, составлявшей часть ал-Джезиры, написал остальным, захватившим власть в ал-Джезире и в сирийских областях, и послал к ним послов с предложением доставлять ему жизненные припасы. И все отвечали ему, что готовы повиноваться, просили его написать им охранные грамоты, и он принял от них это изъявление покорности..... И стал 'Абдулла (В 210 г. (=24 Апр. 825 - 12 Апр. 826 г. по Р. X.) 'Абдулла-ибн-Тахир взял Кейсум и пленил мятежника Насра-ибн-Шабаса) объезжать Сирию, город за /Стр. 560/ городом, и в каждой местности он укрощал начальников племен и родов, бездомных и бродяг, разрушал крепости и стены городов, прощал и черного, и белого, и красного (Т. е. всеx . Под черными разумеются смуглые арабы, а под белыми и крас-ными — более светлокожие иноземцы: персы, сирийцы, греки), соединил их всех, рассмотрел нужды городов, с некоторых сложил харадж, и все сопротивлявшиеся и бунтовавшие вышли [120] из своих замков и крепостей. И пошел 'Абдулла со всем этим народом в Египет.... /Стр. 585/ Первым (Следующий отрывок относится к царствованию ал-Васика) из воевод ал-Васика, получивших назначение, был Ашнас, турок, который был назначен правителем всех земель от ворот дворца до последнего округа Магриба; и Ашнас отправил своих правителей. /Стр. 586/ И возмутился в Дамаске Ибн-Бейхас, кила-бит, во главе большого войска, состоявшего из родов кайситских. И возмутился в Палестине, во главе лахмитов, джузамитов. 'амилитов и белькайнитов, человек, называемый Темимом ал-Лахмием, известный под именем Абу-Харба и прозванный „Покрытый вуалью", и пришел в округа урдунские... И послал ал-Васик Раджа-ибн-Эйюба ал-Хидария, и он начал с Дамаска, сразился с Ибн-Бейхасом, взял его в плен, пошел в Палестину, сразился с Темимом ал-Лахмием, взял его в плен и послал его в Сурра-мен-раа .... и прибыл Раджа в Египет в 228-м году .... /Стр. 591/ В этом (235) году ал-Мутеваккиль приказал зиммиям (Зиммии — покоренные арабами иноплеменники-иноверцы; тайлесан — шарф, которым обвертывают голову с шеей) надевать тайлесаны желтого цвета, ездить на мулах и ослах с деревянными стременами и седлами с шариками, запретил им ездить на лошадях породистых и простых и приказал им прикрепить над дверьми их кусок дерева с изображением чертей. /Стр. 595/ И приказал ал-Мутеваккиль в это время, чтобы ни один зиммий не принимался ни на какую государственную должность, и чтобы были разрушены их [121] церкви и храмы заново выстроенные, и чтобы им не позволяли возводить такие постройки. Это предписание было разослано во все провинции. И назначил (Отрывку предшествует сообщение о восстании в Химсе в 240 г. хиджры (2 Июня 854—21 Мая 885 г. по Р. X.)) ал-Мутеваккиль Ахмеда-ибн-Мухаммеда /Стр. 599/ заведывать хараджем Дамаска и Урдунна. Дело в том, что канцелярские писцы, опасаясь Ахмеда, употребили против него хитрость и сказали: в этой стране требуется привести в порядок харадж, а это будет в состоянии сделать только тот, кто заведывал канцелярией хараджа. И он отправился в 240-м году водворить порядок в Дамаске и Урдунне и обложил каждую землю в том размере, какой следовал по праву.... Ал-Мунтасир перевел из Сирии в Египет /Стр. 603/ Ахмеда-ибн-Мухаммед-ибн-ал-Мудаббира, и округи сирийские попали в разные руки (Отрывок относится к царствованию ал-Муста'ина. Отрывку предшествует сообщение о событиях 248 г. хиджры (=7 Map. 862—23 Февр. 863 г. по Р. X.)).. И напал на Урдунн один лахмит, и стал /Стр. 605/ преследовать его правитель Урдунна; тогда он пошел в Набулус (Название этой местности стоит в рукописи без различительных точек и без гласных значков. Ноutsmа читает Баб Афик, но сомневается в правильности чтения. Местности Баб Афик нет ни у арабских географов, ни на картах Палестины; есть только Афик. При чтении Баб Афик приходится предположить: 1) что конечное ба слова Баб слилось с начальным алефом слова Афик, 2) что первый зубец после 2-го алефа стоит вместо петли буквы фа, 3) что алеф случайно соединился с фа, чего обыкновенно не бывает. При чтении Набулус делается только одно предположение: что конечный к каф — неправильно выведенный хвост сина. Набулус находится в Палестине, куда, по моему мнению, и бежал восставший в Урдунне) и бежал. Его место занял один из его правителей, известный под именем [122] ал-Катамия, у которого собралось много войска, и он взимал харадж и разбивал одно за другим войска, посланные против него правителем Палестины. Он продолжал таким образом держаться до прибытия турка, ал-Музахима-ибн-Хакана. с войском, состоявшим из турок и иных. И Ал-Музахим рассеял его войско и выгнал их из этих мест..... /Стр. 610/ Узнав, что Мухаммед-ибн-'Абдулла-ибн-Тахир и /Стр. 611/ жители Багдада присягнули ал-Му'таззу, правители областей тоже присягнули ему. И медлили присягнуть Ибн-Муджахид, в руках которого был Шимшат. 