|
XXVII. Джелал-ад-дин ас-Суютий. (ум. 1505). Абу-л-Фадл 'Абд-ар-Рахман-ибн-Абу-Бекр-ибн-Мухаммед-ибн-Абу-Бекр Джелал-ад-Дин ас-Суютий ал-Худейрий родился в Каире 1-го Раджеба 849-го года (3 Окт. 1445 г. по Р. X.). Его отец занимал места судьи, профессора и проповедника столицы Египта. Получив образование под руководством знаменитейших преподавателей того времени, он уже в 872-м году, 23-х лет от роду, стал прeподавать предание и вскоре прославился как знаток в разных областях науки и как один из самых плодовитых писателей. Его сочинений насчитывается несколько сотен; до 901-го года он написал 300 сочинений, а с 901-го до 911-го года — свыше 200. Он скончался 18-го Джумады 1-ой 911-го года (17 Окт. 1505 г. по Р. X.). Из его сочинений изданы следующие: 1) X у с н-а л-м у х а д а р а фи а х б а р и мисра у а-л-к а х и р а (красота рассуждения относительно Мисра и Каира). Историческое сочинение о Египте, доведенное до 901-го г., 2 тома. Литографировано в Каире, без года. — 2) История халифов, до 903 г. Текст издан W. Nassau Lееs'ом в Калькутте, 1857 г. и в Лагоре, 1870 г. Это сочинение переведено на английский язык под заглавием: History of the caliphs by Jalalu'ddin a's Suyuti, translated from the original arabic by Major H. S. Jarrett. Calcutta 1881.—3) Сочинение о знатоках Корана и предания, изданное под заглавием: Liber classium virorum, qui Korani et traditionum cognitione excelluerunt auctore Abu Abdalla Dahabio in epitomen coegit et continuavit Anonymus (т. е. ас-Суютий) ed. H. F. Wuestenfeld. Par. 1—3. Gotting. 1833—34. — 4) О толкователях Корана, издано под заглавием Sojutiiliber de Interpretibus Korani ed Alb. Meursinge. Lugd. Batav. 1839. — 5) Лубб-ал-Лубаб, сочинение об именах относительных; издано под заглавием Specimen [710] e litteris orientalibus exhibens majorem partem libri as-Sojutii de nominibus relativis... ed. P. J. Veth, Lugd. Batav. 1840; Pars reliqua libri as Sojutii... ed. P. J. Veth, Lug. Bat. 1842. и Supplementum annotationis in librum as-Sojutii... scripsit P. J. Veth, Lug. Bat. 1851. О нескольких других сочинениях, касающихся толкования Корана, предания и филологии, изданных в Индии и в Египте, — см. Wuestenfeld, die Geschichtsch. d. Araber, стр. 232. В моих руках были вышеперечисленные сочинения, за исключением издания Meursinge и арабского текста Истории халифов. Нижеследующие извлечения заимствованы из “Xусн-ал-мухадары”. Зиммии при 'Омаре I. /I, 68,14,17/ Говорит Ибн-'Абд-ал-Хакам... (Абу-л-Касим 'Абд-ар-Рахман-ибн-'Абдулла-ибн-'Абд-ал-Хакам (умер 257 хиджры = 870—71 по Р. X.), автор сочинения о завоевании Египта и Магриба. Wuestenfeld, Gesch. d. Araber, 21—22): рассказал нам 'Абд-ал-Мелик-ибн-Маслама со слов ал-Касима-ибн-'Абдуллы, слышавшего от 'Абдуллы-ибн-Динара, говорившего со слов 'Абдуллы-ибн-'Омара ('Абдуллы, сына 'Омара I-го): 'Омар-ибн-ал-Хаттаб предписал припечатывать свинцом шеи зиммиев и велел им носить пояса так, чтобы они были видны, обстригать свои хохлы, ездить на ослиных седлах, сидя боком, и не носить платья, похожего на платье мусульман... Темим ад-Дарий. /I, 82/ Темим-ибн-Аус-ибн-Хариса ад-Дарий, Абу-Рукайя, один из известнейших сподвижников. Он принял ислам в 9-м году... Он был христианином, одним из ученых тех народов, которые получили откровение. Абу-Ну'айм (Абу-Ну'айм Ахмед-ибн-'Абдулла ал-Исфаханий умер в Мухарреме 430 г. хиджры = 0кт. 1038 г. по Р. X. См. Wuestenfeld, Gesch. d. Ar. 60-61) говорит, что он был одним из известных в свое время монахов и подвизался [711] в благочестии в Палестине... Ибн-ар-Раби' (Имам Абу-'Абдулла Мухаммед, сын Абу-Мухаммеда ар-Раби'я-ибн-Судейман-ибн-Дауда ал-Джизия. ал-Аздия, шафи'ита, умершего в 256-м году хиджры (см. Ибн-Халликан, изд. Вюстенфельда № 233; ан-Нававий стр. 242; Якут, геогр. лексик. II, 177; Хаджи-Хальфа III, 189; Хусн-ал-Мухадара ас-Суютия I, 2 и 78; аl-Моschtabih auctore... ad-Dahabi ed. Jong, 122). Мухаммед-ибн-ар-Раби' написал сочинениe о сподвижниках пророка, бывших в Египте, а Суютий дополнил это сочинение) говорит, что он принимал участие в завоевании Египта, что египтяне передают с его слов один хадис, и что после убиения 'Османа он жил в Палестине. Пророк назначил ему там селение 'Айнун. Он умер в 40-м году. 'Абдулла-ибн-'Амр-ибн-ал-'Ас. /I, 98/ 'Абдулла-ибн-'Амр-ибн-ал-'Ас...; по словам Ибн-'Абд-ал-Хакама он умер в Египте, по словам других — в Сирии; по словам третьих — в 'Аскалане, по словам четвертых — в Мекке, в 65-м году (18 Авг. 684—7 Авг. 685 г. по Р. X.). а по словам иных — в 68-м году (18 Июля 687 — 5 Июля 688 г. по Р. X. ) 72-х лет от роду. Ибн-Са'д рассказывает, что он скончался в Египте и погребен в своем доме в 77-м году (10 Апр. 696—29 Марта 697 г. по Р. X.) в правление 'Абд-ал-Мелика. Ярмук. /I, 99/ 'Укба-ибн-Бахра ал-Киндий ат-Туджибий ал-Мисрий сопровождал Абу-Бекра. В день битвы при Ярмуке он нес знамя киндитов. Это говорит автор ат-Теджрида (Т. е. аз-3ехебий (умер в 1348 г. по Р. X.)). Лудд. /I, 105/ Мерван-ибн-ал-Хакам, по словам Ибн-Кесира (Ибн-Кесир умер в 1373 г. по Р. X.), умер в Дамаске в Рамадане 65-го года (11 Апр.—10 Мая 685 г. по Р. X.). Ибн-'Асакир говорит, что по словам Са'ида-ибн-'Уфейра [712] он умер, уехав из Мисра в ас-Синнабре (В тексте ас-Сыра. По словам Якута такая местность упоминается в одном. из хадисов; других сведений он о ней не дает. Ac-Синнабра — местность в урдуннском округе), а по словам других — в Лудде. 'Омар I в ал-Джабии. /I, 129/ Сулейм-ибн-'Итр (См. Al-Moschtabih etc. стр. 377) ат-Теджибий, ал-Мисрий, Абу-Селима, судья Мисра... присутствовал при проповеди 'Омара в ал-Джабии. Рамла. /I, 182/ Факих (законовед) Мансур-ибн-Исма'ил-ибн-'Омар Абу-л-Хасан, один из шафи'итских имамов, написал сочинения о своем толке и прекрасные стихи. Он жил в Рамле, затем приехал в Миср и умер там в 806-м году. Так говорит Ибн-Кесир... Абу-Хашим Исма'ил-ибн-'Абд-ад-Вахид ар-Раба'ий ал-Макдисий. Аз-Зехебий говорит, что он был одним из наиболее выдающихся шафи'итов. В 321-м году (1 Янв.