'Иса-ибн-Шейх в Палестине, Язид-ибн-'Аб-дулла в Египте и 'Имран-ибн-Михран в Испахане. И отправил ал-Му'тазз Хатима-ибн-Зурейка в Шимшат, он сразился с Ибн-Муджахидом и жителями города, увел его и многих знатных лиц города в Амид и отрубил им головы. И двинулся турок Нушери-ибн-Таджиль, правитель Дамаска, против 'Исы-ибн-Шейха. И двинулся против Нушери правитель Палестины, 'Иса. Они встретились в Урдунне; между ними произошли ожесточенные схватки, причем был убит сын Нушери, войско же 'Исы бежало и покинуло его одного. Он бежал в Палестину, увез из нее все, что мог, и пошел в Египет. И вступил Нушери в Рамлу. И отправил ал-Му'тазз в Египет одного турка принять присягу. Язид-ибн-'Абдулла, правитель Египта, задержал его на несколько дней в ал-'Арише, затем позволил ему въехать, и присягнули ал-Му'таззу он сам и бывшие с ним и 'Иса-ибн-Шейх. Ал-Му'тазз, когда дошли до него известия об 'Исе-ибн-Шейхе и о том, что произошло между ним и Нушери, отправил в Палестину одного турка, по [123] имени Мухаммеда-ибн-ал-Муваллада. Прибыв в Химс, в котором власть в свои руки захватил Гутайф, кельбит, Мухаммед-ибн-ал-Муваллад пригласил его изъявить покорность и даровал ему аман. Тот согласился на предложение Мухаммеда, но когда Гутайф очутился в его руках, он отрубил ему голову. Тогда кельбиты отовсюду поднялись против Мухаммеда и обратили его в бегство. И пошел Мухаммед-ибн-ал-Муваллад в Палестину. Когда он прибыл в нее, Нушери уехал из нее. И пришел из Египта 'Иса-ибн-Шейх, приготовившись к войне. Прибыв в Палестину, 'Иса расположился в построенном им между Рамлой и Луддом замке, и /Стр. 612/ Ибн-ал-Муваллад не мог найти случая одолеть его; каждый из них остерегался своего противника. Затем они оба уехали вместе в Ирак. И (Этому отрывку непосредственно предшествует сообщение о событии, имевшем место в Рабие II 254 г.) послал Буга 'Ису-ибн-Шейха в поход в /Стр. 613/ джунд палестинский. Турки подстерегали его, чтобы убить его за того сына Нушери, которого он убил в Урдунне. Поэтому он выехал укутанный, в дождливую погоду, с конницей и без обоза. Миновав засаду, он прибыл в Палестину, нашел в ней деньги, привезенные из Египта, задержал их и набрал отряды арабов. К нему собралось много рабиитов; он породнился посредством брака с кель-битами и построил вне Рамлы крепость, которую назвал “ал-Хусамий...... И послал ал-Мухтеди амнистию всем /Стр. 617-18/ бунтовавшим и захватившим в свои руки власть, а также 'Исе-ибн-Шейху, рабииту, и приказал ему отослать находившиеся у него в руках деньги, посланные [124] халифу из Египта и других стран. 'Иса не послушался. Тогда Мухтеди написал Ибн-Тулуну приказ идти против него. Тот пошел против гИсы, но, прибыв в ал-Ариш, получил приказание вернуться. И он вернулся, не начав военных действий. И встретился Ибн-Шейх с турком Амаджуром, правителем Дамаска; Амаджур разбил его и убил его сына Мансура. Ибн-Шейх вернулся назад, перевез свое семейство в Сур и укрепился в нем.... /Стр. 620/ И (Отрывок относится к царствованию ал-Му'тамида) отказался 'Иса-ибн-Шейх-ибн-аш-Шалиль, рабиит, в Палестине присягнуть ал-Му'тамиду, и ал-Му'тамид послал одного турка, по имени Амаджура, с семьюстами турок, и прибыл Амаджур в Дамаск, и двинулся против него 'Иса-ибн-Шейх из Палестины, и расположился у ворот Дамаска, и осадил его. И когда Дамаск оказался сильно стесненным, Амаджур и его товарищи вышли из города. И пошел в след за ним один из сыновей 'Исы-ибн-Шейха, по имени Мансур, и один из его заместителей, по имени Зафар-ибн-ал-Яман, известный под именем Абу-с-Сахба. И напал на них обоих Амаджур со своим отрядом, убил Мансура, сына 'Исы-ибн-Шейха. взял в плен известного под именем Абу-с-Сахба, отрубил ему голову и распял. 'Иса-ибн-Шейх ушел в Рамлу. /Стр. 621/ И отправил ал-Му'тамид евнуха, ал-Хусейна, известного под именем 'Ирк-ал-Маута, к 'Исе-ибн-Шейху, который овладел Палестиной, предлагая ему амнистию с сохранением жизни, имущества и детей, прощение за все содеянное и назначение правителем Армении. Он принял это предложение, покинул [125] страну в Джумаде II 257 г. (Джумада II 257 г. = 26 Апр.—24 Мая 871 г. по Р. X.) и передал то, что находилось в его владении, турку Амаджуру, но не возвратил ни одного диргема денег. В этом (257) году возникли в Палестине /Стр. 623/ племенные раздоры между лахмитами и джузамитами, и произошла между ними война, от которой пострадали обе стороны. |
|