—21 Дек. 933 г. по Р. X.) он был судьей в Мисрe. Затем он был смещен, был разбит параличом, переехал в Рамлу и умер там в (3)25-м году (19 Нояб. 936-7 Нояб. 937 г. по Р. X.). Иерусалим. /I, 184/ Абу-л-Фатх Султан-ибн-Ибрахим-ибн-Муслим ал-Мукаддасий. Ас-Силафий (Ал-Хафиз Абу-т-Тахир Ах-мед-ибн-Мухаммед ас-Силафий умер в 1180 г. по Р. X. (Ибн-Халликан, изд. Вюстенфельда, № 43)) говорит, упоминая его в списке своих учителей: он был одним из самых лучших факихов египетских, большая часть которых училась у него. Он был учителем автора [713] “аз-Захаира” (Шафи'ит законовед Абу-л-Ме'алй Муджалла-ибн-Джами' ал-Махзумий, автор книги “Захаир-фи-фуру'-иш-шафи'ийя” (сокровища отраслей права по шафи'итскому толку), скончался в 550 г. хиджры (=7 Map. 1155—24 Февр. 1156 г. по Р. X.). См. ХаджиХальфа III, стр. 325). Он родился в Иерусалиме в 442-м году (26 Мая 1050—14 Мая 1051 г. по Р. X.) и изучал законоведение под руководством шейха Насра ал-Мукаддасия. В Египет он приехал после (4)70-го (25 Июля 1077—13 Июля 1078 г. по Р. X.) года и скончался в 518-м году (19 Фев. 1124—6 Фев. 1125 г. по Р. X.). /I, 184/ Абу-л-Хусейн Яхъя ал-Лахмий ал-Мукаддасий. Он изучал законоведение под руководством шейха Насра ал-Мукаддасия (Абу-л-Фатх Наср-ибн-Ибрахим-ибн-Наср ал-Мукаддасий был законовед и подвижник, преподавал сначала в Иерусалиме, затем в Суре, где лробыл 10 лет, и наконец в Дамаске. Он скончался 9-го Мухаррема 490-го года (27 Дек. 1096 г. по Р. X.). См. ан-Нававий, изд. Вюстенфельда, стр. 591—2). /I, 236/ Абу-л-Хасан 'Алий-ибн-Мухаммед-ибн-Сахль ад-Дейнаверий ас-Са'иг, подвижник. Автор ал-'Ибара (Аз-3ехебий) говорит, что он был одним из великих шейхов. Он скончался в Мисре в Раджебе 381-го года (11 Март.—9 Апр. 943 г. по Р. X.)... Автор “Зеркала” (Сибт-ибн-ал-Джаузий; умер 11 Янв. 1257 г. по Р. X.) говорит, что он однажды выказал порицание за что-то египетскому эмиру Текину (Текин ал-Хазарий был назначен правителем Египта в 297-м г.; после 5-ти летнего правления он был смещен, в 307-м снова назначен и правил до 309-го года. В 312-м году он снова стал правителем Египта и правил на этот раз до своей кончины в 320-м году. Ему пришлось много бороться против своеволия и распущенности египетских войск, которые то и дело восставали с целью воспользоваться беспорядком для грабежа. Во время одного из этих восстаний Текин совершил пятничную молитву не в мечети, а в правительственном дворце, за что и подвергся упрекам Абу-л-Хасана 'Алия-ибн-Мухаммеда ад-Дейнаверия, который кстати упрекнул его и за другие действия. Тогда Текин изгнал его в Иерусалим. Затем Текину удалось обуздать солдат. В Шеввале 320-го года получено было известиe о смерти халифа ал-Муктедира и о воцарении ал-Кахира, который оставил Текина правителем Египта. После этого Текин заболел и умер 16-го Раби'я II-го 321-го года (15 Апр. 933 г. по Р. X.). Его тело было перенесено в Иepyсалим и там погребено. (Ибн-Тагриберди, II, 222—223. О чтении ал-Хазapий вм. ал-Джаварий см. там же, II, Annоtatiоad vо1 II, стр 94, а также а1-Мoschtabih, auctore... ad-Dhahabi, ed. de Jong, стр. 108)). [714] Текин был человек злой и сослал его в Иepycaлим. Прибыв в Иерусалим, он сказал: “мне кажется, что я вижу, как этого несчастного” — он разумел Текина — “принесли сюда в гробу; около ворот мул споткнулся, гроб упал, и мул помочился на него”. Прошло немного времени, и мы услышали, что Текина привезли мертвого в гробу. Когда его довезли до ворот, мул споткнулся на месте, указанном ад-Дейнаверием, гроб упал, и мул, по оплошности погонщика, помочился на гроб. И вышел ад-Дейнаверий и обратился к гробу: “ты доставил не-счастного туда, куда он услал меня”. — Затем ад-Дейнаверий уехал в Египет. Табария. /I, 256/ Известный Абу-Темам Хабиб-ибн-Аус ат-Та'ий, автор Хамасы, царь поэтов своего века. Ибн-Халликан говорит, что он был уроженец селения Джасим близ Табарии. Первая заново построенная в Египте церковь. /II, 6/ Ибн-'Абд-ал-Хакам сообщает со слов 'Абд-ал-Мелика-ибн-Масламы, слышавшего от Ибн-Лехи'и, передававшего слова некоторых египетских шейхов: первая выстроенная в Фустате Мисра церковь — та, которая за Мостом. Ее построили при Масламе-ибн-Мухалладe, которого войско стало порицать за это, говоря: как ты разрешаешь им строить эту церковь? Дело чуть было не дошло до драки. Тогда Маслама оправдался перед ними, сказав: ведь она не в вашем участке, она вне его, на их земле. Тогда они успокоились. Маслама был эмиром до 59-го года. [715] Mеpы против зиммиев в 398-м году. /II, 152/ В (8)98-м году ал-Хаким разрушил находившиеся в египетских областях церкви и объявил: кто не хочет принять ислам, пусть уходит из моего царства или же соблюдает предписанное. Затем он приказал привесить на грудь христианам большие кресты весом в четыре египетских ритля, а на шею евреям — деревянный обрубок в виде головы теленка весом в шесть ритлей (В английском переводе Истории халифов ас-Суютия (History of the Caliphs by Jalalu'ddin a's Suyuti translated from the original arable by Major H. S. Jarrett, Calcutta, 1881) мы находим еще следующие известия: Стр. 22: ал-Мутеваккиль первый приказал евреям и христианам носить особое платье. — Стр. 77: в этом (12-м) году Абу-Бекр совершил хаджж и отправил 'Амра-ибн-ал-'Аса с войском в Сирию. Там в месяце Джумаде I-й 13-го года произошла битва при Аджнадейне. Мусульмане одержали победу, и Абу-Бекр получил радостное о ней известие, будучи при смерти. В этой битве пали 'Икрима-ибн-абу-Джахль, Хишам-ибн-ал-'Ас и другие. В том же году произошло сражение при Мердж-ас-Суффаре, где неверные были разбиты, и пал Фадл-ибн-ал-'Аббас и другие. — Стр. 103: ал-Бейхакий передает со слов 'Укбы-ибн-'Амира, что 'Амр-ибн-ал-'Ас и Шурахбиль-ибн-Хасана послали Руфа'у с головой Баннана, сирийского полководца, к Абу-Бекру. Когда он прибыл к нему, Абу-Бекр высказал свое неодобрение. Тогда 'Укба сказал Абу-Бекру: наместник посла Божьего! враги так же поступают с нами. Абу-Бекр отвечал: должны ли они оба брать пример с персов и румов? пусть не посылают мне голов; достаточно писем и известий. — Стр. 423: указ о назначении хашимита Мухаммеда-ибн-Салиха в 263-м году судьей западной половины арабской империи; в перечислении округов встречаются Палестина и Урдуан. — Стр. 434: в 398-м году ал-Хаким разрушил храм Воскресения в Иерусалиме и приказал разрушить все церкви в Египте. Он приказал также христианам носить на шее крест длиной в локоть, весом в 5 егииетских ритлей, а евреям - носить на шее обрубок дерева, равный кресту по весу, и надевать черные тюрбаны. Многие из них приняли ислам. Спустя короткое время он разрешил возобновить церкви и храмы и допустил принявших ислам по принуждению возвратиться в свою веру). |
|